Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Неопределенность и риск при принятии




ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ.............................................................. 274

8.1. Понятие неопределенности и риска.............................................................. 274

8.2. Классификация неопределенности и рисков............................................... 275

8.3. Управление инвестиционными рисками..................................................... 279

8.4. Направления отражения риска в расчетах экономической эффективности инвестиций.................................................................................................. 287

8.4.1. Классификация направлений и методов оценки риска............................ 287

8.4.2. Учет рисков в процессе формирования исходной экономической информации................................................................................................. 288

8.4.3. Учет рисков при обосновании рисковой премии.................................... 289

8.4.4. Учет рисков при анализе чувствительности проекта.............................. 299

Основные понятия......................................................................................................306

Контрольные вопросы................................................................................................306

Тесты......................................:................................................................................. 308

Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ ПРОЕКТОВ.............................................................. 314

9.1. Проекты по техническому перевооружению действующего производства........................................................................................................314


9.2. Проекты с использованием лизинга.............................................................. 315

Основные понятия................................................................................................... 328

Контрольные вопросы................................................................................................ 329

Тесты.............................................................................................................................329

Глава 10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ................................................................................................. 332

10.1. Общие принципы оценки эффективности.................................................. 332

10.2. Оценка эффективности инвестиций в акции.............................................. 334

10.3. Оценка эффективности инвестиций в облигации...................................... 336

Основные понятия...................................................................................................... 343

Контрольные вопросы................................................................................................ 343

Тесты...................................................................................................................... 344

Глава 11. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ФИНАНСОВОЙ НАДЕЖНОСТИ И РИСКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ..................................................... 347

11.1. Краткая характеристика применяемых программ................................... 347

11.2. Программный продукт Uniground 1.0........................................................ 348

11.2.1. Структура программы............................................................................ 348

11.2.2. Порядок выполнения расчетов............................................................... 351


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Однажды экономист заглянул в свою alma mater. Бывшего студента заинтересовали экзаменационные вопросы, и он попросил показать их. К его глубокому удивлению, за 10 лет они не изменились. Увидев растерянность бывшего ученика, профессор пояснил: «Вопросы те же, меняются ответы». Это в полной мере относится и к проблемам оценки экономической эффективности инвестиций.

Все основные задачи развития экономики решаются с помощью инвестиций — от создания новых объектов предпринимательской деятельности до обновления, технического перевооружения действующих предприятий. Инвестирование всегда рассматривалось в связи с решением сложных проблем укрепления позиций предприятия на рынке, преодоления экономического кризиса.

Во все времена перед инвестором стояла задача принятия решения об инвестировании. Сложность состоит в том, что таких задач всегда большое множество, а ресурсы ограничены. Кроме того, каждая из них многовариантна в том смысле, что может быть решена с помощью различных систем машин, технологий, методов организации производства и т. п.

Обоснование управленческого решения о выборе приоритетных направлений инвестирования является проблемой экономической. Мало иметь ресурсы, составляющие суть инвестиций, — чтобы достичь главной цели предпринимательской деятельности — получить прибыль, надо еще умело ими распорядиться.

Для принятия такого рода решений необходимы специальные методы оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, в котором обосновываются способы и средства достижения поставленной производственной задачи.

Надежные методы расчета эффективности инвестиций нужны прежде всего самому инвестору — инициатору проекта. Он должен знать: какого экономического эффекта он вправе ожидать от проекта, насколько верны результаты его расчета, насколько они устойчивы по отношению к неизбежным отклонениям условий реализации проекта от принятых при расчете, особенно в современной российской экономике. Это придает


уверенность инвестору в его действиях и, в частности, при внешнем заимствовании необходимых средств. Эти расчеты также необходимы и для взаимодействия с внешним миром: привлечения акционеров, кредиторов, во многих случаях получения поддержки от органов власти.

Методы оценки, позволяющие получить вразумительный (обоснованный) ответ на поставленный вопрос о предпочтениях, совершенствовались, давали возможность все более обоснованно принимать управленческие решения.

В былые времена решения об инвестировании принимались собственниками на основе опыта и интуиции, проведения элементарных расчетов о соотношении предполагаемой прибыли и капитальных вложений. Когда в развитых странах впервые возникла задача обновления производственного аппарата в связи с его устареванием, на первых порах она решалась путем сопоставления очевидных показателей — путем сравнения затрат на капитальный ремонт и на приобретение нового оборудования. В дальнейшем этот расчет был дополнен уровнем предстоящих эксплуатационных издержек по заменяемой и новой технике, которые позволяли учесть в определенной степени меру морального износа и др.

