Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Организационные процессы: коммуникации, решения и конфликты.




7. Организационные процессы: коммуникации, решения и конфликты.

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

1) зарождение идеи или отбор информации;

2) выбор канала передачи информации;

3) передача сообщения;

4) интерпретация сообщения.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

1) по отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние;

2) на основе устного общения выделяют: межличностные или организационные коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

1) формальные или официальные.

2) неформальные коммуникации,

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

1) вертикальные – восходящие, нисходящие,

2) горизонтальные

Важнейшим этапом в управленческой деятельности является принятие управленческого решения.

Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Решение характеризуется несколькими признаками:

1) альтернативность (возможность выбора из нескольких вариантов);

2) наличие цели (бесцельный выбор – это не решение; )

3) необходимость волевого акта.

В менеджменте принятие решений рассматривают как систематизирующий процесс, что объясняется несколькими факторами:

1) более высокими ставками (рисками);

2) влиянием на большие группы людей;

3) ответственность за результат, которая связана с большими моральными издержками.

Управленческие решения различают и в зависимости от уровня трудности данной ситуации:

1) Рутинный уровень

2) Селективный уровень.

3) Адаптационный уровень.

4) Инновационный уровень.

Ещё одна классификация управленческих решений основана на единоначалии и коллегиальности принятия решений. Здесь выделяют такие уровни:

1) Единоличное принятие решения руководителем без консультации с сотрудниками и без дальнейшего их осведомления. Директивный стиль руководства.

2) Единоличное принятие решений, с дальнейшим ознакомлением этого решения с сотрудниками. Директивно-коллегиальный стиль руководства.

3) Единоличное принятие решения с предварительным совещанием специалистов по данному вопросу. Коллегиальный стиль руководства.

4) Принятие совместных решений. Коллегиально-либеральный стиль руководства.

5) Решения принимаются подчинёнными. Либеральный стиль руководства.

Конфликт в социологии понимается как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей. Он определяется объективными и субъективными причинами и протекает в двух диалектически взаимосвязанных формах:

а) противоречивых психологическихсостояний;

б) открытых противоречивых действий сторон на индиви­дуальном и групповом уровнях.

В более узком смысле конфликт есть частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Источниками конфликта обычно являются конкуренция, соперничество, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т. п.

Наиболее распространены частные модели двух видов: процессуальная и структурная. В процессуальной модели конфликтов акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры конфликтного эпизода:

а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижение цели;

б) концептуа­лизация конфликтной ситуации;

в) формы конфликтного поведения;

г) ответная поведенческая реакция и др.;

д) конечный исход (окончательное соглашение или его отсутствие).

8. Конфликты.

Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.

На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:

1. Антагонистичные. Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;

2. Компромиссные. Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т. д.

На основании направленности конфликта их делят на два вида:

1. вертикальные: уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;

2. горизонтальные: взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.

По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:

1. открытые: столкновение явно выражено: спор, ссора;

2. скрытые: выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.

По числу участников конфликты делят на:

1. Внутриличностные: столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.

2. Межличностные: столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.

3. Межгрупповые: в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.

По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:

1. когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;

2. конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...