Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Отношения православной церкви с нацистским оккупационным режимом и белоРусской коллаборацией




С.В.СИЛОВА. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В БЕЛОРУССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.). 2003.

Я согласен с автором, что историю православной церкви необходимо прочно ввести в контекст гражданской истории Беларуси.

ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С НАЦИСТСКИМ ОККУПАЦИОННЫМ РЕЖИМОМ И БЕЛОРУССКОЙ КОЛЛАБОРАЦИЕЙ

В положении Православной Церкви в Беларуси кардинальные изменения начались после Октябрьской революции 1917 г. В 1922 г. была создана Минская митрополия, в 1927 г. была провозглашена Белорусская автокефальная православная церковь [от чего в последующем отказались – П. В. ], но одновременно существовала обновленческая Белорусская автономная православная церковь. Но репрессии 30-х годов привели к фактической ликвидации церкви в Восточной Белоруссии. Но Западная Беларусь, где насчитывалось около миллиона православных верующих, в 1921 г. отошла к Польше. В 1922 г. там была создана Польская автокефальная православная церковь (которая через два года была канонически признана Константинопольским патриархатом), включившая в себя 5 епархий, в том числе Виленскую, Гродненскую и Пинскую. Высшее духовенство приносило присягу польскому правительству. Митрополитом стал архиепископ Варшавско-Холмский Дионисий. Церковь имела монастыри, духовную семинарию в Вильно, 337 приходов в Виленской и Гродненской епархиях, выдавала религиозную литературу на русском, белорусском, украинском и польском языках. Достаточно прочные позиции Польской автокефальной православной церкви позволяли многим белорусским епископам думать об автокефалии как о способе сохранения православия в Беларуси. В этом же ряду и слабость Московской Патриархии, гонения на Церковь со стороны Советской власти в предвоенное время.

После присоединения в 1939 г. был создан экзархат Западных Белоруссии и Украины Московского патриархата во главе с митрополитом Пантелеймоном Рожновским (сосланным в 1922 г. польским прав. за приверженность Московской патриархии). На этот год действующих храмов было 542 (в западной части страны куда больше), в которых служило 606 священников, число верующих превышало 2 млн. человек.

Возрождение православной церкви в Беларуси активно поддерживал митрополит Варшавский Дионисий. Им была создана Белорусская Церковная Рада. На первом заседании Рады 9 сентября 1941 г. был принят меморандум к центральным властям Берлина. В этом обращении предлагалось возвести в сан епископов Феофана (Протасевича), Филофея (Нарко) и Афанасия Мартоса, белорусов по национальности. Немецкие власти поддержали данный меморандум.

Именно тогда Генеральный Комиссариат Белоруссии намеревался создать и автокефальную православную церковь в Белоруссии. В письме Генерального Комиссариата от 3 октября 1941 г. на имя митрополита Пантелеймона Рожновского указывалось на необходимость создания «Белорусской Автокефальной Православной Церкви» с проповедью и делопроизводстве на белорусском языке и внутрицерковными назначениями с ведома немецких властей.

Реакция на письмо ГК – протокол заседания «Акт № 1 деяния собора епископов белорусской православной церкви от 6 октября 1941 г.». Митрополиту Пантелеймону присвоили титул «Митрополита Минского и Всея Беларуси». Митрополичья резиденция была перевезена из Жировиц в Минск. Отметим, что Церкви дали понять, что всякая ориентация на Москву будет рассматриваться как большевистская пропаганда.

Известен своей разрушительной внутрицерковной деятельностью про-немецки настроенный иеромонах Владимир Финьковский, за что был осужден церковным судом. Это показывает нам, что до апреля 1942 г. православные иерархи Беларуси могли противостоять требованиям оккупационных властей.

Православная Церковь в Беларуси представляла собой митрополию. Митрополит Пантелеймон еще с 1920-х гг. был известен как противник автокефалии без согласия на то Москвы. На соборе 3 марта 1942 г. было решено разделить Беларусь на 6 епархий: Витебско-Полоцкую (епископ Афанасий), Гродненско-Белостокскую (епископ Венедикт), Минскую (митрополит всея Беларуси Пантелеймон), Могилевско-Мстиславскую (епископ Филофей), Новогрудскую (епископ Вениамин Новицкий), Смоленскую (епископ Семен Севбо).