С соображениями о методах оценки эффективности в середине XX в. можно было ознакомиться главным образом в материалах научно-практических конференций, в разного рода публикациях. На практике это приводило к применению неоднозначных методических подходов, которые далеко не всегда позволяли объективно оценить экономическую целесообразность вложения средств в развитие или преобразование производства. Официальные методические рекомендации для оценки эффективности капитальных вложений появились в нашей стране в 1960-х гг.

Для обоснования выбора предпочтительных вариантов решения производственных задач в (в условиях планово-распределительной системы) были разработаны 2 методики: «Методика определения эффективности капитальных вложений» и «Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса». Вторая из упомянутых методик (в ред. 1989 г.) отразила ряд прогрессивных базисных методических идей. В этой связи следует отметить прежде всего рекомендации по переходу на показатель чистой прибыли в качестве критериального выражения экономической эффективности, введение метода учета фактора времени, что позволило использовать в расчетах элементы экономической динамики и ряд других инноваций. Разумеется, определение эффективности капиталообразующих инвестиций в директивной экономике проводилось с позиции интересов общества в целом, игнорировалось влияние инфляционных процессов и риска, не принималась во внимание возможность использования различных схем финансирования и т. п. Вместе с тем многие из предлагавшихся решений не потеряли своей актуальности и в наше время.

Смена социально-экономических ориентиров, произошедшая в России в 1990-х гг., коренным образом преобразовала систему управления инвестиционной деятельностью. Во-первых, центр принятия решения об инвестировании средств переместился с центральных органов управления на уровень предприятий, коммерческих банков, инвестиционных компаний. Во-вторых, такие решения стали приниматься на принципиально новой методической основе, предопределенной требованиями рыночной экономики.

В развитых странах Запада применяется немалое количество методик расчетов экономической эффективности инвестиций. Пожалуй, наиболее распространенными из них являются рекомендации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)[1].

Они были подготовлены большой группой известных на Западе ученых, банкиров, специалистов консалтинговых организаций и имели целью дать развивающимся странам инструмент для повышения качества технико-экономических обоснований инвестиционных проектов и способствовать их стандартизации, что особенно важно в условиях глобализации экономических отношений. Но как потом оказалось, эти рекомендации получили более широкое распространение, чем это изначально предполагалось. Предложенный ЮНИДО подход был принят государственными министерствами, банками, организациями по содействию инвестициям, университетами, а также консультационными фирмами и инвесторами.

В России в начале 1990-х гг. о требованиях к методам оценки эффективности инвестиций с позиции собственника знали лишь узкий круг ученых и специалистов, профессионально исследующих проблемы эффективности. Даже в библиотеке Института экономики Академии наук СССР не было ни одного экземпляра методики ЮНИДО, изданной на всех языках стран, входящих в ООН[2].

В Самаре русская версия методических рекомендаций ЮНИДО появилась лишь в 1992 г. Случайно один из авторов настоящего учебника узнал от профессора Самарского технического университета В. М. Радомского, что тот работал с рекомендациями ЮНИДО в зарубежной консалтинговой организации и даже привез 1 экземпляр в Самару. Снять почти трехсотстраничную ксерокопию было лишь делом времени. Ее основные положения были впоследствии использованы нами, впрочем, как оказалось, и другими специалистами, для разработки методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиций с учетом специфики российской экономики, а также для постановки новых учебных дисциплин по экономике и управлению инвестиционной деятельностью.

Впервые для отечественной практики лишь к 1994 г. был подготовлен документ, ориентированный на рыночные экономические отношения, отразивший международный опыт и стандарты по технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов. Вторая редакция методических рекомендаций вышла в свет в 2000 г. В ней нашли отражение пятилетняя отечественная практика экономической оценки инвестиций, а также выводы многочисленных исследований и публикаций российских и зарубежных ученых, обосновывающие необходимость внесения ряда дополнений и уточнения ранее сформулированных положений[3]. Во втором издании более адекватно учтены особенности оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях российской экономики, оно содержит более полное и конкретизированное описание основных методов такой оценки, значительно расширяет круг рассматриваемых вопросов и ответов на них.

