Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пародия, ее сущность, ее роль в литературном процессе.




Признаки пародии:

- высмеивание, передразнивание

- смешные детали, комический эффект

- направленность на кого-либо, пародирование

- высмеивание недостатков (человека, политика)

Не во всех пародиях встречаются вышеуказанные признаки. Бывают несмешные, не вызывающие желания улыбнуться пародии. (Например, высмеивание пристрастия Бунина к аллитерациям одним из пародистов)

Пародия может быть смешной и направленной на какое-либо лицо, может быть смешной, но не направленной ни на кого, может быть направленной на кого-либо, но не смешной. Связано это с тем, что выделяется 2 типа пародий:

- пародийность (пародийная функция) - пародировать кого-то, сделать смешным текст кого-то (их немного).

- пародичность (пародическая форма) - направлено не на автора, переделывание чьих-то текстов

Приемы пародии заключаются иногда в том, что для изменения смысла иногда достаточно заменить слово, звук, переправить заглавную букву на строчную и наоборот, изменить знак препинания.

Если функция не пародийная, то какая же она?

Жуковский написал «12 спящих дев» - одна из первых русских баллад. Сразу начали выходить пародии (например, «12 спящих будочников», на эту поэму, причем написанные не врагами, а друзьями - Пушкиным, Вяземским, А.И. Тургеневым. Таким образом друзья продвигали текст.

40. Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы (*).

Олицетворения основаны на отождест­влении явлений природы, растительного и животного мира с сознательной жизнью и деятельностью людей по принци­пу сходства между ними. Олицетворение — это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, но имеющий в произведении самостоятельное предметное значение.

В лирическом народном творчестве образы-олицетворе­ния часто создавались в помощью обращений к тем или иным явлениям природы как к живым и сознательным существам. Так, в «Слове о полку Игореве» Ярославна, узнав о поражении Игоря, обращается с укоризной и прось­бой к ветру, Днепру, солнцу.

Олицетворения лежат в основе образного параллелизма. Этот вид образности возник еще в устном синкретическом творчестве. В древно­сти люди, будучи зависимыми от сил природы, не только уподобляли ее явления и процессы своим сознательным действиям, но и наоборот — мыслили о своих действиях и отношениях по аналогии с процессами, протекавшими в неорганической природе или в мире животных и расте­ний. Отсюда и возникли в их словесном творчестве параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Так, в русской народной песне поется: «Не свивайся, не свивайся, трава, с повиликой. || Не свыкайся, не свыкай­ся, молодец, с певицей. || Хорошо было свыкаться, тошно расставаться».

Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это — первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений — на втором (это — второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь. Такая разновидность образности называется прямым двучленным параллелизмом.

В специальной статье о параллелизме А. Н. Веселовский определяет этот вид образности как «сопоставление по признаку действия, движения». «...Параллелизм, — писал он, — покоится на сопоставлении субъекта и


объекта по категории движения, действия, как признака волевой жизнедеятельности». Он называл такой паралле­лизм «психологическим», в отличие от параллелизма «ритмического», т. е. от интонационного сопоставления фраз, стихов в процессе пения или декламации. Однако такое определение сужает значение параллелизма образов, так как он основан, по существу своему, не только на эмоциональной, психологической связи между явлениями природы и отношениями человеческой жизни, но и прежде всего на их объективном сходстве, получающем обобщаю­щее познавательное значение.

Гораздо меньшее распространение получил возникший на основе прямого параллелизма параллелизм от­рицательный, встречающийся особенно часто в уст­ной народной поэзии славянских народов. Но сходство между ними и их дейст­виями уже не есть их тождество: их тождество отри­цается с помощью отрицательной частицы «не». Кажется, сокол летит и роняет перья — нет, это молодец скачет и роняет слезы. И отрицание тождества явлений здесь более важно, чем утверждение их сходства. По замечанию Веселовского, «психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма...».

Поэтому отрицательный параллелизм не может слу­жить самостоятельным средством предметной изобрази­тельности, основой построения целого произведения. Он употребляется обычно в зачинах произведений или отдель­ных их эпизодов.

41. Литература, беллетристика, массовая литература. Их соотношение в литературном процессе.

Эксперты делят произведения литературы в рамках литературных процессов или вне их на 3 категории, каждая с ценностным направлением:

1) Собственно литература (высокая, классическая лит-ра)

Нетленный запас лит. ценности. Литература прошлого: Пушкин, Толстой, Чехов. Небольшой круг писателей, чье творчество до сих пор живет в общественном сознании.

