Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. «Борис Годунов»




Вопросы и задания

1. В чем Мусоргский видел цель своего творчества?

2. Назовите главные жанры в творчестве композитора.

3. Расскажите о различных периодах жизни и творчества Мусорг­ского.

4. Составьте письменно краткий конспект биографии компози­тора.

5. Какова сценическая судьба «Бориса Годунова»? Какие существу­ют редакции оперы? В чем различие авторских редакций?

6. Осветите роль В. В. Стасова в творческой судьбе Мусоргского.

«Борис Годунов»

Осенью 1868 года в доме Л. И. Шестаковой состоялась беседа Мусоргского с его другом, известным историком В. В. Никольским, который предложил композитору в ка­честве сюжета для оперы трагедию «Борис Годунов» Пуш­кина. Мусоргского всегда интересовали переломные эпохи русской истории: обращаясь к прошлому, он пытался осознать острые проблемы своего времени. Композитор подходил к историческому сюжету как к живой реальности: «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову. В пушкинском сочинении его привлекла возможность воплотить в музыке главную идею произведения — конфликт между народом и царской властью, показать трагедию обездоленных людей и раскрыть душевную драму преступного царя, трагедию его совести (Мусоргский, как и Пушкин, основывал свое произведение на версии историка и писателя Н. М. Карамзина, изложенной в    «Истории государства Российского», согласно которой Борис Годунов был виновен в убийстве в Угличе законного наследника престола, царевича Димитрия. Современные историки считают эту версию недоказанной. В то: время на композитора оказал влияние новый тогда взгляд на эпох> «смутного времени» и личность Самозванца, высказанный историком                                       Ф. И. Шаляпин в роли Б. Годунова

писателем Н. И. Костомаровым).               

Борис Годунов — глубокий и сложный образ: просве­щенный государь — и грешник, терзаемый муками совес­ти; любящий отец — и несчастный человек, преследуемый роковыми обстоятельствами жизни. Царю противостоит народ с его надеждами и ненавистью, терпеливой покорно­стью и стихийной силой бунта. На клавире оперы Мусорг­ский написал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». «Борис Годунов» стал народной му­зыкальной драмой, в которой народ вершит свой истори­ческий суд и является, как и Борис, главным действующим лицом оперы.

Либретто «Бориса Годунова» Мусоргский писал сам, привлекая труды Карамзина и другие исторические доку­менты. Он творчески подошел к трагедии Пушкина, исклю­чил второстепенных действующих лиц и сосредоточил вни­мание на основных образах — Бориса и народа, во многом расширив и углубив их характеристики.

Музыкальный язык оперы имеет ярко национальный характер, который своими мелодическими, ладогармоническими, ритмическими особенностями близок крестьянским песням; композитор использовал в опере и подлинные на­родные мелодии. В вокальных партиях гибко сочетаются певучая кантиленность и выразительная декламационность.

В построении оперы соединяются законченные эпизоды со сценами сквозного развития; причем среди сольных во­кальных номеров предпочтение отдается монологам и пес­ням.

Велика роль оркестра, который, с одной стороны, решает выразительно-изобразительные задачи, а с другой — рас­крывает глубинный смысл чувств и мыслей, сложный «под­текст» вокальных партий. Кроме того, в оркестре звучит и развивается целый ряд лейтмотивов (Лейтмотив («ведущий мотив», нем. ) — краткая музыкальная ха­рактеристика, сопровождающая тот или иной персонаж, эмоцию, явле­ние, предмет и т. д. на протяжении всего произведения).

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

(Мы приводим содержание по второй авторской редакции оперы, включая сцену у собора Василия Блаженного; этот вариант закреплен и в редакции Шостаковича)

Пролог. Картина первая. Двор Новодевичьего монастыря. Пристав угрозами заставляет согнанный сюда народ просить боярина Бориса Годунова вступить на царство. Думный дьяк (Думный дьяк — в Русском государстве XVI—XVII веков низший чин среди членов боярской думы). Щелкалов сообщает, что Борис отказывается от престола. Появляются калики перехожие; их 5 смутные речи народ понимает как призыв к избранию Бориса на царство. Пристав оглашает народу указ — наутро быть в Кремле и ждать там приказаний.

Картина вторая. Площадь в Кремле. Происходит венчание Бориса на царство. Народ славит нового царя. Из Успенского собора выходит Борис; его терзают недобрые предчувствия, но, овладев собой, он велит сзывать народ на праздничный пир.

Действие первое. Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Монах-летописец Пимен заканчивает свой труд. Просыпается молодой послушник Григорий Отрепьев и рассказывает о чудесном сне, предсказывающем ему славу и — неизбежное падение. Пимен описывает Григорию подробности злодейского убийства царевича Димитрия, который был ровесником Отрепьева. Рассказ Пимена производит глубокое впечатление на Григория; в его душе рождается дерзкий план самозванства.

Картина вторая. Корчма на литовской границе. Появляется сбежавший из монастыря Григорий со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Пока старцы угощаются, Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о ближайшей дороге к границе! Входят приставы; они разыскивают «беглого еретика» Гришку Отрепьева. Пользуясь неграмотностью стражников, Григорий берется прочитать указ и вместо собственных называет приметы Варлаама. Но тот разоблачает его хитрость; Григорию удается бежать через окно.

