Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

96 Широко, величественно.  98 Не слишком быстро. 99 Безмятежно. Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединя­ющими все произведение




96 Широко, величественно

 Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент:

Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединя­ющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие вол­шебные превращения.

За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия (ми ма­жор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей:

 98 Не слишком быстро

Побочная партия состоит их двух тем: первая (до ма­жор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими свет­лыми аккордами у деревянных духовых.

99 Безмятежно

Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря:

  100 Не слишком быстро

      

     Постепенно звучность усиливается, и в момент кульми­нации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

  Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича» (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой араб­ской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в мо­нашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор) исполняет со­лирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и име­ет восточный характер.

Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфони­ческие вариации на тему Календера, а средний воспроизво­дит картины фантастической битвы и подвигов героя, при­чем его фанфарная и маршевая темы интонационно связа­ны с темой Шахриара.

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки. Главная партия (соль ма­жор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия пе­сенного склада, исполняемая скрипками:

102 Подвижно

 

Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струн­ных пиццикато и ударных инструментов напоминает по темб­ру народный восточный ансамбль:

  103 Чуть живее

В репризе главная партия дважды прерывается появле­нием темы Шехеразады.

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это гранди­озный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «соби­рающий» героев произведения на веселом празднике. Слож­ная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия фи­нала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточ­ная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического ри­сунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...