Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к текстам изложений




Изложение в начальных классах носят обучающий характер, небольшие по объему. Проводить занятия по развитию связной речи (изложения) рекомендуется примерно раз 10-15 дней.

На этапе обучения грамоте дети учатся пересказывать небольшой прочитанный текст с помощью вопросов и без них, составлять рассказы по собственным наблюдениям. В основном идет работа по развитию связной устной речи младших школьников, которая закладывает основные знания, умения и навыки для дальнейшей работы.

Обучающиеся знакомятся с понятием «речь» и ее значением в жизни, наблюдают за особенностями устной и письменной речи. Дети получают представления о тексте, учатся вычленять опорные слова в тексте, определять тему текста, выделять его части, озаглавливать. В дальнейшем дети получают понятие об изложении, тренируются в изложении текста по вопросам под руководством учителя. Затем детей учат составлять и записывать предложения (по вопросам) по сюжетной картинке, и только после этого первоклассники учатся в коллективном составлении небольшого рассказа о труде, играх, учебе, увлечении. К концу первого класса ученики должны уметь писать изложение текста в 30-45 слов по вопросам, составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.

Во втором классе требования к связной речи учащихся возрастают, несколько увеличивается степень самостоятельности младших школьников при выполнении творческих работ. Программа второго класса предусматривает:

– деление текста на логически законченные части их озаглавливание;

– составление под руководством учителя плана текста сюжетного характера;

– определение основной мысли в текстах, где она прямо не сформулирована;

– схему построения текста (начало, основная часть, заключение);

– изложение текста по готовому или коллективно составленному плану;

– постепенное включение в работу 2-3 предложений с описанием и рассуждением;

– написание короткого письма о своих делах, о своем классе, о друге и т.п..

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь писать изложение и сочинение в 60-75 слов по коллективно составленному плану.

В третьем классе совершенствуются навыки составления плана прочитанного (коллективно и самостоятельно); вводится подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного текста по плану; проводятся изложения (подробные и сжатые) по плану, составленному самостоятельно.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь писать изложения в 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану. Данные навыки совершенствуются в течение четвертого года обучения, объем сочинений увеличивается до 100 – 120 слов.

Для того, чтобы в полной мере обучить учащихся изложению, необходимо целенаправленно выполнять различные упражнения по развитию связной речи:

– развернутые ответы на вопросы;

– записи по наблюдениям;

– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;

– письменные изложения образцовых текстов;

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказы и изложения и пр.) как устно, так и письменно;

– письменные сочинения разнообразных типов;

– статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, спектаклях, кинофильмах, т.е., в сущности, сочинения особых жанров;

– письма;

– деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.

Программой предусмотрено:

– в 1 классе изложение под руководством учителя небольшого текста (30-40 сл.) по вопросам или данному плану из 2 – 3 пунктов;

– во 2 классе – изложение текста (40 – 60 сл.) по плану, составленному коллективно, из 3 – 5 пунктов;

– в 3 классе подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы;

– в 4 классе изложение текста из 90 – 120 слов.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Требования к тексту:

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В этом рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению.

Тексты для изложения постепенно усложняются. Усложнение состоит в том: статьи и рассказы для изложений усложняются по содержанию: в них появляется большее количество эпизодов. Они усложняются и в словаре, синтаксисе. Появляются все больше слов, которые дети еще не писали, а предложения становятся более разнообразными по своему построению и составу. Более сложным становится и построение рассказа предназначенного для изложения.

В целях развития самостоятельности учащиеся тексты постепенно усложняются и по своему оформлению:

текст разделен на небольшие части (абзацы), и каждой из них внизу дан пункт плана;

текст не разделен на абзацы, но план есть;

текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний состоится коллективно;

текст разделен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;

текст разделен на абзацы, плана не дано, детям надо составить план из 3-4-х пунктов и написать изложение.

Так, постепенно ученик овладевает умением писать изложение готового текста. При этом речь учащегося обогащается новыми словами, оборотами. Кроме того, дети учатся строить связную речь, развертывать сюжет рассказа в определенной последовательности, по плану.

Важную роль играет способ восприятия учеником текста подлежащего изложению: читает ли текст сам ученик или его читает учитель. Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети затем будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложения после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного - одно из важнейших требований к пересказу, особенно к пересказу научного текста.

Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа - его монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, - значит, творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы об этом?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного текста (прочитанного учителем или услышанного в звукозаписи, по радио, по телевидению); пересказ после однократного чтения самим учеником, в том числе тихого прочтения, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки назад, неделю назад и т.д.

Любое из видов изложений по способу содержания (полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения) может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения - служить средством развития связной речи.

Наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.

Изложения бывают разные по объему: от 10 – 15 минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-1,5 – 2 часовых обучающих и проверочных изложений.

Изложение учащихся I-IV классов должны отвечать следующим требованиям:

1) Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов имеющих место в тексте.

