Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс




(настоящая фамилия Гернгросс) родился 13 (25) сентября 1882 года в Каменец-Подольске.

В 1900 году поступил в Петербургский горный институт, который закончил девять лет спустя[355]. Одновременно обучался на Высших драматических курсах при Императорском театральном училище, служил статистом в Александринке. По окончании курсов в 1908 году был принят в труппу Александринского театра, где выступил под псевдонимом «Всеволодский», ставшим впоследствии первой частью его фамилии. В 1910 году опубликованы первые научные сочинения Гернгросса, связанные с историей театрального здания в России[356].

{319} Позднее Всеволодский определял метод Своих ранних научных работ как «позитивистический эмпиризм»: «Я поставил своей задачей < …> путем изучения первоисточников установить точные опорные факты»[357]. Среди сочинений этого периода знаменательны работы «Против Волкова как основателя русского театра»[358], «Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче»[359], «Театральный костюм XVIII века и художник Боке»[360], «Иностранные антрепризы Екатерининского времени»[361]. Для «Истории русского театра» под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса (1914) Всеволодским написано несколько глав. Наиболее значительными исследованиями ученого дореволюционного периода стали книги «Театр в России в эпоху Отечественной войны» (1912) и «История театрального образования в России» (1913).

В 1913 году Всеволодский оставил Александринский театр и поступил в труппу Ф. А. Корша (Москва), в которой проработал три сезона. 1916 – 1917 гг. он в антрепризе К. Н. Незлобина.

С 1918 года Всеволодский-Гернгросс сотрудничает в петроградском отделении ТЕО Наркомпроса, выступает как актер в спектаклях Коммунального театра. 1919 год стал последним в его актерской биографии.

В том же году ученый создает в Петрограде Институт живого слова, которым руководил в течение четырех лет (до 1923). Программу института определили идеи, занимавшие Всеволодского с первых лет его научной деятельности, и в первую очередь мысль о том, что «интонация представляет собой средство общения между людьми не менее важное, чем само слово»[362]. Результатом проводившихся здесь исследований стали работы Всеволодского-Гернгросса «Теория русской речевой интонации» (1922) и «Искусство декламации» (1925). Институт живого слова готовил специалистов самых разных профессий — от актеров до лекторов. Наряду с театральным в институте существовал особый ораторский факультет, действовала комиссия по декламации, руководимая Б. М. Эйхенбаумом, была также студия, в которой Всеволодский поставил «Снегурочку» Островского и «Потонувший колокол» Гауптмана.

На базе студии института в 1923 году Всеволодский организует Государственный Экспериментальный театр (ГЭТ). Экспериментальный {320} был задуман как «театр вечных космических проблем»[363]. В декларации ГЭТа говорилось: «Новый театр должен быть театром большого стиля, потому он и стремится к трагедии и массовому действию. Новый театр должен заменить человечеству старые храмы, и потому свой репертуар ГЭТ стремится сосредоточить на произведениях, решающих мировые проблемы»[364]. В то же время Всеволодский рассчитывал реализовать свою давнюю мечту о «театре общественного образования», в котором произойдет слияние науки и искусства, «артисты из шутов и гаеров станут пророками и учителями < …>, а зритель получить наряду с прежними эстетическими впечатлениями и удовлетворение умственное, и назовет театр своей alma mater»[365].

Экспериментальный театр открылся постановкой драмы В. Брюсова «Земля». Затем были поставлены драматическая поэма польского писателя-романтика Э. Красинского «Небожественная комедия», «Читра» и «Жертвоприношение» Р. Тагора, «Строитель Сольнес» Г. Ибсена. Наибольший интерес вызвал спектакль «Обряд русской народной свадьбы». (Сценарий и постановка Всеволодского по этнографическим материалам северных губерний). Спектакль привлек внимание «как первая попытка дать строгую и научно обоснованную сценическую иллюстрацию свадебного обряда»[366]. Последняя постановка ГЭТа — «Что делать? » по Чернышевскому (1928).

Менее значительным оказалось другое театральное начинание Всеволодского — созданный им Этнографический театр при Русском музее в Ленинграде (1930 – 1932). Для биографа ученого театр примечателен лишь тем, что там была поставлена его пьеса «Цыганская дорога».