Действие второе. Царский терем в Кремле. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха; царевич Федор изучает географию. Мамка (няня), чтобы отвлечь Ксению, поет шуточную песню комара; затем вместе с Федором затевает веселую игру.

Входит Борис. Он утешает Ксению, поощряет Федора в занятия науками. Оставшись один, Борис погружается в глубокие раздумья о смысле своего царствования, о бедах, пришедших на Русь, о ненависти народа; его мучают воспоминания о совершенном преступлении, и преследует призрак убитого царевича.

Входит князь Шуйский: он приносит известие о появлении в Литве Самозванца, принявшего имя Димитрия. Борис в смятении; чтобы удостовериться в истинности смерти Димитрия, он просит Шуйского, как свидетеля трагедии, подтвердить факт убийства. Коварный царедворец, пользуясь случаем, начинает подробный рассказ, нарочито растравлю душевную рану царя. Борис не в силах дослушать Шуйского и прогоняет его. Часы с курантами начинают отбивать время. Звон курантов рож­дает в измученном сознании Бориса приступ галлюцинаций.

Действие третье. Картина первая. Польша. Комната Марины Мни­шек, дочери сандомирского воеводы. Девушки славят ее красоту. Тще­славная и надменная панна мечтает о власти, о царском престоле в Мос­кве. Ее желания совпадают с замыслами польской знати, которые ей раскрывает иезуит Рангони: Марина должна обольстить Самозванца, чтобы открыть польскому войску путь на Москву.

Картина вторая. Замок Мнишек в Сандомире. Лунная ночь у фон­тана. Влюбленный Самозванец ожидает в саду Марину. Под звуки по­лонеза из дворца выходят гости. Появляется Марина; хитростью и лас­кой она разжигает любовь Самозванца и обещает принадлежать ему, когда он станет московским царем.

Действие четвертое. Картина первая. Площадь перед собором Ва­силия Блаженного. Вокруг храма бродит толпа обнищавшего народа. В соборе идет служба, во время которой предают анафеме Гришку Отрепь­ева. Однако народ верит в чудесное спасение Димитрия и ждет от него избавления от произвола царствования Бориса.

Сопровождаемый толпой мальчишек, появляется Юродивый; маль­чишки дразнят его и отнимают монету. Юродивый плачет. Из собора показывается царское шествие. Голодный люд просит хлеба; Борис раздает милостыню. Внезапно путь ему преграждает Юродивый; он просит защитить его от обидчиков: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». На просьбу Бориса молиться за него Юродивый отвечает отказом.

                                                                             И. С. Козловский в роли Юродивого

  Картина вторая. Грановитая палата в Кремле. Боярская дума приговаривает Самозванца к смертной казни. Входит Шуйский, он рассказывает о подсмотренном им кошмаре государя. Появляется Борис, в бессознании отгоняющий от себя призрак убиенного царевича. Входит Пимен; он рассказывает о чуде — исцелении слепого пастуха, происшедшем на могилке Димитрия. Страдания Бориса достигают предела, он падает без чувств. Очнувшись, зовет Федора и, простившись с ним, умирает.

Картина третья. Лесная прогалина под Кромами (Кромы – деревушка близ литовской границы). Народ глумится над воеводой и издевательски поет ему величальную песню. Варлаам и Мисаил призывают к бунту. Этот призыв рождает новый взрыв народной ярости, выразившийся в хоре «Расходилась, разгулялась сила-уда молодецкая».

Появляется Самозванец. Народ радостно приветствует его и идет вслед за ним на Москву. Юродивый предсказывает народу новые невзгоды и страдания.                                                                                                                  

Пролог. Картина первая открывается небольшим оркестровым вступлением. Скорбная песенная мелодия (исполняемая в унисон двумя фаготами) напоминает протяжную русскую песню и связана с характеристикой народа, его бедами и страданиями:

 Тема, варьируясь, проходит несколько раз; к ней присоединяются все новые подголоски, усиливается динамика, постепенно она приобретает размах, мощное и горестно-гневное звучание.

С появлением пристава вступает новая тема, жесткая и неумолимая. Она «топчется» на месте, повторяя один мелодический и ритмический оборот, и выражает насилие, принуждение:

 

Ответом ей служит хор «На кого ты нас покидаешь», основанный на интонациях и оборотах плачей и протяж­ных песен. Тема вносит новую черту в характеристику на­рода — покорность и мольба сменяются настойчивым воп­лем:

После ухода пристава причитания тотчас прекращаются, и начинается живой диалог между отдельными лицами и группами народа:

 

Мусоргский впервые в русской опере вводит хоровой речитатив, создавая яркие и выразительные характеры живых людей, по-разному думающих и чувствующих.

 

Небольшое ариозо думного дьяка исполнено скорбной торжественности и контрастирует со светлым звучанием хора калик перехожих. Завершает картину печальный мотив оркестрового вступления, постепенно замирающий в нижнем регистре.

Картина вторая. Оркестровое вступление воспроизводит праздничный колокольный звон, где Мусоргский показывает себя мастером оркестровой звукописи. Хор «Слава», обрамляющий картину, строится на теме народной величальной песни и звучит светло и торжественно в до мажоре:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...