Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль земельного налога в формировании доходов местных бюджетов РФ




 

Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [7, с. 33].

В таблице 4 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.

Таблица 4 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам

Показатели 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015/2014
1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц 583,4 607,9 104,4
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. 143 346,8 161286,8 112,5
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, тыс.руб. 245,7 265,3 108,0
4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц 80,6 80,9 100,4
5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: 47 200,6 51822,1 109,8
5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО 37 609,8 41839,8 111,3
6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб. 585,6 640,6 109,4

Данные таблицы 4 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 4,4% в 2014г. по сравнению с 2015г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 12,5%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция увеличения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика 8%, с 245,7 тыс. руб. в 2014г. до 265,3 тыс. руб. в 2015г.

Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде увеличивается лишь на 0,4%. Сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 585,6 тыс. руб. в 2014г. до 640,6 тыс. руб. в 2015 г., что наглядно отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое лицо

Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.

При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.

В таблице 5 отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 5 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

Показатели 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015/
1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц 30634,6 30492,5 99,5
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб. 28475,5 36051,4 126,6
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, руб. 928,5 1182,3 127,3
4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц 3 812,9 3846,9 100,9
5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе: 2 079,2 2494,7 120,0
5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО 1 964,8 2345,0 119,4
6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, руб. 545,3 648,5 118,9

 

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования сократилось не значительно на 0,5%.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 26,6 %, с 28475,5 млн. руб. в 2014г. до 36051,4 млн. руб. в 2015г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 27,3%. Соотношение сумм земельного налога, подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки [7, с. 34].

При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества.

Основные резервы роста доходов для му­ниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд лежат в пересмотре ряда льгот и в совершенствовании механизмов налогового администрирования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...