Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приятие и неприятие особого в себе и в других -




Приятие и неприятие особого в себе и в других -

результат внутриличностного моделирования родительских отношений

 

Особое влияние на стиль всех последующих его выборов, на отношение ко всему миру и к собственным свойствам, на освоение и реализацию этих своих и чужих свойств, оказывает характер присвоения свойств родительских. Их взаимодополнение ил и игнорирующая друг Друга конфронтация.

Взаимопризнание родителей /их интерес к отличному, проблематичному, незнакомому друг в друге, взаимная поддержка этого отличного - их любовь друг к другу/, присваивался интериоризируется.

Взаимопризнание родителей становится основой содружественных отношений сознательного и неосознанного, всех свойств личности: материнских, отцовских, всеобщих и индивидуальнейших, новых и старых.

Взаимопризнание родителей оказывается тем первым опытом человека и тренингом его отношения, который навсегда обеспечивает открытый опыту, инициативе, новизне, творческий способ существования.

Напротив, взаимное непризнание родителями друг друга, интериоризируясь, останавливает развитие ребенка на инфантильных фазах, оставляет его пожизненным имитатором. С детства программируют у него такой способ жить, который рождает весь спектр агрессивных отношений человека с миром и с самим собой - всегдашнюю его стесненность, безбудущность и болезнь.

 

 

Сознание, субъективный образ общества и спонтанность

 

Подчеркну, что, если в первом случае сознание как «комплекс социально значимых деятельностей»[169] формируется в качестве орудия всего круга биологических, индивидуально и личностно значимых потребностей человека, в качестве инструмента, помогающего ему включиться в свою общественную среду, стать ее полноценной, равноответственной и потому равноправной частью. То во втором - сознание только имитирует эту свою основную функцию.

Как посредник ложно воспринятого общественного интереса оно тогда становится орудием насильственного подчинения всех свойств человека игнорирующему его интересы, враждебному ему обществу.

Сознание становится инструментом подавления всего индивидуального, спонтанного, творческого.

Это понимание двух принципиально различных стилей отношений:

- сознания и индивидуальнейшего,

- сознания и спонтанности,

- сознания и творчества,

понимание причин становления того или другого стиля отношений с самим собой оказалось определяюще важным для нашей работы и стало причиной особого внимания к работе с родителями.

 

 

5. ДРУГИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Задача: интеграция стремлений подростка

 

Нашей целью было способствовать интеграции всех свойств подростка в единую направленность, которой является активно сформировавшая себя личность, умеющая подчинять себя выбранной, в том числе и творческой задаче.

Для этого мы стремились поддержать и в группе родителей атмосферу открытости друг другу, опыту, новизне, творчеству детей.

Характер этой интеграции и помех ей коррелирует с психологическим возрастом ребенка и с возрастом задержки психологического развития у подростка и взрослого.

Действенность разных средств социально-психологического воздействия тоже стоит в жесткой связи с психологическим возрастом.

 

 

Фрагментарность инфантилизма

 

Важно. Тотальный инфантилизм - явление редкое.

В наших группах, как и обычно в жизни, мы сталкивались с инфантилизмом фрагментарным, касающимся определенного круга проблем, отношений и дел.

Нередко подростки, в чем-то отставая, в другом психологически обгоняли свой биологический возраст.

 

 

Задача: использовать недостаток

как достоинство

 

Важно, что:

- биологический, интеллектуальный и психологический возрасты - явления разные,

- что их развитие не идет параллельно,

- что инфантилизм может оказываться чрезвычайной помехой спонтанности,

- но и его можно использовать в помощь творчеству!

 

 

Подростки, родители, преподаватели

три направления работы

 

Поэтому, включившись в программу, мы считали особо важной работу не только

- с подростком и группой подростков, но и, во-первых,

- с его родителями и их группой и

- с группой преподавателей - участников программы.

 

 

Задача: диагностика и  

самодиагностика инфантилизма

 

Психологический возраст, то есть степень инфантилизма можно измерить.

Для решения этой задачи я разработал критерии измерения психологического возраста развития и тотальной или парциальной его задержки[170].

Они настолько просты, что пользоваться ими для диагностики и самодиагностики могут не только психотерапевты и психологи, но и другие участники программы: сами подростки, их родители, преподаватели.

 

 

КАК ПОНИМАЕШЬ, ТАК И ДЕЙСТВУЕШЬ!

 

Человек, как видит, так и действует. Поведение каждого из нас соответствует тому, каким мы воспринимаем, ощущаем, представляем поле деятельности.

Нашему субъективному виденью мира соответствует и то, чему и как мы учимся - совершенствование прежних навыков, освоение новых, отказ от действий, потерявших приспособительный смысл - ненужных.

Основное внимание психотерапевта, воспитателя, всех, кого заботят задачи нравственно-психологического роста и приспособительная деятельность, должно быть сосредоточено не на привычном вопросе «Что делать? ».

Внимание необходимо отдать совершенно другому вопросу: «Где мы находимся? ».

- С чем мы или наш сотрудник имеем дело?

- В какой поре жизни, в каком месте, в каком времени действуем?

- Какой картине мира адекватно привычное поведение пациента, клиента (в этой программе - нашего сотрудника, так я и буду его далее называть)?

- В какую пору жизни, в каких обстоятельствах оно действительно имело приспособительный смысл?

- Насколько теперешняя актуальная ситуация отличается от той - по-прежнему привычно прогнозируемой?

Как видим, так и действуем!

Чем больше наша субъективная картина мира соответствует реальности, тем точнее будут и наши средства.

Таким образом, психологическая помощь должна быть, во-первых, ориентирующей. Пробуждать интерес к реальным внешним и внутренним обстоятельствам (в отличие от давно несуществующих привычных). Поддерживать желание реалистично ориентироваться в своих собственных нуждах, побуждениях, в результатах действий, а не только во внешних событиях!

Это понимание определило основные стратегии нашей работы.

Понимание роли нравственного чувства в становлении сознания подростка, стиля его социального функционирования, понимание влияния этого несознаваемого чувства на энергетику и жизнедеятельность организма растущего человека определило наше особое внимание к проблемам его динамики[171].

Работая, мы стремились нигде не упускать из виду все те нравственные стереотипы, которые препятствовали решению наших задач, запрещая инициативу и творчество[172].

Понимание механизмов непреднамеренного подавления роста личности ребенка всеми общественными институтами (родителями в семье, педагогами в школе, псевдоколлективизмом, насаждаемым повсеместно во всех детских и подростковых учреждениях), понимание механизмов удержания детей на инфантильных фазах развития определило всю нашу психодидактическую и психотерапевтическую работу.

Критерии измерения психологического возраста подробно изложены в соответствующем разделе раньше[173]. В следующей главе я их только напомню в соответствии с надобностями этой программы.

Еще одна глава посвящена основным принципам организации психотерапевтической работы с детьми, занятыми совместным и индивидуальным решением творческих задач.

Одновременно это оказался и еще один повод подумать над Терапией поведением как способом восприятия действительности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...