Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематических представлений




Купим подарки родным и знакомым. В названии подарков должен быть звук с.

Ответы детей. А теперь возвращаемся домой. На чем?

Итог занятия

Тема «Звуки с, с'»

1. ПОЛЕТ НА МАРС

Материал. Картинки с изображениями космического корабля, космонавтов, животных, продуктов питания; предметы посуды; элементы костюма для «марсианки», глобус, цветные символы звуков.

Ход занятия

Оргмомент

Дети становятся в круг.

Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце.) Как ласково называем его? (Солнышко.) Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Расслабление. Подул холодный ветер, вам холодно.

Напряжение.

Опять засверкало солнышко. Расслабление.

Сообщение темы занятия

Какой звук вы услышали в слове солнышко? (с). Какой первый звук в слове сияет? (Звук с'.). Какой из них мягкий согласный? Произнесите твердый звук. Оба эти звука... (соглас-


ные). Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космическое государство, и повторим звуки с, с'.

Развитие фонематического восприятия

Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Юпитер, Нептун, Сатурн. (На Марс.) Кого мы можем там встретить? (Марсиан.) Мужчину называют... (марсианин), женщину —... (марсианка). А мы кто? (Земляне.) Почему нас так называют? Кем будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)

4. Произношение слов сложного звуко-слогового состава
Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома.)

Логопед показывает на глобусе место космодрома. Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться, может, на собачьей упряжке? (На самолете.) Приготовьтесь, заведите моторы, полетели.

Столы расставлены в форме ракеты. Выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома.

А вот и космодром! Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.) Имитация надевания.

Вова, ты в чем? (В скафандре.) Что такое скафандр? (Космический костюм.) Внимание! Приготовьтесь к полету. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. А сейчас посмотрим в иллюминатор.

5. Произношение звуков с, с' в словосочетаниях
Возьмите фотоаппараты — приступаем к съемкам Земли. Нам

дают радиосигналы, что нужно фотографировать: «Лес, сосна». Что будем снимать? (Сосновый лес, сосновые леса); «абрикосы, сад» (абрикосовый сад, абрикосовые сады); «апельсин, сад» (апельсиновый сад, апельсиновые сады); «кокосы, роща» (кокосовые рощи); «слива, сад», (сливовые сады).

6. Звуковой анализ слова мост

Из центра управления получен сигнал: проверить одно место на реке Енисей. Расшифруйте это слово — м, о, с, т. (Мост.) Передайте сигналами-кружочками, что он в порядке. Стукните столько раз, сколько звуков в слове.


Обозначение звуков сигналами, уточнение последовательности и количества звуков.

7. Произношение звуков с, с' в предложениях

Наденьте наушники. Выходим на связь с Землей. Передайте правильно радиограммы из следующих слов: пролетать, Северный полюс, над; видеть, караван, суда; пролетать, пустыня, над. Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе.

8. Произношение звуков с, с' в стихах

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Эмоциональное чтение стихотворения хором.

9. Физминутка
Приготовьтесь к посадке на Марсе.

Посадка. Звучит космическая музыка.

Выходим из космического корабля. Сделаем разминку, немного потанцуем.

Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Входит воспитатель в костюме или шапочке с «космическими» элементами.

«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы та-ки-е? (Мы земляне! Наша планета — Земля.) Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на? Что есть на Земле?» Дети, как нам познакомить марсианку с Землей?

Рассуждения детей. Дети приглашают ее в космический корабль.

Покажем ей посуду. Это стакан, из него пьют сок. Это солонка, в нее насыпают соль. Это сковорода. В ней жарят мясо. Покажите ей продукты питания. (Сосиски, мясо, сметана, масло, сливки, сыр и др.) Чем мы будем ее угощать? Познакомьте марсианку с природой Земли.

Дети называют птиц и зверей, в названиях которых есть звуки с, с\ Выставляются другие предметы: сапоги, санки, свисток. Дети называют их, рассказывают о назначении.


«О-чень пон-ра-ви-лись мне ваши пти-цы и зве-ри». Оставим марсианке кого-нибудь на память.

Выкладывается из цветных кружочков схема слова лиса. Догадайтесь, кто останется? (Лиса.) Докажите, что это слово лиса. Теперь проверим, хорошо ли марсианка Сусасея запомнила предметы. Сусасея, назови нам слова со звуком с. Дети помогают.

А сейчас назови слова со звуком с'. Назови слово, в котором первый звук с, а последний н. (Это посуда, ста-пан.) Марсианка допускает ошибку. Дети исправляют ее.