По составу проблем и предложенным методам их оценки и анализа вторая редакция рекомендаций имеет уникальный характер. Ее значимость для развития мирового сообщества может быть поставлена в один ряд с рекомендациями ЮНИДО.

Первая и вторая редакции методических рекомендаций соответствуют общепринятым в мире стандартам оценки экономической эффективности. В них нашли отражение современные взгляды ученых-экономистов, исследующих эту проблему на протяжении многих лет применительно к условиям рыночного экономического механизма.

Использование зарубежного опыта оказалось, все же недостаточным для прямого переноса методик в российские условия. Уже с первых шагов применения идей ЮНИДО, программы «Comfar» стало ясно, что на оценку эффективности инвестиций оказывает влияние отличие нынешней российской экономики от той, для которой написаны западные рекомендации.

В отличие от западных и в дополнение к ним в отечественных рекомендациях дано решение ряда актуальных задач. В частности, предложены методы оценки влияния инфляции на конечные показатели, характеризующие эффективность проектов. Особенно заметно инфляция сказывается на показателях эффективности, если финансирование проекта осуществляется одновременно в рублях и инвалюте или целиком в инвалюте. В западных методиках эти вопросы даже не поднимаются, поскольку при относительно незначительных и постоянных темпах инфляции она не играет заметной роли в оценке эффективности. Авторы отечественных разработок подробно рассматривают методы использования различных сценариев реализации проекта для оценки риска недополучения предусмотренных проектом доходов. По их мнению, отражение риска в норме дохода станет, как и на Западе, преобладающим подходом лишь по мере развития финансового рынка, преодоления сложившегося существенного разброса (в темпах) депозитных и кредитных ставок, норм дохода (дисконта).

Рекомендациями учитывается специфическая роль государства, заключающаяся в оказании поддержки некоторым особо крупным инвестиционным проектам, оказывающим заметное влияние на экономику, работу смежных отраслей, имеющих межгосударственное значение. Для такого рода проектов введен расчет нового вида эффективности — общественной эффективности, регламентированы методические особенности их выполнения. К числу других особенностей российской экономики, учтенных в методических рекомендациях, можно отнести отличие бухгалтерского и статистического учета, что сказывается на специфике построения потоков денежных средств в инвестиционном бюджете, сложность и нестабильность налоговой системы.

Предлагаемое учебное пособие призвано оказать содействие студентам в освоении современного комплекса знаний и умений, необходимых

для решения наиболее сложного класса экономических задач — определения экономической эффективности инвестиционных проектов.

Определение экономической эффективности инвестиций, суть которого состоит в том, чтобы выяснить, в какой мере решения, предусмотренные проектом (технические, технологические, маркетинговые, организационные, финансово-экономические), соответствуют целям и экономическим интересам инвестора, является в современных условиях единственным способом технико-экономического обоснования принятия управленческого решения в этой сфере.

Содержание и логика изложения учебного материала в настоящей книге предопределены рядом принятых нами исходных принципиальных положений. Первое из них связано с выбором методических ориентиров по оценке эффективности.

Мы уже отмечали, что существует немало западных методик оценки эффективности инвестиций. Был создан и отечественный вариант методических рекомендаций, которым был придан официальный статус, т. е. они, по существу, являются обязательными для разработчиков инвестиционных проектов, по крайней мере тех, кто претендует на государственную поддержку.

Как известно, в процессе ТЭО инвестиционного проекта принимают участие многие заинтересованные стороны: отечественные и зарубежные предприниматели и коммерческие банки, региональные и федеральные властные структуры. Не вызывает сомнения, что первым необходимым условием достижения единства при подготовке решения по инвестированию является единство в понимании системы показателей эффективности, их ранжирования, состава исходной информации, включая информацию о макроэкономической среде и прогноз ее изменения, и, самое главное, критериев принятия окончательного решения. Обычно такие условия и требования закрепляются в профессиональных методиках, обобщающих современные достижения науки и практики.

Здесь уместно вспомнить о непрекращающихся дискуссиях экономистов по всем аспектам развития общественного устройства, факторах роста производства, включая проблему эффективности, чему имеются объективные предпосылки и в России, и в зарубежных странах. Общеизвестны многочисленные анекдоты об этой стороне профессионального мышления экономистов (см., например, в интернете сайт Минэкономразвития). Так, Черчиллю приписывают такой анекдот: «Если поместить в одну комнату двух экономистов, вы получите два мнения. Но если одним из них окажется лорд Кейнс, мнений будет три».

