Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая подготовка гиревика




Баранов, В.В.

 

Б 24 Гиревой спорт как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов [Текст]: методические указания/В.В. Баранов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005.-37с

 

В методических указаниях рассмотрены основные элементы техники выполнения упражнений классического двоеборья в гиревом спорте, как эффективного средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, методика обучения начинающих спортсменов, примерные планы учебно-тренировочных занятий,

 

представлены правила соревнований и спортивная классификация.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования при изучении дисциплины ”Физическая культура” и преподавателей кафедр физического воспитания ВУЗов.

 

 

ББК 75.712 я 7

 

Баранов В.В., 2005

 

ГОУ ОГУ, 2005


 


Введение

 

Интенсивное развитие передовых отраслей промышленности, компьютеризация и автоматизация различных сфер производства привели к значительному повышению уровня жизненного комфорта и резкому снижению двигательной активности большей части населения.

 

Проблему оздоровления общества практически невозможно решить лишь медицинскими и социальными мероприятиями, направленными преимущественно на лечение уже больных людей или улучшение среды обитания, но не на воспитание физической и валеологической культуры личности. Наиболее оправданным является путь усиления адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, гармоничного развития личности молодого человека посредством регулярных занятий физической культурой и спортом, закаливания, рационального питания, соблюдения правильного режима, профилактики вредных привычек, т.е. здорового образа жизни.

 

Наиболее эффективным средством укрепления здоровья является физическая нагрузка. Движение во время нагрузки растормаживает клетки коры больших полушарий, усиливает циркуляцию воздуха, заставляет сердце работать эффективнее, а это ускоряет ток лимфы и крови по сосудам, в свою очередь, улучшает питание мышц и внутренних органов.

 

Бесспорно, здоровье человека определяется множеством влияний, однако среди той части явлений, которая зависит от человека и может быть преобразована волей и настойчивостью, решающее значение принадлежит двигательной активности. Этот фактор в наиболее «очищенной» и концентрированной форме является основным средством физического воспитания.

Два действующих начала содержат самые различные виды двигательной активности, используемые в занятиях физическими упражнениями: информацию и энергию. Работа мышц – не только механические действия, помогающие организму преодолеть силу тяжести.

 

В каждом мельчайшем действии, в любом сокращении волокон, из которых состоят скелетные мышцы, в каждом натяжении связок сухожилий – источник нервных импульсов, направляющихся по нервам в центральную нервную систему, а оттуда распространяющихся по всем без исключения внутренним органам. Работа мышц, таким образом, - это источник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань организма. В результате этих импульсов улучшается состояние и повышается их жизнедеятельность. Рефлекторные влияния от сокращающихся мышц и других звеньев двигательного аппарата (моторно-висцеральные рефлексы) оказывают трофическое, т.е. стимулирующее, повышающее работоспособность влияние на ткани и органы. В этом их исключительно важное значение для организма. Таким образом, мышца и весь двигательный аппарат представляют собой самый крупный орган чувств - ведь только


 


мышцы составляют около 2/5 массы всего тела. Информация, возникающая в процессе мышечной деятельности, имеет жизненно важное значение.

Мышцы - это мощный генератор энергии, организующий накопление энергии во всех органах и тканях организма. Моторно-висцеральные рефлексы играют роль своеобразных «проводов», через которые тканям передаются стимулы, активирующие энергетические процессы во всех тканях организма.

 

На основании вышесказанного можно утверждать, что одним из эффективных средств достижения целей физкультурного воспитания являются упражнения с гирями. Попробуем обосновать эффективность использования средств гиревого спорта на занятиях по физической культуре

 

в вузе и выявить их резервы в воспитании ценностного отношения к физической культуре.

В примерной учебной программе по физической культуре для высших учебных заведений цель физического воспитания студентов сформулирована как формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих воспитательных, развивающих и оздоровительных задач:

 

понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

 

знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

 

овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

 

обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности личности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Все эти задачи в той или иной мере можно эффективно решать с помощью средств гиревого спорта.

