Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Череповецкий государственный университет




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Череповецкий государственный университет

 

Гуманитарный институт

 

 

Кафедра русского языка и общего языкознания

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

                                                           

                                                                          Специальность: 031001 –                                    

                                                                          филология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка и общего языкознания, протокол № от               .

Одобрено редакционной комиссией Гуманитарного института ЧГУ, протокол № от                      .

 

Составители: С. Ю. Лаврова, докт. филол. наук, профессор; Т. А. Воробьёва, канд. филол. наук, доцент

 

 

Рецензенты: М. И. Кудрявцева, канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ), С. А. Соловьева, канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ).

 

Научный редактор:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие содержит планы практических занятий по лексике современного русского языка и вопросы к экзамену. В приложении даны схемы и образцы анализа парадигм и эпидигматического анализа слова.

На практических занятиях по лексикологии студенты учатся анализировать слово как двустороннюю единицу языка во взаимодействии трёх измерений, овладевают основами компонентного (семного) анализа с использованием словарей, учатся объяснять динамические процессы в лексике, определять особенностей семантики фразеологических единиц разной грамматической структуры, многозначность фразеологизмов, выполняют эпидигматический анализ многозначного слова.

В ходе обучения планируются следующие самостоятельные работы:

На занятии 1 - контрольная работа по остаточным знаниям, на занятии 6 - эпидигматический анализ многозначного слова, на занятии 12 - итоговая контрольная работа по лексике и фразеологии.

 

Планы практических занятий

Занятие 1

Системность лексики. Слово как основная единица лексической системы

 

Вопросы

 

1. Понятие лексической системы.

2. Типы системных отношений в лексике:

а) парадигматические;

б) синтагматические;

в) деривационные (эпидигматические).

3. Слово как базовая единица языка. Многоаспектность изучения слова.

4. Проблемы определения слова (отдельность слова, тождество слова). Признаки слова.

5. Варианты слова (акцентные, фонематические, морфологические).

 

Литература

 

Основная литература

1. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М., 1982. – С. 8-19 (к вопросам 1-4), 66 (к вопросу 5).

2. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словобразование. Морфология. Синтаксис. – 2-е изд., испр. и доп. / Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л. А. Новикова. – СПб. - Москва – Краснодар, 2003. – С. 170-172 (к вопросу 1), 189-195 (к вопросу 2).  

3. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. – С. 49-54 (к вопросу 4). Или: Шмелёв Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). – М., 1973. – С. 35-63 ).

4. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – С. 9-16 (к вопросам 1-3).

 

Дополнительная литература

1. Немченко В. И. Варианты слов в русском языке. Фонематические варианты. – Н. Новгород, 1992. – С. 6 (к вопросу 5).

2. Немченко В. И. Грамматическая вариантность слова в современном русском языке и литературная норма. – Н. Новгород, 1998. – С. 3-8 (к вопросу 5).

3. Николенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. – М., 2005. – С. 5 – 16.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е. И. Дибровой: В 2 ч. – М., 2001. – Ч. 1. – С. 181 – 196.

5. Современный русский язык: Лексикология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания / Сост. М. Ю. Жукова, Е. И. Зиновьева, И. С. Лутовинова и др. – СПб: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 1996. – С. 3 - 16.

6. Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе языка. – М., 1968. – С. 72-78.

 

Практическая часть

 

I. Ответьте на вопросы

 

1. В чем выражаются особенности лексико-семантической системы?

2. Какого рода семантические связи характеризуют системные отношения слова?

3. Какова суть парадигматических отношений?

4. Какую роль играют синтагматические отношения в формировании и развитии значения слова?

5. Как вы понимаете следующую закономерность соотношения парадигматики и синтагматики: " Степень парадигматической закреплённости слова как лексико-семантической единицы находится в обратной зависимости от степени его синтагматической закреплённости. Иначе говоря, чем определённее место слова (в данном значении) в лексико-семантической парадигме, тем менее оно связано синтагматически" (Шмелёв Д. Н. ).

6. Какую роль в содержательной стороне слова играют деривационные (эпидигматические) отношения?

7. Какое место в лексико-семантической системе языка занимают отдельные классы словесных знаков – имёна собственные, дейктические слова, служебные слова (см. работу /6/ из дополнительной литературы)?

8. Какие две основные проблемы нужно решить, чтобы выяснить, что такое слово как единица языка? Какие признаки отличают слово от словосочетания и от части слова? (см. /5/ из дополнительной литературы).

 

II. Выполните упражнения

 

1. Используя БАС 1 , охарактеризуйте системные связи следующих слов (а также отдельных значений многозначных слов).                  Говорить, зелёный, корень

2. Какие из указанных слов объединяются между собой на основе общих (интегральных) признаков? Укажите в каждом случае эти признаки.                                                                                          Лес, озеро, бежать, черный, ручей, роща, рука, зеленый, отец, река, бор, красный, идти, нога, дубрава, голова, широкий, шагать, голубой, брат, длинный, туловище, высокий, мать.

3. Определите, какие свойства слова иллюстрируются следующими примерами.                                                                                                                     Осинник, соусник, вечерник, ночник, дневник, булочник, рыбалка, гадалка, свалка, сенокосилка, картофелесажалка, оригиналка, эгоистка, фиалка, белка, телка, пчелка, челка.

4. Охарактеризуйте форму слова с точки зрения фонетики, грамматики, словообразования.                                                                           Кружится – кружится, девичий – девичий, ставень – ставня, клавиш – клавиша, тоннель – туннель, зал – зала, крынка – кринка, творог – творог, волчица – волчиха, обусловливать – обуславливать, весной – весною, норка 1 – норка 2.

5. При выполнении задания обратитесь к толковым словарям, а также к " Словарю трудностей русского языка" (М., 1984) и Орфоэпическому словарю русского языка (любое издание).

6. В чем состоят различия в следующих парах однокоренных слов?      Картофель – картошка, жилет – жилетка; кобыла – кобылица, лиса – лисица; воробей – воробышек, зайчонок – зайчишка; адресат – адресант, дублет – дубликат.

 

Терминологический минимум: парадигматика, синтагматика, эпидигматика, лексема, идиоматичность, воспроизводимость.

 

1 БАС – Словарь современного русского литературного языка АН СССР: в 17 тт. – М., 1950 – 1965.

 

 

Занятие 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...