Арбитром в спорах экономистов при решении вопросов об инвестировании может служить, по, нашему мнению, методика, разработанная высококлассными специалистами, прошедшая к тому же экспертизу в ряде центральных органов управления и апробированная на практике. С развитием науки отдельные положения рекомендаций будут скорректированы, предложены более корректные подходы. Примером тому является выход в свет новой редакции методических рекомендаций спустя 5 лет после опубликования первого для рыночной России варианта методики оценки эффективности инвестиционных проектов с целью их отбора для финансирования[4]. Но в современных условиях вторая редакция методических рекомендаций — самый надежный инструмент для обоснования инвестиционных проектов. Поэтому она и обрела статус официальной.

Разумеется, если собственник-проектоустроитель разрабатывает и реализует проект самостоятельно, без привлечения внешних инвестиций, он может его формировать по одному ему известному сценарию технико-экономического обоснования. В литературе и на практике по этому поводу высказывается немало соображений. Но, чтобы избежать принятия ошибочных решений и связанного с этим риска потерь дохода, а возможно, и всей собственности, все же целесообразно проводить оценку инвестиций, направляемых в реальный проект, по апробированной методике.

Таким образом, при освоении в учебных заведениях России проблем экономической оценки инвестиций должны использоваться те методические рекомендации, которые соответствуют требованиям мирового сообщества и отражают специфику переходного состояния, российского рыночного хозяйства. Это отразилось при изложении в учебном пособии научных принципов оценки эффективности, характеристики видов и показателей экономической эффективности, методов ее расчета. В учебном пособии мы постарались поддержать идею унификации определений и обозначений показателей, используемых в экономических расчетах.

В то же время при написании пособия мы исходили из понимания различий целевой установки методических рекомендаций и учебногопроцесса.пособия. Главное из них состоит в том, что методические рекомендации должны четко показывать, как делать, как считать, как оперировать информацией. Методические рекомендации рассчитаны на профессионалов и поэтому мало что в них нужно объяснять, обосновывать. Здесь главное как считать. Иной подход должен применяться в учебном пособии. Учебное пособие должно обучать. В нем следует показывать, почему надо считать, оценивать так, а не иначе или какие имеются иные способы решения конкретной задачи.

В учебном пособии особое внимание должно уделяться обоснованию логики расчета, показу связи между удаленными на первый взгляд экономическими процессами, отражению в расчетах требований хозяйственного механизма и т. п. В развитии этих идей и их рассмотрении в учебном процессе как раз и состоит важнейшая задача подготовки специалистов высшей квалификации — формирование экономического образа мышления.

Так, например, в методических рекомендациях нет упоминаний о критериях экономической эффективности, о том, что построение показателей экономической эффективности инвестиций должно быть ориентировано на чистую прибыль. Для большинства экономистов это давно стало аксиомой. Но без подробного разъяснения проблемы критерия эффективности в учебном процессе нельзя понять суть вычета размера авансированного собственного капитала из итогового потока реальных денежных средств, отражающего чистый доход инвестора для оценки эффективности акционерного капитала. Поэтому в книге для читателя, впервые столкнувшегося с этой важнейшей проблемой теории определения эффективности, очень важно ее изложить по возможности подробно.

К разряду аналогичных вопросов методики преподавания (а их немало в рассматриваемой учебной дисциплине) мы отнесли проблему обоснования приемлемой для инвестора нормы дохода и включения таких требований в расчеты экономической эффективности. Методологический и методический аспекты решения указанной проблемы в учебном пособии отнесены к разряду первостепенных, связанных с творческим подходом к ее обоснованию как уникального показателя для каждого проекта.

Следует также обратить внимание на одно отличие стиля изложения учебного пособия от методических рекомендаций.

Учебное пособие призвано оказать помощь формированию экономического мышления будущего экономиста-менеджера. Этого можно достичь, в частности, рассмотрением альтернативных методов реше-ния задач, обеспечивающих получение таких же результатов, но более простыми приемами, а главное, более доступными к усвоению. В учебном пособии- такой подход подробно рассмотрен при изложении вопросов формирования денежных потоков для уточнения расчетов эффективности по собственному капиталу. В таком же направлении с критических позиций рассматривается малопонятная процедура деф-лирования, используемая для расчета эффективности в прогнозных ценах.