Упражнения с гирями развивают такие физические качества, как сила, общая и силовая выносливость, ловкость, координация движений, гибкость; способствуют проявлению морально-волевых качеств занимающихся – целеустремленности, настойчивости, решительности.


 


Упражнения с гирями эффективно влияют на укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Обобщение накопленного опыта тренерско - преподавательской работы автора позволили сформулировать следующие задачи профессионального физического воспитания студентов с использованием средств гиревого спорта в вузе:

 

1) изучение и совершенствование рациональной техники выполнения упражнений с гирями;

 

2) совершенствование и развитие комплекса физических качеств, включающего силу, общую и силовую выносливость, ловкость, гибкость;

3) укрепление сердечно-сосудистой системы;

4) закаливание;

5) воспитание морально-волевых качеств, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям гиревым спортом, ценностного отношения к этому процессу;

6) изучение методик самостоятельного развития физических качеств, поддержание в тонусе всех систем организма;

 

7) умение организовывать и проводить занятия гиревым спортом, инструкторская и судейская практика;

8) самоконтроль, диагностика самочувствия во время занятий;

9) подготовка к участию в соревнованиях (для желающих).

В разрезе исследования проблемы воспитания ценностного отношения

к физической культуре мы условно подразделили образовательные задачи занятий гиревым спортом на три группы:

направленные на совершенствование двигательной деятельности, а именно: обучение студентов общим навыкам жизненно важных движений, формирование у них умений правильно планировать и эффективно осуществлять различные двигательные действия, воспитание готовности (установки) быстро и эффективно усваивать новые двигательные умения, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни, в быту, в непосредственных сложных ситуациях и т.д.

 

призванные вооружить студентов теоретическими знаниями и

 

практическими умениями использования средств ГС для укрепления здоровья, закаливания организма, построения правильного режима труда и отдыха, повышения работоспособности и др., т.е. приобщить к здоровому образу жизни;

направленные на развитие профессионально-прикладных способностей, основные компоненты которых характеризуются функционально-структурным сходством с соответствующими компонентами

 

профессиональной деятельности. Профессионально-прикладные способности, в отличие от специальных профессиональных способностей, являются условием сравнительно успешного выполнения широкого круга сходных видов деятельности.

 

К профессионально-прикладным способностям, эффективно развиваемым средствами гиревого спорта, могут быть отнесены:


 


дифференцирование пространственных, временных, силовых характеристик движений руками и ногами;

 

сила и специальная динамическая выносливость; общая выносливость; скорость двигательной реакции;

 

распределение и переключение внимания.

 

От решения этих трех групп образовательных задач зависит ценностная ориентация я студентов на занятия физической культурой, приобщение к здоровому образу жизни. А именно: чем качественнее студенты усваивают соответствующие знания, чем глубже происходит у них развитие абстрактно-теоретического мыслительного компонента двигательной активности, тем выше результаты в формировании умений и навыков, развитие профессиональных способностей, воспитании ценностного отношения к физической культуре. Общеизвестно, что действенность средств физической культуры в значительной степени зависит от того, насколько сознательно занимающийся выполняет физические упражнения и понимает их целевое значение.

 

Утверждение здорового образа жизни молодых людей сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений гуманизации высшего образования. Значимость формирования ценностной ориентации в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и преумножения здоровья студентов и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Здоровье и физическая работоспособность являются условием и базисом для раскрытия творческого потенциала личности, ее профессиональной самореализации. От того, насколько эффективно удается сформировать и закрепить ценностные ориентации на занятия физической культурой и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем образ жизни человека и его благополучие.

Логика внедрения аксиологического подхода в процессе приобщения студентов к занятиям с помощью средств гиревого спорта нами строилась на основании двух теоретических позиций:

 

во-первых, только сформированное ценностное отношение к своему здоровью является гарантом его сохранности;

 

во-вторых, важнейшим фактором воспитания ценностного отношения к физической культуре является эмоционально-двигательная компонента. Специфика валеологических ориентаций и сложность их формирования заключается в том, что они должны быть выведены на уровень привычки ощущения удовольствия и радости движения.