Реально митрополит Пантелеймон управлял православной церковью до мая 1942 г. Его уволили на покой под надзором, а сменил по решению немецких властей викарный епископ Слуцкий Филофей Нарко. Епископом Брестским и Кобринским после присоединения Брестчины с г. Брестом к ГК Украины стал Иоанн Лавриненко. Архиепископ Алексей выступал за присоединение Брестчины к автокефальной православной церкви на Украине, чему воспротивился епископ Пинский Александр. Стало поощряться введение в богослужение украинского языка, однако на приходах в ведении митрополита Полесского и Пинского господствовал церковно-славянский язык.

Священнослужители настолько запутались в междоусобной борьбе иерархов, что они стали все глубже убеждаться, что раскол – акт чисто политический, и они выражали надежду на скорейшее восстановление авторитетного руководства Московского Патриарха (Протоиерей Андрей Ковалев из Брестской епархии. Октябрь 1943 г.).

После присоединения этих территорий к Восточной Пруссии, Гродненско-Белостокская епархия попала в подчинение митрополиту Берлинскому Серафиму. По распоряжению архиепископа Венедикта Бобковского делопроизводтво епархии было переведено на немецкий язык. В управление епархии митрополит Берлинский и Германский Серафим не вмешивался. Желание архиепископа Венедикта увеличить продолжительность праздничных богослужений до 4-5 часов и получить продовольственные карточки для духовенства не увенчалось одобрением немецких властей.

Необходимо было реализовать решения собора епископов от 3 марта 1942 года о разделе Беларуси на шесть епархий и назначении в них епископов. 8 марта 1942 г. состоялась хиротония Афанасия Мартоса. Он был вторым епископом-белорусом после Филофея.

На заседании собора епископов от 9 марта 1942 г. был принят внутренний Устав Белорусской Автокефальной Православной Национальной Церкви, было решено открыть кратковременные пастырские курсы в городах Минске, Гродно и в Жировицах, а к осени 1942 г. планировалось открыть духовную семинарию и решить вопрос материального обеспечения духовенства. Здесь же заступником митрополита Пантелеймона выбрали епископа Филофея. Собор завершился избранием синода Белорусской Автокефальной Православной Национальной Церкви, который стал исполнительным органом собора епископов. В состав синода вошли: его глава митрополит Пантелеймон, архиепископ Венедикт, епископ Филофей и епископ Афанасий.

В октябре 1943 г. в Вене состоялась конференция иерархов РПЦ за границей. Конференция сурово осудила политику Сталина в войне и патриаршие выборы (избрание Сергия Страгородского). В Вене Григорий Боришкевич был посвящен по епископа Гомельского (епархия создана в конце мая 1943 г.), однако в Гомельскую область новый епископ не поехал, а остался в Гродно. Гомельской епархией управлял архиепископ Николай Автономов, приверженец автокефалии, создатель «национальной» школы для детей.

По сути, из-за сложностей создания единого центра в рамках административно-территориального раздела республики оккупационными властями, таких церковных центров, по крайней мере, было три – города Минск (архиепископ Филофей), Гродно и Пинск. Главы центров не всегда были едины в своих целях. Так, архиепископ Филофей выступал за создание автокефальной церкви в Беларуси и вводил в богослужение белорусский язык (также предписывал «сместить все русофильское духовенство»), архиепископ Венедикт вошел в состав зарубежной православной церкви и переводил всю документацию на немецкий язык. А епископ Александр не поддерживал идеи автокефалии и приветствовал введение церковно-славянского языка в богослужении.

Предполагалось через религию (национально-религиозную идею) воспитать у каждого белоруса понимание того, что «доля нашага краю цяпер сьцісла зьвязанная з [антысавецкай і антырускай – П. В. ] доллю нямецкага народу». Среди епископата существовала также неуверенность в нормальном функционировании православной церкви в случае победы Советского Союза в войне. Больной и в преклонном возрасте митрополит же Пантелеймон не раз говорил: «Я пережил поляков, пережил большевиков, переживу и косяков [коллаборантов – П. В. ]». Для него Матерью была Русская Церковь.