В учебном пособии условно можно выделить 4 части:

в первой части (гл. 1-4) рассматривается теоретический аспект оценки эффективности инвестиций;

вторая часть (гл. 5,7-9 и 11) рассматривает в основном прикладные вопросы оценки эффективности;

третья часть (гл. 6 и 10) посвящена рассмотрению проблем финансовых инвестиций, их оценке;

в четвертой, последней, части рассматриваются программные пакеты по оценке и анализу экономической эффективности и финансовой устойчивости инвестиционных проектов.

Важно, чтобы читатели обратили внимание на последовательность изложения. Многолетний опыт преподавания показал, что избранная схема помогает усвоению содержания курса. Логика изложения предопределена сформулированной концепцией содержания определения экономической эффективности проекта. Исходный момент этой концепции состоит в том, что экономическая оценка проекта сводится к определению эффективности инвестиций, вкладываемых (направляемых) в проекты, будь то создание (развитие) объекта предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики либо формирование портфеля ценных бумаг. Сущность процедуры по определению эффективности проекта состоит в выяснении соответствия проекта, заложенных в нем решений — от технических и до схем финансирования — целям и интересам инвесторов. Чтобы реализовать сформулированные положения, в работе подробно рассматриваются во-первых, методика формирования нормы дохода, приемлемой для инвестора, во-вторых, методика экономического измерения разнообразных решений (технических, организационных, маркетинговых и др.), предусмотренных в проекте, и, в-третьих, показаны варианты включения требований инвесторов в расчеты показателей эффективности.

Первое и второе направления методики должны решаться на единой методологической основе (это доказывается в гл. 3), ибо в противном

случае невозможно будет решить главную задачу — определить эффективность проекта.

Изложенная схема стадийности в определении эффективности пронизывает содержание основных разделов, в которых излагаются вопросы оценки всех видов эффективности как в действующих, так и в прогнозных ценах.

В развитие основных методических положений по определению экономической эффективности проектов в самостоятельные главы выделены вопросы неопределенности и учета риска (гл. 8); проблемы оптимизации источников финансирования проектов (гл. 6); особенности оценки некоторых типов инвестиционных проектов (гл. 9).

Расчеты эффективности инвестиционных проектов весьма трудоемки, в особенности это связано с анализом и проектированием необходимых предпосылок повышения эффективности, оценкой риска при различных сценариях развития сферы реализации проекта. Выход был найден в использовании для расчетов современных информационных технологий. Рассмотрением этих вопросов завершается учебное пособие. В главе 11 дан обзор часто используемых программных пакетов, которые рассматриваются и сравниваются с единой точки зрения. Наряду с этим дается достаточно подробное описание собственного программного пакета Unigroud.

Основные теоретические и методические положения по определению экономической эффективности проиллюстрированы содержательными примерами. Они, как правило, являются «сквозными». Их поступательное «обогащение» информацией по мере перехода от оценки проекта по одному виду эффективности к другому, от использования текущих цен к прогнозным (с учетом инфляции) при применении различных схем финансирования позволяет наглядно показать и доказать важность практической реализации основных положений теории экономической эффективности инвестиций.

Учебный курс «Экономическая оценка инвестиций» является системообразующей дисциплиной. В нем очень удачно объединяются знания студентов по всем дисциплинам, предусмотренным учебными планами по экономическим специальностям. Объясняется это тем, что инвестиционный проект является идеальной моделью, отражающей экономический процесс создания и использования объекта предпринимательской деятельности.

Такие процессы описываются потоками реальных денежных средств — притоками (доходами), оттоками (затратами) по всем сферам деятельности (инвестиционной, операционной и финансовой), склады-

вающимися между ними как в рамках проекта, так и со внешней средой (государством, смежниками, финансовым, фондовым и товарным рынками и т. д.). Потоки такого рода формируются в полном соответствии с действующим в стране механизмом хозяйствования и поэтому регламентируют экономическое поведение инвесторов в стремлении к достижению его главной цели — получению прибыли. В рамках технико-экономического обоснования проекта требования хозяйственного механизма реализуются в применяемых системах планирования, учета, финансирования, налогообложения, ценообразования, прогнозирования макроэкономических процессов и т. п., т. е. всего того, что составляет содержание многих дисциплин учебного плана экономических специальностей.

