Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ доходов местных бюджетов РФ




 

Местное самоуправление – важнейший элемент государственного устройства в демократической сфере, который призван обеспечить сочетание интересов государства и интересов населения городов, поселков, деревень. Для решения вопросов местного значения, органы МСУ обязаны создать условия, чтобы обеспечивать повседневные потребности граждан. Именно это и является реализацией такого гражданского права, в котором гарантируется право на достойную жизнь в демократических государствах.

Согласно данным официальной отчетности в 2015 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 3 497,1 млрд. рублей, что ниже уровня 2014 года на 0,3% или 11,7 млрд. рублей.

Рисунок 1- Распределение собственных доходов местных бюджетов по видам муниципальных образований

Собственные доходы бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, уменьшились в 2015 году по сравнению с предыдущим годом на 46,8 млрд. рублей или на 2,0% в связи с сокращением неналоговых доходов (на –7,4%) и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) из бюджетов других уровней бюджетной системы (на –5,9%) и составили 2 258,4 млрд. рублей.

Распределение собственных доходов по видам муниципальных образований в 2015 году характеризуется следующей структурой: в бюджеты городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (далее – городских округов) поступило 1 121,4 млрд. рублей (49,7%); в бюджеты муниципальных районов – 787,9 млрд. рублей (34,9%); в бюджеты городских поселений – 159,1 млрд. рублей (7,0%); в бюджеты сельских поселений – 190,0 млрд. рублей (8,4%).

При этом в сравнении с 2014 годом в объеме собственных доходов муниципальных образований доля собственных доходов городских округов, также как и доля городских и сельских поселений сократились на одинаковое значение – на 0,4%; доля муниципальных районов возросла на 0,8 процента.

Снижение собственных доходов местных бюджетов в целом произошло за счет снижения собственных доходов городских округов и поселений на 3,1% и 3,9% соответственно (или на 35,3 и 14,1 млрд. рублей).

Уменьшение на поселенческом уровне связано с передачей в бюджеты муниципальных районов из бюджетов сельских поселений части нормативов поступлений от налога на доходы физических лиц и от единого сельскохозяйственного налога в связи с перераспределением ряда вопросов местного значения с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов, а также с сокращением объемов дотаций, субсидий и поступлений по неналоговым доходам, которые сократились на 35% или на 13,9 млрд. рублей[17].

На снижение собственных доходов городских округов значительное влияние оказало сокращение поступлений по неналоговым доходам на 10,4% (или на 19,9 млрд. рублей) и уменьшение объемом субсидий на 13,3% (или на 38,8 млрд. рублей), которые были частично компенсированы увеличением объемов дотаций на 10,4% (или на 7,4 млрд. рублей) и налоговых доходов на 1,7% (или на 9,2 млрд. рублей).

Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2014 годом произошел в 31 субъекте Российской Федерации, а в 52 субъектах Российской Федерации отмечается их снижение (в Крымском ФО сравнение не проводилось).

Положительные темпы роста собственных доходов местных бюджетов отмечаются в следующих субъектов Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1 – собственные доходы местных бюджетов в разрезе субъектов РФ

Субъект Российской Федерации Собственные доходы (исполнение), млрд. руб. Абс. прирост, млрд. руб. Темпы прироста 2015/2014,%
2014 год 2015 год
Чукотский автономный округ 7,61 9,40 1,79 123,5%
Республика Адыгея 3,90 4,57 0,67 117,2%
Карачаево-Черкесская Республика 4,18 4,81 0,63 115,1%
г. Санкт-Петербург 8,21 9,13 0,92 111,2%
Ленинградская область 40,89 44,72 3,83 109,4%
Белгородская область 22,26 24,25 1,99 108,9%
Республика Саха (Якутия) 55,19 59,52 4,33 107,8%
Республика Бурятия 15,84 17,08 1,24 107,8%
Красноярский край 74,14 79,78 5,64 107,6%
г. Москва 9,92 10,65 0,73 107,4%
Вологодская область 16,51 17,66 1,15 107,0%
Московская область   160,10 171,14 11,04 106,9%    
Владимирская область 19,93 21,07 1,14 105,7%
Тамбовская область 13,86 14,57 0,71 105,1%
Свердловская область 80,14 83,49 3,35 104,2%
Брянская область 11,85 12,31 0,46 103,9%
Ханты-Мансийский автономный округ 89,44 92,48 3,04 103,4%
Липецкая область 13,94 14,31 0,37 102,7%
Калужская область 16,58 17,00 0,42 102,5%
Кабардино-Балкарская Республика 5,33 5,44 0,11 102,1%
Республика Татарстан 61,45 62,55 1,10 101,8%
Смоленская область 11,36 11,56 0,20 101,8%
Волгоградская область 28,52 28,93 0,41 101,4%
Иркутская область 38,35 38,66 0,31 100,8%
Чувашская Республика 13,68 13,79 0,11 100,8%
Республика Башкортостан 62,24 62,62 0,38 100,6%
Ростовская область 66,14 66,38 0,24 100,4%
Архангельская область 24,40 24,50 0,10 100,4%
Кировская область 20,18 20,27 0,09 100,4%
Ставропольский край 29,46 29,50 0,04 100,1%
Республика Северная Осетия-Алания 5,47 5,48 0,01 100,2%

 

 

В общем объеме поступивших в 2015 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 56,6% (1 278,4 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 43,4% (980,0 млрд. рублей).