Интеллектуальная элита общества должна понимать, что эта лит-ра - носитель архетипов, зерно, объединяющее национальное самосознание, дающее национальному самосознанию вписаться в мировое сознание, общемировой запас культурных ценностей - «золотой запас». Это представление человечества о том, какой культурой оно должно питаться.

2)Более низкая, но необходимая для существования лит процесса - Беллетристика. (На франц-ом беллетристика = вся существующая лит-ра).

Эта лит-ра не создает худ. мира - она дает только намеки, но не оставляет окончательной оформленности, то есть решает лишь часть литературных задач.

Новый роман Пелевина - общество считает необходимым прочитать его, обдумать. Но со временем становится ясно, что в книгах Пелевина не на все вопросы даны ответы, не все автор видит в современности, в его стиле много провисающего, недейственного. Он - первый из символов беллетристики.

Лит-ра, век которой определяется существованием поколения, определяется развитием общества и за эти пределы, как правило, не выходит, остается в своем времени

История - не единственный критерий. «3 мушкетера» мы читаем и перечитываем сегодня, хотя это - не высокая лит-ра. герои - незаконченные характеры, тенденции, воплощающие универсальные черты без живого человеческого характера и несколько однообразных ситуаций, постоянно повторяющихся сцен. Несмотря на недостатки, в определенный момент времени эта книга отвечает нашим чувствам, помогает в трудную минуту.

Главное - целостность художественного мира, то, что можно проанализировать. Однако, что является высокой литрой, а что - беллетристикой, в ряде случаев определить невозможно. Есть то, что признано классикой.

3)На франц-ом - паралитература = «рядом с литературой»

В Германии ее название - тривиальная литература. Англия - массовая, trash. Граница между беллетристикой и паралитературой размыта.

Тривиальная лит-ра - женский роман, гангстерские, квази (=как бы) исторические романы - это все разработано беллетристикой и лишь повторяется в произведениях массовой лит-ры. Каждый новый женский роман повторяет все предыдущие - одни и те же характеры, сходные сюжеты с минимальными, высосанными из пальца вариациями.

Для науки паралитература неинтересна, изучать детективы Бушкова никто не будет. Интересно для изучающих литру другое: почему ее читают люди, на какие ожидания публики она рассчитана.

Массовая лит-ра - художественный мир на все произведения, правильнее сказать, художественный мир напрочь отсутствует. Срабатывают заимствованные из произведения в произведение схемы, «обкатанные» в сознании читателя. В беллетристике художественный мир возникает, но не завершается.

42. Основные особенности художественной речи (*).

— это о б р а з н о-экспрессивная речь. С помощью слов художественной речи писатели вос­производят те индивидуальные черты своих персонажей и подробности их жизни, которые составляют в целом предметный «мир» произведения. Поэтому речь художественных произведений всегда обладает эмоциональной выразительностью. Говоры.

- Чем дальше писатель от реализма, тем в большей мере в действиях, мыслях, чувст­вах его героев, а также в их речи раскрываются не столько сущность их характеров, сколько идейно-эмоциональная направленность, тенденция произведения, тем ближе их речь по своим особенностям к авторской речи.

Вот, например, как говорит в повести Карамзина «Бед­ная Лиза» главная героиня, крестьянская девушка, живу­щая со своей матерью в подмосковной деревне: «Здравст­вуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь але­ют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». По выраженному в этих фразах эмоциональному отношению к жизни, по выбору и интонационному звуча­нию слов это речь самого писателя, а не простой необразо­ванной крестьянки, выросшей в условиях повседневного деревенского труда.

- в собственно авторской повествовательной речи писатели-реалисты не всегда соблюдают нормы литера­турного языка. Бывает так, что они ведут повествование от лица одного из своих героев или же от лица того или иного рассказчика, не участвующего в ходе событий про­изведения. Тогда словесная ткань произведения заключает в себе ху­дожественное применение того или иного социального диалекта. Писатель может даже «стилизовать» в своем по­вествовании диалектные особенности речи, придавая им творчески большую насыщенность и характерность, чем они могут иметь в жизни, и вместе с тем выражая ими свое отношение к изображаемым характерам.

- Писатели избегают нарушения целостности и худо­жественности словесного строя своих произведений, если их герои и в выражении отвлеченных интересов обнаружи­вают особенности своих социальных характеров, если в их речи на общие темы раскрывается своеобразие их со­циальной психологии, чувств, стремлений и, наконец, ин­дивидуальности героев.

- художественная литература, по специфическим особенностям своего содержания, с одной стороны, дает писателям большие возможности творчески применять в своих произведениях различные виды речи, а с другой стороны, по той же содержательной специфике ограничи­вает их в этом отношении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...