Как никакая другая дисциплина, «Экономическая оценка инвестиций» помогает достижению важной цели обучения — формированию экономического образа мышления. Если бы такая дисциплина не была бы востребована объективными условиями развития производства, ее надо было придумать для совершенствования учебного процесса.

Дисциплина «Экономическая оценка инвестиций» по своему содержанию может быть отнесена к блоку дисциплин общеэкономического направления. Во-первых, она является межотраслевой. Отраслевая специфика проявляется лишь по разделу, посвященному подготовке исходной информации, необходимой для экономической оценки инвестиций. Во-вторых, методические проблемы и порядок экономической оценки инвестиций являются едиными для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов. Поэтому настоящее пособие адресуется для подготовки экономистов-менеджеров по всем экономическим специальностям.

В заключение нам представляется актуальным высказать некоторые соображения об освоении новых подходов к оценке эффективности на практике и тех задачах, которые возникают в сфере профессиональной подготовки специалистов. Мало иметь надежный методический инструментарий, надо еще уметь им пользоваться.

Очень важно проследить процесс практического освоения новых подходов к оценке экономической эффективности. Об этом можно судить по отдельным известным нам фактам. Так, например, в 1996 г. в преддверии подготовки необходимой документации на оформление еврозайма, который предполагалось разместить на льготных условиях на предприятиях Самарской губернии, в областную администрацию поступило около 220 инвестиционных проектов. При их экспертизе

оказалось, что лишь десятая часть составлена экономически грамотно, т. е. соответствует международным стандартам технико-экономического обоснования инвестиционных проектов. В настоящее время ситуация изменилась. Проекты обосновываются в новой системе показателей эффективности. Но требования второй редакции по расчету эффективности пока не осмыслены. Известные программные продукты по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, по проведенному нами опросу в апреле текущего года, остаются в старой версии.

Новые подходы к оценке эффективности осваиваются не без затруднений. Примечателен следующий факт. При рассмотрении в Минэкономразвития в конце 2000 г. ряда крупных инвестиционных проектов, рассчитывающих на государственную поддержку, 4 проекта ее не получили. Основная причина состояла в том, что ни один из финансовых директоров, представляющих эти проекты, не понимал, как грамотно связать финансовые потоки с остальными параметрами инвестиционного проекта[5].

Многолетний исследовательский и педагогической опыт дает нам основание считать, что освоение методов экономической оценки и финансового управления инвестиционными проектами по праву следует отнести к «высшему пилотажу» в области экономических расчетов.

На предприятиях и в органах управления российской экономикой имеет место острый дефицит в специалистах новой формации, владеющих современными, основанными на обобщении международного опыта знаниями в сфере управления инвестиционной деятельности. Сегодня стало очевидным, что низкий уровень менеджмента на уровне предприятий и организаций является одной из главных причин, препятствующих преодолению кризиса экономики.

Авторы учебного пособия рассматривают его подготовку и публикацию как посильный вклад в ускорение решения этой непростой задачи.


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие «Экономическая оценка инвестиций» подготовлено в связи с введением в учебные планы ряда экономических специальностей, впервые с 2002/2003 учебного года, одноименной дисциплины. В Самарской государственной экономической академии современные проблемы оценки экономической эффективности начали разрабатываться и внедряться в учебный процесс с начала 1990-х гг., когда на практике были востребованы новые подходы к планированию инвестиций и инвестиционной деятельности, адекватные требованиям рыночного экономического механизма. В 1994 г. был разработан и введен в учебные планы по ряду специальностей оригинальный курс «Экономика инвестиций и инвестиционной деятельности». Применительно к этому курсу был опубликован необходимый комплекс учебно-методических материалов.

В предлагаемом пособии отражен многолетний опыт кафедры «Экономика промышленности» по преподаванию упомянутого курса. Наряду с этим при его подготовке были использованы материалы выполненных авторами исследований, в том числе по разработке инвестиционных проектов и инвестиционных программ для предприятий нефтеперерабатывающей промышленности нефтяной компании ЮКОС, ОАО Самара нефтегаз, группы предприятий «Сургутгазпром», производственно-коммерческой фирмы Новокуйбыгиевскхлеб, завода Строммашина, а также ряда исследований по проблемам управления инвестиционной деятельностью промышленных компаний, проводимых по государственному плану НИР (1993-2002).

