Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От автора




 

Алябьева Е. А.

А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.

 

ISBN 5-89144-619-7

 

В пособии представлены планы итоговых тематических дней по десяти лексическим темам, которые изучают как в логопедических группах дет­ского сада, так и в группах детей с нормой психофизического развития. Дидактические игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Пособие адресуется педагогам, методистам ДОУ. Материал книги мо­жет использоваться в начальной школе, классах КРО, а также будет ин­тересен студентам дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов и колледжей.

 


От автора

Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сде­лать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.           

В своей первой книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфе­ра» (Москва), автор предложил педагогам планирование каникул и тематических дней и недель по, видам деятельности детей.

В данном пособии представлены планы-конспекты итоговых те­матических дней по лексическим темам «Осень», «Зима», «Вес­на», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние электроприборы»* «Грибы», Эти темы изу­чают как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития.

Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и лого­педы планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки зна­ний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки те­матических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня раз­вития детей, пройденного материала.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате­риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании итогового дня.

Материал книги можно использовать и для обучения, если из­менить цели.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

— наиболее результативным является сценарный вариант пла­нирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает пол­ную преемственность в работе обоих педагогов, узких спе­циалистов (автор предоставляет вам возможность мотива­цию продумать самим, а основных героев подсказал);

— тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планиро­вания, поскольку параллельно решаются другие задачи вос­питания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одного вида деятель­ности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;

— для детей младшего дошкольного возраста ведущими моти­вами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;

— игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и воз­раста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызыва­ют герои мультфильмов и сказок, в роли которых высту­пают воспитатели. Особую группу составляют дети с об­щим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может при­влечь лишь на несколько минут. Эмоциональное воспри­ятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персона­жей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами пе­ревозбуждения детей и их расторможенности;

— важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было доста­точно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развива­ющей среды по теме;

— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и инди­видуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учи­тывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­реннее время в старших группах).

В данном пособии вам предлагается не только подробное пла­нирование тематических итоговых дней, но и вариативность со­держания дня, что дает педагогам возможность проявить творче­ство, подобрать материал, соответствующий уровню развития де­тей в группе.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задание подобрать мотивацию к каждому виду деятельности детей, под­робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами и этапом коррекционной работы, доработать цели и содержание с учетом индивидуальных особенностей детей в группе.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам­ках одной темы, проследить, как взаимообусловлена деятельность логопеда и воспитателя.

Особое внимание обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно, только обозначив четкие критерии оцен­ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т. п. ). Поэтому в постановке образовательных целей используются, как правило, глаголы со­вершенного вида (иметь представление, знать, владеть умением или навыком). Процесс воспитания и развития является непрерывным, охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и вос­питательные цели формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Цели должны опре­делить сами педагоги, исходя из конкретных условий воспитатель­но-образовательного пространства.

Автор не ставил перед собой цели представить идеальный ва­риант планирования. Для него важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять педагогам, как можно интегративно осуществить контроль представлений, знаний и умений детей, без которого нельзя оценить результат деятельности и спроектировать дальнейшую работу.

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка­бинете, в группах и у логопеда, Тем более что в последние годы в разных издательствах вышли прекрасные тематические слова­ри с наглядным материалом и методическим обеспечением.

Предложенный для детей 6—8 лет материал может использо­ваться и в начальной школе на уроках, и во внеклассной работе, особенно он будет полезен в классах КРО.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при­слать свои отзывы и предложения.

Желаем всем творческих успехов в воспитании и развитии де­тей!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...