Чем мы тебя угощали? Подскажем. В этом слове первый звук м, последний — м. (Мясом.) Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? (К полету готовы.) Закройте глаза, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Космодром не принимает. Наш космолет приземлился в сибирской тайге.

11. Проблемная ситуация
Что будем делать?

Возвращение домой на вертолете

Итог занятия

Тема «Звуки с, с'»

САША И СНЕГОВИК

Материал. Картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А. Тумаковой «Звучащее слово»; звуковые символы, полоски для обозначения предложений, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

Сообщение темы занятия

Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках. «Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повто-


ряется в этом слове? (Звук с.) «Скатерть бела, весь свет одела». (Снег.) Какой первый звук в слове снег? (Звук с'.) «Мама подсинивала белье синькой». Какой первый звук в слове синька? (Звук с'.)

3.Характеристика звуков с, с' по артикуляционным и акустическим признакам

4.Произношение звуков с, с' в слогах. Синтез слогов
Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а...

(са), с', и... (си), с, у... (су). А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть слоги с твердыми согласными, а вы их «возвратите» с мягкими: са... (ся), су ... (сю), сы... (си), со... (сё).

5.Произношение звуков с, с' в словах
Выставляется картина Г.А. Тумаковой «Саша и снеговик».

Придумайте мальчику имя со звуком с (Саша, Слава.) А теперь — со звуком с'. (Сима, Семен, Максим, Сеня, Вася.) А есть ли на картинке птицы, в названии которых слышатся звуки с, с'? Назовите их. (Снегири, синицы.)

6.Подбор родственных слов. Словообразование
Назовите похожие слова. (Снегири, снег, снежок, снежин
ки, снежки, снеговик.)
Я скажу вам два слова, а вы из них
составьте одно: снег падает... (снегопад). А теперь назовите
машину, которая ходит по снегу. (Снегоход.)

7.Определение позиции звука с. Выкладывание цвето
вого символа звука в нужное окошко звукового домика

Назовите слова со звуком с. (Сосулька, санки, сук, сучок, совок, стая, нос.)

Дети определяют позицию звука с в этих словах и выкладывают символ в нужное окошко.

8. Анализ слов Сима, сани, обозначение их буквами

9. Согласование существительных с прилагательными и
причастиями. Словообразование

Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (Искристый, искрящийся.) Снег сверкает... (сверкающий), серебрится... (серебристый), рассыпается... (рассыпчатый), хрустит... (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)

Физминутка

Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.


Выпал беленький снежок, Снег, снег, белый снег

Соберемся мы в кружок. Кружит, падает на всех.

Снег, снег, белый снег Мы из снега ком слепили,

Засыпает он нас всех. Потом куклу смастерили.

Мы на саночки садимся Снег, снег, белый снег,

И под гору быстро мчимся. Кукла вышла лучше всех.

Снег, снег, белый снег, Дети к вечеру устали,

Мчимся мы быстрее всех. Все в кроватках задремали.

Дети все на лыжи встали, Снег, снег, белый снег.

Друг за другом побежали Спят ребятки крепче всех.

11. Звуки с, с' в предложениях

Используются наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов.

Откуда свисают сосульки? С чем гуляет Сима? Где сидят снегири? Где летит стая птиц?

Анализ одного-двух предложений. Два ребенка рисуют схему предложения на доске, остальные выкладывают ее из полосок.

12. Произношение звуков с, с' в стихотворении

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло

Где летом пели зяблики

Сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

В Александрова

В каких словах вы услышали звуки с, с'?

13. Составление коллективного рассказа по картине
«Саша и снеговик»

Итог занятия

Тема «Звук и буква з»

В ГОСТЯХ У ЗОИ

Материал. Куклы Аза, Лиза, Зоя; предметы или их изображения (ваза, зонт, телевизор, звоночек, мозаика); игрушки (зайка, козочка, Незнайка); рисунки цветов (розы, мимозы, незабудки); пеналы с набором для звукового анализа слов и словесного анализа предложений.


Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Игра «Комар» Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», «не боимся комара».

2. Изолированное произнесение звука з. Выделение первого звука из слова Зоя. Характеристика звука

Утром прилетел комарик, будит Зою: з-з-з-з. Как звенел комарик? (З-з-з-з.) Какой первый звук в имени девочки? (Звук з.)

3. Произношение звука з в слогах. Анализ и синтез
слогов за, зо, зу

«Поймайте» звуки з, а. Какой слог вернете? (Слог за.) «Ловите» звуки з, о. Какой слог получился? (Зо.) «Дайте» мне первый звук из слога зу ... (з), второй... (у).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...