При написании учебного пособия использованы многие работы отечественных и зарубежных авторов, известные методические рекомендации

В учебном пособии значительное место уделено теории эффективности и конструированию методов определения эффективности инвестиционных проектов с учетом требований этой теории.

Вопросы методики иллюстрируются многочисленными упрощенными примерами, которые отражают последовательно все этапы определения эффективности в условиях, приближенных к реальным условиям разработки и реализации инвестиционного проекта.После каждого раздела приведены тесты — своеобразные испытания в форме вопросов и задач, по результатам выполнения которых можно судить о знаниях, умении и навыках испытуемого. Выполнение тестовых заданий необходимо всем, кто хочет освоить курс с помощью нашего учебного пособия.

Учебное пособие подготовлено в двух форматах: печатном и мультимедийном. Мультимедийный вариант является программно-обучающим комплексом. Он позволит читателю вести диалог с ПК, быстро находить необходимые ссылки, подсказки, использовать стандартные программы для решения тестовых заданий, вести поиск исходной информации, необходимой для принятия управленческих решений по инвестированию, в Интернете.

Система тестирования построена таким образом, что при неверных ответах она отсылает читателя к тем страницам соответствующего раздела, где излагается учебный материал, освоение которого позволит найти верный ответ на сформулированный вопрос, т. е. учебное пособие включает важный элемент самообучения.

Этой же задаче подчинены вопросы по каждому разделу. Они в сравнении с обычными экзаменационными вопросами сформулированы как детализированные. Таким образом, нам удалось обратить внимание читателя на те узловые проблемы, освоение которых помогает разобраться и осмыслить логику и содержание соответствующих разделов учебного пособия.

Учебное пособие построено таким образом, что читателю предоставляется возможность проводить самостоятельно оценку изученного материала.

Ответы оцениваются по системе «правильно — неправильно». Оценка знаний испытуемых проводится по отдельным разделам и в целом по курсу.

Наряду с мультимедийным вариантом учебного пособия успешному освоению курса будет способствовать применение в учебном процессе давно апробированных активных методов обучения и, в частности, проведение деловых игр на базе самостоятельно выполненных курсовых проектов по ТЭО инвестиционных проектов. Для этих целей применительно к дисциплине «Экономическая оценка инвестиций» могут быть рекомендованы изданные учебно-методические пособия[6].Мы рекомендуем в курсовом проекте все расчеты по экономической оценке инвестиций" проводить в двух вариантах — «вручную» («пальчиковым» методом) и на персональных компьютерах с использованием специальных программных пакетов. Проведение расчетов «вручную» не следует рассматривать как анахронизм. Дело в том, что достаточно сложная системная связь всех этапов расчета эффективности и разделов инвестиционного проекта удобнее всего прослеживается при использовании «пальчиковой» методики. Впоследствии при использовании компьютерных программ, особенно «закрытых», это позволит лучше понимать и анализировать связь полученных результатов с исходной информацией.

Деловая игра «Выбор» проводится на заключительном этапе изучения курса. Цель проведения игры — овладение навыками по управлению инвестиционными проектами как в процессе их разработки, так и при их реализации. Деловая игра «Выбор» моделирует реальную инвестиционную деятельность предприятия в условиях реализации рыночного экономического механизма. Ее успешное проведение предполагает широкое использование современных информатизационных технологий.

Учебное пособие разработано коллективом кафедры экономики промышленности Самарской государственной экономической академии: доктор экономических наук, профессор М. И. Ример — предисловие, введение, гл. 3-6 (совместно с А. Д. Касатовым), § 9.1, гл. 11; кандидат экономических наук, доцент А. Д. Касатов — гл. 1, 2; кандидат экономических наук, доцент Н. Н. Матиенко — гл. 7 (совместно с А. Д. Касатовым), 8 (совместно с М. И. Римером), § 9.2, гл. 10. Программный продукт «Uniground 1.0», использованный в гл. 11, разработал кандидат экономических наук А. В. Белокон. Пример, иллюстрирующий оценку экономической эффективности инвестиций (гл. 5), подготовлен аспирантом С. А. Носовым. Мультимедийный аппарат по учебному пособию разра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...