Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вовремя объяснить правила. Оставьте свое эго за дверью. Интервью с теми, кого вы любите, и с теми, кого ненавидите




ВОВРЕМЯ ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА

 

Конечно, неплохо бы вам знать значение этих терминов, но в конечном счете важнее всего, чтобы вы и ваши собеседники понимали их одинаково. Скажу категоричнее: договориться о том, что означают эти термины для вас обоих, нужно до, а не после интервью. Обсуждать такие вопросы после интервью будет непросто. Поэтому лучше договориться перед началом разговора. И повторюсь: если собеседник не выставил свои условия, можете автоматически считать, что все сказанное в интервью разрешено публиковать. Можете использовать все до единого слова. Это даже не нужно оговаривать отдельно. Если собеседник видит, что вы конспектируете его ответы и/или записываете разговор на диктофон, можете с уверенностью считать это молчаливым согласием. Все подлежит публикации, если только не оговорено обратное.

Иногда переговоры вовсе не обязательны. Представьте, скажем, что у меня берет интервью тележурналист, ко мне в кабинет он заявляется с видеографом, они устанавливают оборудование, настраивают звук и свет, и только потом начинается интервью. Ни у кого в такой ситуации не возникает сомнений, что интервью идет под запись и вся полученная информация точно будет использована. Об этом можно даже не говорить. Камера все записывает. Глупо с моей стороны прерывать разговор восклицанием: «Эй, погодите, я не давал согласия на запись! » Сидя и наблюдая за установкой оборудования, прицепляя микрофон к рубашке, я даю свое пусть негласное, но все же согласие на запись интервью и понимаю, что оно «для прессы».

Если собеседник хочет, чтобы какая‑ то часть интервью не попала в печать, ему следует предупредить: «Это не для записи». Когда кто‑ то говорит мне такую фразу, я обсуждаю, почему для них это важно и что их беспокоит. Я пытаюсь помочь им избавиться от тревоги, не прибегая к манипуляциям и не притворяясь, что знаю больше, чем на самом деле. Передо мной живой человек. И сам я тоже живой человек. Важно то, как мы друг с другом обращаемся. Вам важно не утратить доверие любого собеседника – как и доверие ваших читателей. Кроме того, я объясняю собеседнику, почему информация, которую он может сообщить, очень важна, почему для статьи – а значит, и для читателей – будет лучше, если информацию обнародуют, и указываю, почему эти сведения никому не повредят (но только если сам в это твердо верю).

Когда собеседник говорит, что предпочел бы разговор «не для записи», я обычно поступаю так: если интервью происходит по телефонной связи, я записываю основные моменты, но беру свои заметки в крупные скобки и пишу на полях крупными буквами НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ. В конце интервью я говорю собеседнику что‑ то вроде: «Давайте поговорим о том, что не должно появиться в печати? » После этого у меня появляется возможность выведать, что мешает собеседнику дать свое разрешение, и самому объяснить, почему, на мой взгляд, его сведения могут быть важны (если, конечно, я сам в этом уверен). Так начинается процесс переговоров.

Но, если я беру у кого‑ то очное интервью и мне говорят: «А сейчас я скажу кое‑ что не под запись», тогда я обязан положить ручку и выключить диктофон, чтобы собеседник не сомневался, что я уважаю наш договор. Когда щекотливая тема себя исчерпала, я говорю: «А теперь я снова включаю диктофон, да? » В самом конце интервью я по возможности возвращаюсь к теме, которую человек предпочел обсудить «не для записи», и пытаюсь извлечь хотя бы что‑ то полезное для себя.

Некоторые журналисты этого не делают. Им не нужна информация, которую нельзя использовать. Конечно, этот путь более прозрачен, но я лично предпочитаю путь переговоров.

Самое важное, на мой взгляд, чтобы и вы, и ваш собеседник оба одинаково понимали, что вкладывается в понятие разговора «для справки», «без ссылки на источник» и «не для записи». Убедитесь, что вы определяете эти понятия одинаково и что видите разницу между ними. А еще проследите, когда во время интервью возникают те или иные оговорки.

Так что правила и правда существуют, Билли Кузимано. В нашем деле действительно есть правила.

 

Оставьте свое эго за дверью

Интервью с теми, кого вы любите, и с теми, кого ненавидите

 

Есть еще кое‑ что, о чем стоит подумать, когда вы берете интервью: это ваше эго.

