Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Владимир Михайлович Волькенштейн




родился 3 (15) октября 1883 года в Петербурге.

В Петербургском университете изучал философию и право. За участие в студенческих волнениях был исключен из университета. Образование продолжил в Гейдельберге.

Первое драматическое произведение Волькенштейна было опубликовано в 1907 году. Это сцены «Иван Грозный». Затем последовали драмы и трагедии «Ахер», «Далай Лама», «Ирод и Марианна», «Калики перехожие». Основанные на разном историческом материале пьесы связаны между собой общностью социально-этической проблематики, которая трактуется в духе философии непротивления злу насилием. С первых шагов в драматургии {326} Волькенштейн заявил о себе как приверженец монументально-героической драмы и театра высокой трагедии. «Меня занимало не бытописание и не психологические изыскания, — говорил драматург, — меня увлекали судьбы одухотворенных человеческих страстей»[389].

Из ранних сочинений Волькенштейна наиболее значительна пьеса «Калики перехожие», поставленная в Первой студии МХТ режиссером Р. В. Болеславским. (Премьера состоялась 17 апреля 1914 г. ). По воспоминаниям П. А. Маркова, это была «не только трагедия действия, но и трагедия мысли искания»[390]. За пьесу автора удостоили позднее Грибоедовской премии.

С 1911 по 1921 год Волькенштейн работал в Художественном театре, некоторое время был также личным секретарем К. С. Станиславского. С возникновением Первой студии входил в ее литературную комиссию. Итогом «мхатовского» десятилетия драматурга стала монография «Станиславский» (1922). Эта книга примечательна как первый опыт целостного воссоздания личности Станиславского — режиссера, актера, педагога и теоретика.

Образ Станиславского у Волькенштейна подобен герою трагедии, который логикой драматического действия совершает «фатальную ошибку» и призван искупить «трагическую вину». «Ошибка» Станиславского, по мысли автора, заключалась в том, что он старался подавить в себе истинное дарование художника большого стиля, театра героического и монументального, оказавшись в плену примитивного реализма и нарочитого жизнеподобия. Но в полной мере это никогда не удавалось режиссеру, и «в безвольном томлении чеховских героев разжигал он искры театрального пафоса»[391]. Поворотным для Станиславского стал спектакль «Драма жизни». Начав с отрицания театральности, режиссер возвращается к ней, но к «театральности новой, освобожденной от штампов, насыщенной прочувствованным внутренним содержанием»[392].

 

Книга Волькенштейна привлекала внимание современников прежде всего переоценкой личности и творчества великого режиссера[393]. Но сегодня больший интерес она представляет как документ эпохи, и для биографа автора может служить ключом к пониманию его художественных воззрений.

{327} Свой театральный идеал Волькенштейн связывает с искусством романтическим. Отсюда исходит настойчивое стремление «романтизировать» образ Станиславского. Это в конечном итоге определяет весь комплекс суждений и оценок.

«Театр в ярчайшем своем проявлении, — считал Волькенштейн, — героичен и резко карикатурен, патетичен; проникновение на сцену под видом реализма мелкого мещанского натурализма — злейшая для него опасность»[394]. «В театре нас увлекает большой пафос, не смех, а хохот; не слезы, а рыдания; картины великих подвигов и преступлений, роковая и необычайная игра обстоятельств»[395].

В романтическом театре Волькенштейн видит наиболее полное выражение современности: «В такую эпоху фантазию художников питает в противовес недавнему реалистическому искусству все необычайное, исключительное, максимальное. < …> Если у нас не хватит сил быть романтиками, создать подлинный романтический театр, мы погибли, мы сойдем на нет»[396].

В 20‑ е годы Волькенштейн работает в московском отделении ТЕО Наркомпроса и театральной секции ГАХН, преподает в Литературно-художественном институте, организованном В. Брюсовым, читает лекции в Экспериментальных театральных мастерских (ЭКТЕМАС) при Камерном театре.

В августе 1922 года Волькенштейном была создана Московская ассоциация драматургов (МАД)[397]. В нее входили П. Антокольский, К. Липскеров, В. Масс, Б. Ромашов, А. Файко и другие.

На это время приходится период наиболее интенсивной деятельности Волькенштейна-драматурга: его пьесы идут в Малом театре и Театре Революции, студии «Габима», ЦТКА и Детском театре, ставятся на периферии. Среди них некоторым успехом пользовались комедии «Опыт мистера Вебба» (театр бывш. Корша), «Гусары и голуби» (Малый) и трагедия «Спартак» (Театр Революции). Последняя получила очень высокую оценку А. В. Луначарского.

{328} Плодовитый драматург, за свою долгую жизнь написавший около тридцати пьес, Волькенштейн так и не создал произведения, которое бы стало значительным художественным событием. В историю театра он вошел как серьезный теоретик, вдумчивый исследователь, оригинальный ученый, но не практик. Автор «Драматургии», но не драматург. Написанные по строгим законам теории драмы пьесы Волькенштейна лишены непосредственности и простоты выражения, рассудочны и схематичны, выдержаны в напыщенно декламационной манере.

В 1931 году вышел в свет «Опыт современной эстетики» Волькенштейна. По замыслу автора, исследование «стремилось передать современное эстетическое воззрение, не претендуя быть разработанной эстетической системой»[398]. Суть этого воззрения выражала формула: «красота пользы и польза красоты»[399]. Волькенштейн расширяет понятие эстетического, включая в него наряду с явлениями искусства математические и физические формулы, шахматную игру, технические изобретения. По его мнению, «простейшие геометрические конструкции несут в себе зачаток красоты»[400]. «Машина прекрасна; прекрасна именно потому, что полезна»[401]. Подобное расширительное толкование категории прекрасного поддержал А. В. Луначарский, который предпослал книге свое предисловие. В целом исследование он оценил как «серьезный взнос в эстетическую мысль»[402].

Последняя крупная работа Волькенштейна «Драматургия кино» (1937) ставила задачу «анализа звукового сценария как специфической формы, отличной не только от повествовательного литературного произведения, но и от драмы»[403]. В книге рассматриваются особенности изобразительной сферы кино (монументальное пространство и мимодрама), принципы построения диалога, специфика сюжетосложения и развития характеров, жанровая структура.

В последние годы жизни Волькенштейн написал трагедии «Новый Прометей» (о М. В. Ломоносове), «Смерть Линкольна» и драму в стихах «Папесса Иоанна». (Вышли отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» в 1971 г. ).

Умер В. М. Волькенштейн 30 ноября 1974 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...