Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неклассические размеры (логаэды, дольник, тактовик) в русском стихосложении.




Остальные формы современного русского стиха отличаются другими принципами ритмического строения или же меньшей степенью урегулированности, чем силлабо-тонические стихи.

Логаэды. Эта форма стиха пришла в русское стихосложение из стиха античного, где долгие слоги (слоги ударные) упорядочивались не внутри одного стиха, а как бы «вертикально», то есть в строфе в определенной, заранее условленной последовательности, чередовались строки с различным расположением долгих слогов. То, что так непонятно объясняется, отчетливо видно в стихе:

Майска тиха ночь разливала сумрак.

Голос птиц умолк, ветерок прохладный

Веял, златом звезд испещрялось небо,

Рощи дремали.

Я один бродил, погруженный в мысли

О друзьях моих; вспоминал приятность

Всех счастливых дней, проведенных с ними;

Видел их образ.

(Востоков).

Такая форма называется «сапфической строфой» (от имени древнегреческой поэтессы Сафо или Сапфо, которая изобрела этот стих), и основывается он на том, что в каждой строфе в первых трех стихах ударения падают на первый, третий, пятый, восьмой и одиннадцатый слоги, а в четвертой строке — на первый и четвертый.

В поэзии XX века также есть логаэды, но пришли они уже совершенно явно не из античной метрики, а от собственных закономерностей стиха, от его внутреннего звучания:

Сегодня дурной день,

Кузнечиков хор спит,

И сумрачных скал сень

Мрачней гробовых плит.

(Мандельштам).

Если логаэдический стих представляет собой замену одного вида урегулированности («горизонтального») другим («вертикальным»), то прочие виды русского неклассического стиха представляют собой разрушение регулярных закономерностей чередования внутри отдельного стиха.

Дольник. Споры о дольнике продолжаются в русском стиховедении уже достаточно давно, по крайней мере с десятых годов прошлого века.

В трудах различных авторов он по-разному назывался (дольник, паузник, тактовик, леймический стих, ударник), по-разному объяснялись закономерности его урегулированности и его возникновения.

Дольник представляет собой размер, в котором так же, как и в классических размерах, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена: количество безударных слогов между ударными может свободно колебаться от нуля до двух. При этом расположены они в различных строках неодинаково:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

(Блок).

Такая свобода в выборе дает поэту дополнительные возможности для создания стиха с нервным, прерывистым ритмом, то ускоряя движение стиха, то замедляя его. Такая свобода требует от поэта жесткого самоограничения, умения поставить перед собой точные границы, переступить которые он не имеет права, чтобы не разрушить стих.

Вновь обращаясь к дольнику, отметим, что в рамках единой формы дольника существуют различные его разновидности, значительно отличающиеся друг от друга. Дольник может тяготеть к более строгим размерам — например, к логаэду:

Белые бивни

бьют

в ют.

В шумную пену

бушприт

врыт.

Вы говорите:

шторм —

вздор?

Некогда длить

спор!

(Асеев).

Вообще необходимо сказать, что вопрос о дольнике и его формах является весьма запутанным, и разграничение дольника, тактовика, чисто тонического стиха иногда проводится чисто арифметически: если интервал между ударными слогами может быть 1--2 слога — это дольник, если 0--3 слога — тактовик, если более — чисто тонический стих. На наш взгляд, проблема не решается таким образом, и пути исследований русского дольника еще только намечаются.

Необходимо отметить, что в дольнике, так же, как и в тактовике, равноударность строк является не фактической, а принципиальной.

 

35. Литература в системе культуры. Понятие о культурной и литературной традиции.

Литература - понятие условное, а её центр - литература вымысла (для Пушкина его письма и дневники - часть его личной жизни, для нас - литература).

Культура:

1) Материальная - вещный мир, вещь отдельно от человека.

2) Духовная - имеет внешнюю форму, (картина на полотне и написана красками), но содержание не сводится к внешней форме. (Картины Рембрандта стоят больше, чем то, на чем они изображены). Произведение искусства - это, прежде всего, мысленный образ, а не материальный.

19-20 вв. появляется новое разделение на:

1) культуру - удобство, облегчение жизни, в широком смысле - духовно - базовые, вечные основания или стремление к ним.

2) цивилизацию - то, что порождает материальное

Литература входит в сферу духовной культуры. Она не является наукой, но для того, чтобы говорить о ней сознательно, представлять, что она такое, нам нужны описания как 2-ой степени (кто-то захочет написать продолжение «Братьев Карамазовых»), так и полухудожественные произведения (где автор выказывает свое отношение к героям, проблемам, книгам).

Лингвист де Соссюр (ввел категории языка и речи, синхронии и диахронии):

- Синхрония - развитие языка на современном этапе, не одномоментное, несколько протяженное, но на этом промежутке стабильное. Существует в одном временном срезе, в современности, относится к каждому автору по отдельности, то есть в вопросе «Пушкин и современные люди» современники Пушкина — люди того времени.

- Диахрония - исторические изменения языка и литературы, историческое движение от истоков к современности и наоборот.

Литература есть отражение изменений, поскольку она претерпевает изменения. То, что сегодня синхрония, завтра станет диахронией. В каждый исторический момент традиции наследовались, вносилось что-то новое (новаторство). Однако это новое, становясь плотью литературы, превращается в традицию.

Синхрония и диахрония - это не застывшие категории. Традиционное может оказаться новаторством и наоборот.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...