Мы тратим на подготовку столько времени (изучаем обстоятельства, до мелочей продумываем вопросы, можно даже сказать, что немного зацикливаемся на человеке и исследуемом материале), что иногда забываем о существовании еще одного человека, который сыграет важнейшую роль в предстоящем процессе. Это вы. Чтобы по‑ настоящему хорошо подготовиться к интервью, вам нужно продумать собственную роль в интервью, а не только вопросы, которые зададите.

Интервью нельзя считать состоявшимся тогда, когда вам удалось уговорить нужного человека пообщаться с вами. Ценность этого разговора во многом зависит от вашего взаимодействия с собеседником. А это означает, что вам важно обдумать свои мотивы, «слепые пятна», автоматические убеждения и предрассудки, но больше всего – свое эго.

Каждый раз, когда нам приходится разговаривать с кем‑ то на регулярной основе, у нас невольно возникает чувство любви или ненависти (или по крайней мере приязни или неприязни) к людям, с которыми мы общаемся. Врачи любят беседовать с одними пациентами и не выносят общения с другими. То же самое справедливо для полицейских, социальных работников, адвокатов, специалистов отдела кадров, то есть для всех, с кем нам ежедневно приходится сталкиваться и разговаривать. Некоторые люди дают прямые и разумные ответы, соглашаются с вашей оценкой разнообразных обстоятельств, и это значительно упрощает ваш день.

А есть все остальные.

Когда я учился в школе, я подрабатывал санитаром в отделении реанимации. Тогда еще я хотел стать врачом. Особый интерес у меня всегда вызывал один врач‑ реаниматолог, и не в хорошем смысле. Казалось, что каждого пациента он воспринимал как личный вызов, но с одним парнем он обращался особенно жестоко. Он несколько раз оказывался в реанимации, и каждый раз после неудачной попытки суицида. И вот однажды я был с этим пациентом в смотровой. В тот раз он порезал вены, но был жив и в сознании. Когда врач увидел пациента, он покачал головой и сказал:

– Опять ты?

Потом он снял повязки с его запястий, промыл раны, наложил швы, параллельно не прекращая ругать парня за то, что он тратит его время.

– В следующий раз режь не поперек, а вдоль, – орал врач, демонстрируя, как именно нужно сделать надрез, «чтобы наверняка». – Не хочу больше тебя здесь видеть!

Надеюсь, не нужно говорить, что это совершенно неприемлемый способ общения с кем бы то ни было, а уж тем более с пациентом в состоянии сильного стресса.

Не будьте как тот врач. Всегда оставляйте свои проблемы за дверью.

В какой‑ то момент своей карьеры вам придется вступать во взаимодействие с людьми в таких ситуациях, когда просто нельзя демонстрировать им свои истинные чувства. Перед вами будет стоять рабочая задача. Вне зависимости от того, как на самом деле вы относитесь ко всем этим людям, вы обязаны научиться контролировать свое поведение в их присутствии. Вы профессионал. Вам важно производить впечатление человека беспристрастного. Вы обязаны делать так, чтобы человек с вами разговаривал, а не выслушивал ваши поправки, суждения и критику.

В сложные моменты помните, кто вы и какова цель вашего интервью. Интервью – не самый подходящий момент для того, чтобы зарабатывать себе очки или доказывать, на что ты способен. Это не самый подходящий момент для демонстрации другому человеку, какой ты остроумный, язвительный, умный и вообще замечательный. Ваше эго всегда стремится занять главенствующее положение, всегда готово защищаться и уверено в собственной правоте, готово как к оскорблениям, как и к лести. Вам необходимо научиться распознавать признаки раздувающегося эго – и немедленно выпускать из него воздух. Сообщу вам жестокую правду: сколько бы усилий вы ни прикладывали, интервью – это не про вас. Повторяйте это снова и снова. Интервью – не про вас. Отправьте это всем интервьюерам, кого вспомните. Им всем необходимо такое напоминание.

Но эго может увести вас в обратном направлении и в противоположном смысле. Иногда во время интервью нам хочется произвести особенное впечатление на собеседника. Это не в меньшей степени вредит работе, потому что так вы можете отвлечься и забыть о цели интервью.

Я обычно очень тщательно отбираю гостей для участия в своем «Писательском симпозиуме». Чаще всего это люди, которыми я восхищаюсь, которые являются примером для начинающих писателей. Так что можно сказать, я уже большой их поклонник.

Мне не приходится прикладывать усилия к тому, чтобы их полюбить. Мне они и так уже нравятся. Разумеется, в ходе интервью возникают всякие сложные ситуации, но вовсе не потому, что я лелею тайную надежду поставить человека в неловкое положение. Как я уже неоднократно говорил выше, публика ждет колючих вопросов, ожидает их и мой собеседник. В этом заключается часть нашей сделки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...