Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 16. Экстренная психологическая помощь




Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации. Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования

Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния.

Методы оказания ЭПП

Используемые методы психологической помощи людям, пережившим психотравмирующее событие, зависят от времени, прошедшего с момента травматического события, от реакции человека на него (которая, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов), от ситуации, развивающейся после события, от характеристик самого психолога (его методологических предпочтений), от организационных моментов.

Возьмем за основу время, прошедшее с момента травматического события и рассмотрим методы оказания психологической помощи. По фактору времени, прошедшего с момента трагического события методы, используемые для оказания психологической помощи лицам, пережившим психотравмирующие события, условно можно разделить на группы: 1) во время события и в ближайшее время после него; 2) на отдаленных этапах (работа с травмой).

1) во время события и в ближайшее время после него

Экстренная «допсихологическая» помощь;

Психологическое сопровождение; эмоциональная поддержка;

Информирование;

Психологическое вмешательство (интервенция);

Выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация);

Психологический дебрифинг;

Психическая регуляция и саморегуляция (ПСР) - может использоваться также до и после деятельности в экстремальных условиях.

2) на отдаленных этапах (работа с травмой):

Когнитивно-бихевиоральная терапия;

Психодинамическая терапия;

Игровая психотерапия;

Арттерапия;

Использование метафор, историй, сказок;

Телесно-ориентрованная терапия;

Гештальттерапия;

Психодрама;

Терапия внушением (гипноз и его варианты,- используется врачами);

и другие

1) Виды экстренной психологической помощи во время события и в ближайшее время после него: экстренная «допсихологическая» помощь, психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка; направление (ведение), управление; информирование; психологическое вмешательство (интервенция); выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация).

В ситуации ЧС экстренная психологическая помощь оказывается:

-лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным;

-родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;

-очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму;

-сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы;

-медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях;

-сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций;

-лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее.

Необходимо выявить группу риска, к которойМ.А. Крюкова [11] отнесла людей, находящихся в состоянии шока, ступора; людей, у которых нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку; родителей, потерявших детей; людей, которые ищут своих родственников, при этом есть веские основания полагать, что они могут быть в числе погибших, людей, потерявших близкого и при этом страдающих серьезными заболеваниями, которые в сложившихся обстоятельствах могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).

Также следует выделить группу ресурсных людей, на которых можно опираться в дальнейшей работе. К ним относятся лица, которые способны в экстремальной ситуации оценивать и контролировать ситуацию, оказывать посильную поддержку пострадавшим и, таким образом, транслировать возможность и необходимость управления своим поведением в крайне сложных условиях.

 

17 Вопрос. Антикризисая бригада и ее план

Атикризисная бригада состоит из психологов, социальных педагогов и специально обученных учителей. К этой работе подключается и активно действующий в округе «телефон доверия».

Антикризисный план должен включать в себя блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действия в ЧС), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые). Каждый блок формируется с учетом следующих факторов:

• типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные;

• признаки, определяющие кризисный характер событий;

• алгоритм действий (кто, где и как действует);

• определение, по каким критериям сортировать медицинскую и психологическую травму;

• выявление учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;

• порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;

• какие дополнительные внешние (региональные) ресурсы могут быть использованы и каким образом;

• кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;

• какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;

• как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действия в самом образовательном учреждении.

 

Планирование действий в ситуации кризиса, кроме того, должно включать:

• подготовку учителей и персонала, согласование планов действия с окружными, городскими службами;

• вовлечение милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки;

• определение регулярности встреч антикризисных бригад и окружного антикризисного подразделения.

При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись, и как можно оперативнее установить контакт с близкими; и получить информацию о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях; и стремление установить контроль над происходящим.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...