Позиция Всеволодского — критика в 20‑ е годы объединяет разные направления эстетической мысли. Не примыкая ни к академическому лагерю, ни к различным враждующим между собой левым течениям, Всеволодский-Гернгросс связывает свой эстетический идеал с реставрацией древнейших, исконно национальных форм ритуального и обрядового «театра». Народные празднества и хороводы, массовые действа, в которых объединены все участники и нет размежевания на актеров и зрителей, являют собой универсальную форму, соответствующую задачам культурной революции. Отсюда исходит отрицание традиционного театра как {321} продукта иноземных влияний, чуждых органическим народным началам. Характерно, что в категорию «западнических», мнимо-национальных, «условно-русских» течений зачисляются одновременно и «правые» (МХАТ) и «левые» (Мейерхольд). На тех же основаниях отвергается профессиональный театр вообще, что отчасти сближает Всеволодского с идеологами Пролеткульта. Однако в отличие от пролеткультовцев, притязавших вывести чисто пролетарскую культуру в «колбе» социалистической революции, одинаково безразличных к классическим традициям и народным истокам, Всеволодский делает ставку на последние. Поэтому ему гораздо ближе Вяч. Иванов нежели Керженцев или Плетнев. Резкое противопоставление искусства действенного — созерцательному, действия — зрелищу роднит с теоретическими постулатами ЛЕФа. Утверждение трагедии как жанра, предельно выражающего пафос современности, восходит к Вяч. Иванову и Ф. Степуну, совпадает с В. Волькенштейном и косвенным образом — с практикой Мейерхольда. Данные позиции прослеживаются не только в критических публикациях, но и в научных трудах Всеволодского — историка театра[367].

С 1920 года Всеволодский-Гернгросс работает в петроградском ГИИИ — Государственном институте истории искусств (с 1921 — профессор), театроведческое направление которого определяли А. А. Гвоздев и А. И. Пиотровский. Хотя Всеволодский не примыкал к гвоздевской школе и позднее подчеркивал свою обособленную позицию, в построении методологии научного театроведения ученые шли одним путем. Об этом свидетельствует двухтомная «История русского театра» — главный труд Всеволодского этого периода[368]. Из его работ 1920‑ х годов выделяется монография «И. А. Дмитревский» (1923). В 1928 году выходит перевод Всеволодского трактата немецкого теоретика школьного театра XVII века Ф. Ланга[369].

В 1931 – 1932 гг. научная деятельность Всеволодского-Гернгросса была подвергнута огульной и несправедливой критике в ходе так называемой театроведческой «дискуссии». На страницах рапповского журнала «Рабочий и театр» появились истерические призывы «сорвать с науки о театре вицмундир Всеволодского-Гернгросса», объявленного апологетом «поповской, феодальной России»[370]. А в постановках Этнографического театра усмотрели {322} «неприкрытую кулацкую агитацию»[371]. Грубые нападки и беспочвенные обвинения отразились на работе ученого. Единственное крупное сочинение 30‑ х годов — «Краткий курс истории русского театра» — не представляет научной ценности. В эти годы Всеволодский преподает в Ленинградском университете и педагогическом институте. В 1936 году утвержден в звании доктора искусствоведения.

С 1944 года Всеволодский-Гернгросс жил в Москве: работал в Институте истории искусств, преподавал в ГИТИСе. Среди исследований 40‑ х – начала 50‑ х годов примечательны работы «Политические идеи русской классицистической трагедии»[372], «И. А. Дмитревский»[373], «Крылов и театр»[374], «Ф. Г. Волков и русский театр его времени»[375]. Научная работа Всеволодского этого периода была омрачена развернутой в 1948 – 1949 гг. кампанией против космополитизма[376]. По иронии судьбы обвиненным в низкопоклонстве перед Западом оказался ученый, который много сил отдал борьбе с «иноземными влияниями» за самобытный национальный театр и не только не преувеличивал, а, напротив, недооценивал закономерный характер взаимодополнения разных культур.

Обобщением полувековой научной деятельности Всеволодского явились два обширных исследования: «Русский театр. От истоков до середины XVIII в. » (1957) и «Русский театр второй половины XVIII в. » (1960)[377]. Хотя некоторые положения книг позднее оспаривались историками театра[378], они остаются непревзойденными по широте охвата материала и обилию источников, многие из которых были введены в научный обиход впервые. Последние опубликованные при жизни книги — «Русская устная народная драма» (1959) и «Фонвизин — драматург» (1960).

Скончался В. Н. Всеволодский-Гернгросс 26 октября 1962 года в Москве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...