 

Исследование проблемы приобщения молодежи к здоровому образу жизни показало, что обязательным фактором этого процесса является воспитание особого отношения к собственному здоровью, которое выражается в сознании его ценности, а также позитивно-эмоциональном стремлении к действиям по его укреплению.


 

 


Анализируя влияние комплекса средств гиревого спорта на организм молодого человека, мы убедились, что при всем разнообразии форм и методов занятий оздоровительная физическая культура использует два основных пути реализации своего влияния на организм, обеспечиваемые различными физическими механизмами: тренировку и активный отдых.

 

Без необходимого объема двигательной активности человек не может пройти успешно все фазы созревания, не может реализовать в своей жизни все, что дано генетически, в виде задатков, и является предпосылкой насыщенной и активной жизнедеятельности. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что благотворный эффект занятий силовыми упражнениями особенно сказывается на состоянии мышечной и костной ткани, у хорошо тренированного человека мускулатура достигает до 50 % массы тела (против 35-40 % у нетренированного). В мышцах повышается содержание белков, саркоплазмы и сократительного белка миозина. В тренированных мышцах усиливается сократительная способность, улучшается активное и быстрое их расслабление. Коэффициент утилизации кислорода мышцами у тренированных лиц выше, чем у нетренированных. Повышается возбудимость мышц. В результате увеличивается сила и работоспособность мышечной системы.

 

Наш опыт проведения занятий со студентами с применением средств гиревого спорта показывает, что под влиянием физических упражнений значительно укрепляется весь опорно-двигательный аппарат – кости становятся более массивными, увеличивается прочность связок, сухожилий и хрящей. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается экономичность работы в покое и при нагрузках малой и средней мощности, максимальная мобилизация всех мощностей при предельной работе. Хорошо тренированных спортсменов в состоянии покоя характеризует редкий пульс (от 40 до 60 уд/мин), тенденция к снижению артериального давления.

Влияние упражнений с гирями на центральную нервную систему сказывается в глубокой перестройке ее функций – в увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Опыт показывает, что тренированный человек путем волевых усилий способен мобилизовать резервные силы организма, быстро переключиться на другую деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека (движения точны, четки, уверенны).


 


Физическая подготовка гиревика

 

Основные физические качества, необходимые для достижения результатов в ГС, это сила, общая и силовая выносливость, гибкость (подвижность суставов), ловкость (координация движений).

 

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (В.М.Зациорский). Проявление силы мышц возможно:

без изменения длинны мышц (статический режим);

б) при уменьшении длинны мышц (преодолевающий режим); в) при увеличении длинны мышц (уступающий режим).

Сила – произведение массы на ускорение. Ее величина может возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (собственно силовые движения, например поднимание отягощения околопредельных весов), либо за счет увеличения ускорения при постоянной массе (скоростно-силовые движения, например, рывок гири). Скоростными принято считать движения, при которых величина проявляемой силы очень мала, несмотря на значительное ускорение.

 

К факторам, определяющим силу мышц, относятся поперечник и длинна (при прочих равных условиях мышечная сила тем больше, чем больше суммарный поперечник сокращающихся мышц).

К основным мышцам, участвующим в работе при выполнении упражнений классического двоеборья в ГС относятся мышцы-разгибатели плеча, спины, бедра, голени и мышц-сгибателей предплечья

и плеча, дельтовидные мышцы.

Выносливость – способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, способность бороться с утомлением (Н.Г.Озолин). Выносливость спортсмена зависит от мышечной силы, быстроты движений, подвижности в суставах. Решающее влияние на уровень развития выносливости оказывают воля, психическая установка спортсмена, совершенство техники движений, позволяющее проявить экономно, без лишних энергозатрат свои функциональные возможности.

 

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – способность продолжительно выполнять работу с использованием многих мышечных групп при высоких требованиях к дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системам. В различных видах спорта конечный результат спортсменов зависит от специальной выносливости - способности продолжительно выполнять специализируемое упражнение.

 

Основой подготовки гиревика является силовая выносливость – специфическая форма проявления силовых способностей в условиях двигательной деятельности, в которой требуется относительно длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности (Ю.В.Верхошанский).


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...