При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2015 году в сумме 999,3 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 3,9% или 36,4 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 44,2%, что на 2,2% больше, чем в 2014 году. Выполнение уточненных плановых показателей налоговых доходов, в том числе по основным видам налогов (за исключением поступлений от акцизов на нефтепродукты), в 2015 году достигнуто во всех видах муниципальных образований (таблица 2).

Таблица 2 - Выполнение уточненных плановых показателей налоговых доходов, в том числе по основным видам налогов (за исключением поступлений от акцизов на нефтепродукты), в 2015 году (млрд. руб.)

    Налоговые доходы Городские округа Муниципальные районы Городские поселения Сельские поселения Всего – по всем видам муниципальных образований
план факт % испол нения план факт % испол нения план факт % исполнения план факт % испол нения план факт % исполнения
Налоговые доходы 566,4 570,7 100,8 271,4 283,3 104,4 73,8 75,5 102,3 65,3 69,8 106,9 976,9 999,3 102,3
из них:                              
Налог на имуществ о физических лиц     15,9     16,7     105,0     0,004     0,003     75,0     4,3     4,4     102,3     4,4     4,6     104,5     24,6     25,7     104,5
Земельный налог 95,9 96,5 100,6 0,1 0,1 100,0 27,5 28,2 102,5 35,5 39,0 109,9 159,0 163,8 103,0
НДФЛ 338,2 341,1 100,9 213,6 222,3 104,1 36,8 37,5 101,9 15,9 16,2 101,9 604,5 617,1 102,1
ЕНВД 52,6 54,0 102,7 22,4 23,0 102,7 0,03 0,03 100,0 0,01 0,01 100,0 75,0 77,0 102,7
Налог по патенту 2,2 2,6 118,2 0,7 0,8 114,3 2,9 3,4 117,2
ЕСХН 2,5 2,7 108,0 2,5 2,6 104,0 0,4 0,4 100,0 1,6 1,7 106,3 7,0 7,4 105,7
Акцизы на нефте- продукты   5,7   6,3   110,5   10,4   11,2   107,7   3,2   3,3   103,1   6,6   6,9   104,5   25,8   27,8   107,8

 

В 2015 году поступления неналоговых доходов составили 279,1 млрд. рублей, что ниже уровня 2014 года на 7,4% или 22,3 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – на 8,8%, а доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 17,7 процента. При этом выросли доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 18,2%, а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 12,9 процента.

Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (62,1%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 28,6% и городских поселений – 6,9%, сельских поселений – 2,4 процента.

Таблица 3- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2015 году по типам муниципальных образований

Объем пос- туплений, доля   Показатели Сумма, млрд. руб., / Доля в объеме по виду дохода,% Доля в общем объеме неналоговых доходов,%
  ГО   МР   ГП   СП   Всего   ГО   МР   ГП   СП   Всего
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 100,1 42,9 12,7 2,5 158,2     57,7%     53,7%     66,5%     37,3%     56,7%
  63,3%   27,1%   8,0%   1,6%   100%
Платежи при пользовании природными ресурсами 5,1 5,1 0,002 0,001 10,3   2,9%   6,3%   0%   0%   3,7%
49,5% 49,5% 0% 0% 100%
Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 9,0 9,0 1,2 1,0 20,2     5,2%     11,3%     6,3%     14,9%     7,2%
  44,6%   44,6%   5,9%   5,0%   100%
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 40,0 15,0 4,2 2,3 61,5     23,1%     18,8%     22%     34,3%     22,0%
  65,0%   24,4%   6,8%   3,7%   100%
Другие неналоговые доходы, в т.ч. штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр. 19,2 7,9 1,0 0,9 28,9   11,1%   9,9%   5,2%   13,5%   10,4%
  66,4%   27,3%   3,5%   3,1%   100%
Всего неналоговых доходов 173,4 79,9 19,1 6,7 279,1   100%   100%   100%   100%   100%
62,1% 28,6% 6,8% 2,4% 100%

*ГО – городские округа, МР – муниципальные районы, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения

 

Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (56,7%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов составляет 57,7%, муниципальных районов –53,7%, городских поселений – 66,5%, сельских поселений – 37,3 процента.

Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2015 году объем указанных средств вырос на 36,6% относительно показателя 2014 года и составил 156,2 млн. рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 6 раз).

Расширилась также и география введения самообложения. На основании представленной регионами информации самообложение граждан вводилось в 2015 году в 38 субъектах Российской Федерации на территориях 1 571 муниципального образования, что составляет 6,9% от общего количества муниципальных образований (в 2014 году 34 региона, 1 454 муниципальных образования).

Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Для удержания балансового состояния необходим комплекс мер (реформа преимущественного налогообложения, проведение всеобщей регистрации права муниципальной собственности, усиление контроля и учета в сфере муниципальной собственности и др.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...