Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. «Снегурочка». Краткое содержание




Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте различные стороны творческой деятельности Римского-Корсакова.

2. Какой музыкальный жанр был основным в творчестве компо­зитора?

3. Каковы ведущие темы и образы сочинений Римского-Корсакова?

4. Расскажите об основных событиях жизни и творчества компози­тора. Составьте письменно подробный план-конспект.

5. Какие события в жизни композитора происходили в 1865, 1871, 1882, 1905, 1907 годах?

6. С какими русскими меценатами была связана жизнь Римского-Корсакова?

7. Назовите поэтов, чьи стихи он использовал в своем творчестве.

 

 

«Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на соб­ственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а оконча­тельно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм — одушевление, одухотворение явлений природы, свя­занное с языческими верованиями) вспыхнуло те­перь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миро­созерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берен­деев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разу­ма и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантас­тика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берен­деев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Сне­гурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели. Возник­новение человеческих чувств в душе Снегурочки происхо­дит одновременно с пробуждением весенней природы, зву­ки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно пере­дал в опере.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народ­ного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизо­ды, передающие особенности народного пения. Часто ком­позитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Кор­саков использует также и лейттембры — постоянные инст­рументальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетво­рила автора, так как в ней были сделаны значительные со­кращения, на которых настоял дирижер Э. Направник, по­считавший оперу слишком растянутой. Полностью «Сне­гурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Компози­тор был тронут любовным и бережным отношением к сво­ей музыке и ее прекрасным исполнением.

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. Сказочная страна берендеев. Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рас­сердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет. ... Ночь. Леший возвещает о конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут во­круг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в бе­рендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Леше­му оберегать дочку.

Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масле­ницы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегуроч­ка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

Действие первое. Вечер. Слободка берендеев. По просьбе Снегуроч­ки Лель поет свои песни. Но ему скучно с прекрасной, но холодной девушкой, и, бросив подаренный ею цветок, он уходит к своим подруж­кам — веселым берендейкам. Снегурочка начинает понимать, что она отличается от людей, ибо обделена сердечным теплом.

Появляется красавица Купава: она делится со Снегурочкой своим счастьем — девушка любит и любима, скоро будет ее свадьба с Мизги­рем. Приходит жених с богатыми дарами: по обычаю он должен вы­купить невесту у ее подруг. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь влюбляется в нее без памяти и отказывается от Купавы. Берендеи возмущены изме­ной Мизгиря и советуют потрясенной невесте просить защиты у царя Берендея.

Действие второе. Дворец царя Берендея. Царь, тонкий ценитель прекрасного, расписывает лазоревый цветок. Гусляры славят его муд­рость и доброту. Царь решает наутро, в день великого праздника — Ярилина дня, соединить всех невест и женихов. Вбегает Купава и рассказы­вает о своем горе. Царь сзывает народ на суд над Мизгирем и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку. Берендей, восхищенный ее красотой, поражен, что сердце девушки не знает любви. Он объявляет свою волю: юноша, которого до рассвета по­любит Снегурочка, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгна­ние и клянется зажечь любовь в сердце Снегурочки.

Действие третье. Вечер накануне Ярилина дня. Заповедный лес. Берендеи празднуют канун лета. Парни и девушки водят хороводы, пля­шут скоморохи. За песню царь награждает Леля правом поцелуя самой красивой девушки. Снегурочка надеется на внимание Леля, но тот вы­бирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Ее находит Мизгирь, он умоляет ее о любви, предлагая за это все свои богатства. Снегурочка пугается, не понимая пылкости Мизгиря; на помощь ей приходит Ле­ший. Он преграждает путь Мизгирю и целую ночь водит его по заколдо­ванному лесу, маня волшебным призраком Снегурочки.

Наступает утро. На поляну выходят полюбившие друг друга Лель и Купава. Страдающая от ревности Снегурочка просит мать-Весну наде­лить ее чувством любви.

Действие четвертое. Ярилина долина. Раннее утро. Из озера под­нимается Весна, окруженная цветами. Уступая просьбе дочери, она на­девает на голову Снегурочки волшебный венок, который дарит ей та­лант любви. Вновь появляется Мизгирь, и теперь Снегурочка радостно встречает его.

В долине собираются берендеи для встречи великого праздника — Ярилина дня. Женихи и невесты подходят к царю за благословением. Среди пар — Мизгирь и Снегурочка, которая говорит царю о своем горя­чем чувстве. Но ее счастье недолговечно: познав «огонь любви», она стала беззащитной перед гневом Ярилы. Божество направляет свой луч на девушку, и она, тая, исчезает. Гибнет и Мизгирь, в отчаянии бросив­шись в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей объясняет смысл происшедшего: появление Снегурочки нарушило законы природы, Ярило отомстил Деду-Морозу и перестал гневаться на страну берендеев. Теперь в ней восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь. По знаку царя Лель, а за ним весь народ запевают величественный гимн Солнцу.

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисую­щего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско­вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда-Мо­роза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у вио­лончелей и контрабасов:

 

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ле­нивый, потягивающийся»:

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теп­лая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:

Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в ко­тором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлин­ные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народно-песенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сбор­ника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преоб­ладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и аль­тов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревян­ных духовых инструментов.

Е. К. Катульская в роли Снегурочки            (1910-е годы)

  

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического соп­рано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегуроч­ки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегуроч­ки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

Продолжением музыкальной характеристики Снегуроч­ки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, не­прерывно развивающаяся мелодия строится на напряжен­ных полутоновых интонациях и сопровождается «мерца­ющими»   

 аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных

 духовых:

        В четвертом действии тема ариетты станет основой сце­ны таяния Снегурочки.

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в ко­торой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В нача­ле и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старин­ных обрядовых песен:

 

  Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единствен­ный персонаж, охарактеризованный только песнями. В ор­кестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш, звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов. Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают кон­траст, типичный для народного музицирования:

Е. И. Збруева в роли Леля (1894 год)

 

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; ли­рическая тема ариетты наполнена проникновенной заду­шевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерыв­ность и широта мелодической линии:

               

Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) стро­ится на двух подлинных народных свадебных песнях: пер­вая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступле­нии) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны компози­тором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берен­дея, открывающее сцену, — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени­ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

 

Л. В. Собинов в роли царя Берендея (1911 год)

Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...