Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития. Речевого дыхания. У дошкольников. С нарушениями речи. Введение. Белякова Л. И. , гончарова Н. Н. , шишкова Т. Г. Б 43 методика развития речевого дыхания у дошколь-




.

Серия «Логопедические технологии»

Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ


Москва 2004


С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


ББК7-1.: * Б 43


ВВЕДЕНИЕ


 


Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошколь-

ников с нарушениями речи

   

[SBN б 88821 Ofl

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л. И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е. В. Лаврова,

доктор мед. наук профессор Л. Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практи­ческой работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н. А. Трохина) Северного окружного управле­ния Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие пе­дагоги Г. В. Прокопенко, М. Л. Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизар­трией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонаци­онную выразительность речи в целом, способствует правильному програм­мированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология раз­вития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отде­лений вузов в овладении специальностью.

ББК 74. 3

ISBN 5-93927-098-0

© Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004


Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения че­ловека. Процесс физиологического дыхания в норме осу­ществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является бо­лее активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мыш­цы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опус­кают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, явля­ясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-ребер-ный). При любом типе дыхания диафрагма обязатель­но задействована, однако доля ее участия разная. Наи­менее физиологически оптимальным является ключич­ное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - гру­добрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологи­ческой роли диафрагмальной мышцы с помощью спе­циальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

— 3

1 *-4609


Дыхание в процессе речи, или так называемое ре­чевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыха­нием в спокойном состоянии имеет существенные отли­чия, обусловленные особыми требованиями, предъяв­ляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и бо­лее глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количе­ства воздуха, способного обеспечить поддержание под-складочного давления и правильного голосоведения. Большое значение1 для озвучивания связного высказы­вания имеет рациональный способ расходования воздуш­ной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколь­ко необходимо звучание голоса при непрерывном произ­несении интонационно и логически завершенного отрез­ка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфи­ческий «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма много­кратно производит тонко дифференцированные колеба­тельные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет со­бой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Харак­тер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лекси-ко-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается па­раллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации го-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...