Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация социологических гипотез




Классификация социологических гипотез

 

Основание классификации Разновидность гипотез
Тип отражаемой детерминанты Характеризующие связи и состояния Корреляционные Причинно-следственные
Характер временной детерминации объекта Ретроспективные Актуальные Прогностические
Тип получаемого знания Эмпирические Теоретические
Роль в научном познании Описательные Аналитические Объяснительные
Соотношение качественного и количественного подходов Качественные Количественные
Степень разработанности и обоснованности Первичные (рабочие) Вторичные (основные)
Степень общности предложений Гипотезы-основания Гипотезы-следствия
Количество элементарных предположений, содержащихся в структуре гипотезы Простые Сложные (содержащие несколько элементарных предположений)
Степень выраженности элементов системного подхода О составе элементов Атрибутивные (т. е. о свойствах компонентов состава) Структурные Функциональные Структурно-функциональные О закономерностях

Для этого нужно выбрать соответствующую ей разновидность по каждому из оснований классификации. Полученное описание гипо­тезы позволяет придать социологическому исследованию большую осознанность и целенаправленность.


Проводя социологическое исследование, социолог относительно гипотезы решает, как правило, две основные проблемы. Первая зак­лючается в выдвижении гипотезы. Социолог изучает имеющуюся по теме исследования литературу, уделяя особое внимание ранее прове­денным исследованиям. В процессе сбора информации знание неиз­бежно “тяжелеет”, обнаруживая при этом свою неоднородность. Возникшие противоречия приводят к генерированию таких вопро­сов, на которые невозможно ответить на основании уже имеющегося знания. Кроме того, нередко обнаруживаются факты, не вписываю­щиеся в прежние теоретические подходы, а также показывающие не­состоятельность выдвигавшихся ранее гипотез. Гипотезы возникают в результате мысленного “сталкивания” различных фактов, теорети­ческих положений, предположений, теории и практики. Эти “ошиб­ки” обнаруживают парадоксальные состояния познания, а также за­ставляют искать пути выхода из них.

К выдвижению новых гипотез побуждают неоднозначные факты, аналогии, обыденное сознание и здравый смысл, “сумасшедшие" идеи и т. д. Выдвижение гипотез — это творческий, чрезвычайно сложный процесс. Особую трудность при этом составляет проблема формулировки гипотезы, которая предполагает построение ее опреде­ления, соответствующего требованиям к гипотезе. Сформулирован­ное предположение проверяется и уточняется на основе этих требо­ваний, после чего оно обретает статус научной гипотезы.

Вторая проблема состоит в проверке содержательной истиннос­ти гипотезы. Проверка гипотезы, осуществляемая уже при ее форму­лировании, является выяснением ее соответствия гипотетическим требованиям и логической непротиворечивости. Используется также мысленное экспериментирование с гипотезой. Но окончательная содержательная ее проверка происходит только после завершения всего социологического исследования.


Глава 15. МЕТОДИКА

ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сущность методического обеспечения исследования

После решения всех предшествующих задач, связанных с осуще­ствлением методологического раздела программы исследования, со­циолог вступает в качественно новый этап исследовательской рабо­ты. Его деятельность теперь направлена на создание методического, или процедурного, раздела программы социологического исследова­ния, смысл и особенности которого заключаются, во-первых, в мето­дическом обеспечении исследовательских процедур, во-вторых, в выработке их конкретного содержания и порядка, в-третьих, в опре­делении конкретного инструментария для получения данных и логи­ческой схемы анализа и обработки социологической информации. Таким образом, создание методического раздела программы способ­ствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач.

Как правило, в структуре методического раздела программы раз­личают такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки; обоснование методов и техники сбора со­циологической информации; описание способов анализа и логичес­кой схемы обработки данных; составление рабочего плана исследо­вания; разработку стратегического плана исследования.

Как ни важны три первых компонента методического раздела программы (детальнее рассмотрим их далее), невозможно грамотно провести социологическое исследование без рабочего плана. Обычно в него закладывают основные процедурные мероприятия, которые необходимо осуществить при подготовке и проведении исследова­ния. Это позволяет с должной точностью определить затраты време­ни, сил, средств, а также объем работы — как научной, так и органи­зационной. Рабочий план создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела.


В первом разделе предусматривается порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Это прежде всего — вопросы формирования и подго­товки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкете­ров). Здесь же нужно предусмотреть и проведение пилотажного (раз­ведывательного) исследования, которое покажет, как “работает" ин­струментарий. Если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, следует оперативно внести коррективы и в инстру­ментарий, и в программу исследования. Когда документы для рабо­ты полностью готовы, их тиражируют и раздают анкетерам или ин­тервьюерам.

Второй раздел содержит организационные и методические виды работ, т. е. отвечает на вопросы, что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно, чтобы опрашиваемые были предварительно оповеще­ны о целях, задачах и практическом значении социологического иссле­дования, т. е. следует заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если же анкеты или бланки интервью раздаются и заполняются в группах, которые необходимо опросить под руководством анкетера, то в рабочем плане нужно пре­дусмотреть и такую процедуру.

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связан­ных с подготовкой собранной в “поле" информации для обработки ее на ЭВМ. В плане должно быть указано, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для осуществле­ния этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под конт­ролем которых формируется массив информации для ввода в компью­тер. Предварительно исследователи выбраковывают те анкеты, не со­держащие ответов на ключевые вопросы, и кодируют (шифруют) от­крытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводят в память ЭВМ с помощью специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив “переваривается" элект­ронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр или процентов — табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. Одни из них дают ответ только на один поставленный вопрос, где раскрываются все альтернативы, содержащиеся в данном вопросе (" да", “нет", “не знаю”); ответ дается в абсолютных цифрах и процентах; другие — сразу отвечают на группу вопросов, для рас­шифровки их требуются и соответствующая подготовка исследова-


теля, и время. Как тот, так и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

Четвертый раздел предусматривает работы, связанные с анали­зом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выво­ды и формулируют практические рекомендации и предложения за-казчику.

Наряду с составлением рабочего плана исследователи разрабаты-вают стратегический план социологического исследования (табл. 10).

Таблица 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...