Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии измерения психологического




Критерии измерения психологического

возраста в группах подростков,

родителей и преподавателей

 

Психологический возраст и

основные периоды

детско-подросткового развития

 

 

Психологический возраст мы различали соответственно основным периодам детско-подросткового развития: от О до 5 лет /дошкольный период/, от 6 до 10 лет /младший школьный/, от 11 до 12 /ранний подростковый/, от 13 до 14 лет /поздний подростковый/, потом юность, и, наконец, зрелость.

В соответствии с нашими задачами и психологический возраст развития и возраст задержки мы определяли по особенностям отношения ребенка или взрослого имитатора (4) к его человеческому окружению и к самому себе.

Это отношение к себе и к другим, как уже известно, мы выявляли, отвечая на три вопроса.

1. Кто заботится о ребенке?

2. Как он относится к людям?

3. Как он заботится о себе сам?

Ответами на эти вопросы определялись основные преимущества и ограниченность данного возраста. А при инфантилизме, когда достижения предшествующего возраста частично или полностью снимались новшествами последующего, выявлялась только ограниченность данной фазы задержки развития.

 

 

Подростки и взрослые

 

В группе подростков нас интересовало влияние этого отношения к себе и своему окружению

- на характер зависимости подростка от авторитетов, от старших и от сверстников;

- на характер зависимости сверстников и старших от него;

- на его спонтанность, на открытость своему и чужому творчеству.

В группе родителей и преподавателей нам было важно влияние этого отношения

- на их (родителей и преподавателей) зависимость от авторитетов, от других взрослых,

- на их отзывчивость к информации, исходящей от детей,

- на характер влияния на детей,

- на открытость иному мнению, всему проблематичному, новому.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

 

Результаты приведены в таблице 1 (эту таблицу мы уже видели[174]). Она для всех возрастов до юности отражает только что описанную ситуацию: психологический возраст как меру инфантилизма.

Плюсами обозначены утвердительные ответы, минусами - отрицательные.

Из таблицы видно, что...

 

Возраст до 5 лет отличается:

 

- абсолютной доверительностью ко всякому человеческому/и звериному/ окружению /(+++) - во второй графе/,

- совершенной социальной независимостью / (--) - в третьей графе/ и

- абсолютной органичностью /первый (+) - в четвертой графе/.

Это возраст инфантильной гениальности.

От зрелой гениальности он отличается:

- неспособностью управлять ею сознательно /(-) - во второй части четвертой графы/;

- неумением подчинить свой талант социально значимой задаче;

- без исключительной собственной стеничности или сильной социальной поддержки - беспомощностью.

Это возраст необходимой интуитивной, самой органичной и эффективной имитации.

Бессодержательной, показной она становится только, когда по тем или иным мотивам постоянно пресекается инициатива ребенка.

Новые социальные контакты здесь устанавливаются чаще в игре. Они строятся интуитивно, очень органичны и поэтому прочны.

Влияние возможно и эффективно на том же уровне, тоже лучше в игре - как внушение или как прямое принуждение.

Взрослый в этом психологическом возрасте абсолютно органичен и столь же эгоцентричен.

Это существенно для понимания отношений в семьях подростков, где родители любят друг друга.

Любимые, мы часто рефлекторно «впадаем в детство», обнаруживаем эти «дошестилетние» свойства. Нас тогда невозможно не любить! Но и вытерпеть очень трудно!

Родители, пребывающие в этом психологическом возрасте спонтанности, творчеству детей способствуют.

Мешать они могут только непоследовательностью претензий и поддерживая эгоцентрическую неадаптивность.

 

 

Возраст до 10 лет. Возраст абсолютного догматизма

 

Возраст до 10 лет отличается:

- абсолютным доверием к старшим, к авторитетам, крайним догматизмом /(+++) - в первой части третьей графы/,

- независимостью от сверстников /партнерство возможно только как осуществление задания авторитетного старшего, общего для партнеров/,

— блокированием от сознания всего, что осваивается интуитивно.

В этом психологическом возрасте хорошо репродуцируют чужое, поддерживаемое авторитетами.

И родители , и дети этого «послушного» психологического возраста старательно выполняют задачу, поставленную авторитетом. Охотно обучаются, накапливают сведения и навыки.

Но и те, и другие подавляют в себе и сотрудниках всякую спонтанность. Новизны и творчества пугаются.

Педагогу с ними «нет хлопот». Но они идеальные имитаторы!

При постановке творческих задач они стараются изо всех сил, и искренне не понимают, чего от них хотят.

Это возраст, когда игнорируют все индивидуальное, когда дисциплинированно стараются подавить эмоциональность. Задержка в этом возрасте обусловливает психосоматические болезни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...