Последовательность изложения должна соответствовать плану (хотя план может быть и не записан учениками в их тетрадях).

2) Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.

3)Изложение должно быть написано орфографически грамотно. Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:

4) точность передачи, последовательность содержания текста;

5) непосредственность передачи содержания текста;

6) ошибки в построении предложений;

7) неправильное употребление слов;

8) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки. Учитель при этом должен знать характер ошибок отдельных учеников.


Виды изложений

Виды школьных изложений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения.

Конечно, редко встречаются «чистые» жанры (тем более в начальных классах школы); в сущности, нет никакой необходимости требовать «чистого» жанра. Чаще всего тексты в начальной школе - это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.

Каждый из трех названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка. В ходе подготовки к изложению или иному упражнению в связной речи учитель, следовательно, и учащиеся учитывают их жанровые особенности.

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно - последовательностью событий) и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу как литературно-художественному жанру.

Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте, как правило, действуют персонажи (действующие лица), может быть передан диалог между ними; здесь главное внимание уделено фактам, событиям, поэтому текст насыщен именами существительными и глаголами. В повествовательном тексте могут быть элементы описания, например зарисовки картин природы или внешности людей, и элементы рассуждения: причинные обоснования, выводы и т.п.

Повествование - самый подвижный, динамический, живой и потому наиболее доступный младшим школьникам жанр сочинений, изложений, рассказов. В качестве примеров повествования можно назвать рассказы Е. Пермяка «Первая рыбка» (Родная речь, I класс), С. Алексеева «Дом» (Родная речь, II класс) и многие другие.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц (нередко действующим лицом описания является сам автор - лирический герой описательного произведения); в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности; такое описание тоже проводится в школе. В начальных классах дети читают описательные тексты в «Родной речи» (например, «Песни гремят» Н. Сладкова), их пересказывают, пишут изложения, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью». Поскольку описание как жанр считается, труднее повествования, мы приводим здесь в качестве образца повествовательный текст - художественное описание И. Еокшова-Микитова «Колокольчики».

Я очень люблю эти простые цветы - колокольчики. Выйдешь из лесу, на нескошенный, заросший высокой травой луг и от радости, ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому - лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыханья теплого, летнего ветерка, колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, милые цветы наших лугов и лесов.

Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу). Спецификой, описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем - что вдали).

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, к выводам. Рассуждение - наиболее трудная форма связного текста, поэтому сочинений-рассуждений программа начальных классов не предусматривает (в сочинениях используются лишь элементы рассуждения). Однако в книгах для чтения есть тексты-рассуждения, например, обращение летчиков-космонавтов А. Николаева и П. Поповича к школьникам «Чтобы стать настоящим богатырем» (II класс). Включаются тексты-рассуждения также в сборники текстов для изложений.

По типам текста, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются изложения смешанного текста: повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По способу передачи содержания изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения - служить средством развития связной речи.

Типичными текстами повествовательного характера являются, например, отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму» (о том, как Герасим нашел Муму, гибель Муму и др.), «Кукла» В.Г. Короленко, «Прыжок» Л. II. Толстого и др.

Примерным материалом для изложения- описания могут служить отрывки из повести Л.Н. Толстого «Детство» (классная комната), «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя (в доме старосветских помещиков), «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (описание жизни предрассветного леса) и др.

Примерными текстами для изложений типа рассуждения могут служить «Подвиг - это вершина труда» И. Кожедуба, «Ради товарища» Л.И. Куприна, «Лимонка» по М. Шолохову и др.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует также учитывать, что наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.

Полное или подробное - это такой вид изложения, который предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного или услышанного. Задача такого изложения - научить школьников понимать содержание текста, устанавливать связь между событиями или явлениями, описанными в нем, передавать содержание, не опуская деталей, находить нужные для этого слова и правильно строить предложения.

Изложение, близкое к тексту, также предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного, но оно отличается от полного изложения тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение. На полезность таких извлечений указывал еще Ф. II. Буслаев. Он считал, что выделение в тексте, выписывание из него приучает детей к наблюдательности и обогащает знаниями, а это имеет огромное значение для развития их речевой культуры.

Сжатое изложение - это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д. Навык сжатого изложения необходим и для углубленной работынад учебной и, научной литературой: при конспектировании материала, составлении тезисов, аннотаций.

Выборочное изложение - такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещенных в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала па основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного. Устная и письменная передача содержания в определенной последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтении и некоторого умения отбирать материал.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа н др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий. Так, например, постепенно усложняя рассуждение, можно начать с задания, требующего ответа на один из вопросов: поправился ли рассказ, содержание которого излагается? Что понравилось в данном рассказе? Кто из героев произведения понравился больше всего и чем именно?

Изложения с элементами сочинения, способствуя привитию учащимся навыков передачи содержания готового текста, вместе с тем активизируют и их собственные мысли, возникающие в связи с виденным, слышанным или прочитанным.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...