В подготовке Всебелорусского православного собора учавствовала и Белорусская Народная Самопомощь. 29 июля 1942 г. была образована предсоборная комиссия. От каждого прихода должны были быть представлены священник и один избранный делегат из мирян. Все делегаты должны были быть в глазах БНС благонадежными. По словам архиепископа Филофея, собор должен был канонически оформить АБПЦ. Генеральный Комиссариат Беларуси в лице Леопольда Юрды затребовал Статут и письма к главам автокефальных церквей на утверждение.

Всебелорусски собор православной церкви открылся в Минске 30 августа 1942 г. (до 1 сентября 1942 г. включительно). К назначенному сроку прибыли делегаты только двух епархий: Минской и Новогрудско-Барановичской. В Витебской, Могилевской, Смоленской епархиях церковная жизнь не была налажена, Гродненско-Белостокская епархия находилась за границей. На соборе было преимущество светских делегатов. Полномочия митрополита (доверительное письмо митрополита Пантелеймона) позволили приступить к открытию собора под председательством архиепископа Филофея. Организаторы собора попросили у В. Кубэ преподавания в школах религии как антибольшевистское орудие.

Участники собора 30 августа 1942 года направили телеграмму на имя А. Гитлера с выражением благодарности с пожеланием нацистам скорейшей полной победы. Предложение автокефалии было принять подавляющим большинством голосов при трех воздержавшихся. На соборе был утвержден Статут «Святой Праваслаўнай Беларускай Аўтакефальнай Царквы». Естественно, это решение не равнозначно выбору всего православного населения Беларуси.

14 сентября 1943 г. по решению Сталина был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР (первый руководитель – Г. Г. Карпов). Еще ранее, 4 сентября 1943 г. состоялась известная первая и последняя встреча в Кремле Иосифа Виссарионовича Сталина с тремя иерархами церкви. Отметим, что с 1940 г. митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) был экзархом Западной Украины и Западной Беларуси. 8 сентября 1943 г. Патриархом был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старогородский). о малое количество делегатов дало повод зарубежной Русской Православной Церкви и ряду кругов, в том числе и приверженцам автокефалии в Белоруссии, говорить о том, что так как не было епископов из-за рубежа и наблюдалось явное давление со стороны светской власти, в первую очередь И.В.Сталина, выборы Патриарха были незаконны. Сталин рассчитывал на открытие второго фронта, и ему нужно было в глазах мировой общественности нормализовать отношения с православной церковью.

Патриарх Сергий потребовал от всех священников безоговорочного признания его власти. И перед православным клиром Беларуси встал вопрос: либо признать власть Московского Патриарха, либо порвать все отношения с Москвой. Численность сторонников автокефалии не превышала 1/3 от всего духовенства. Московский синод предал анафеме белорусскую церковь. Протест против РПЦ подписали архиепископ Филофей и епископы Афанасий, Павел, Степан. Белорусский клир не смог добиться международного признания автокефалии православной церкви в Беларуси (письма к Патриархам так и не были подписаны).

Уже в 1943 г. было очевидно, что вероятность победы СССР в войне велика, что понимала часть дальновидного православного духовенства в Беларуси. С приближением Советских войск все иерархи-автокефалисты и многие из ее приверженцев среди рядового духовенства выехали за пределы Беларуси. Интересно, что Московская Патриархия официально заявила, что православная церковь в СССР не подвергалась гонениям после Октябрьской революции 1917 г.

В мае 1944 г. умирает Патриарх Сергий. На Поместный Собор (31 января 1944 г. – 2 февраля 1945 г.) были приглашены все зарубежные иерархи Русской Православной Церкви. На собор приехало 200 делегатов. 4 февраля 1945 г. при стечении пяти тысяч верующих в Богоявленском соборе состоялось посвящение в сан Патриарха митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

Стоит понимать, что созданные урсы для подготовки кандидатов на священно-церковнослужительские должности в городах Минске, Гродно, Новогрудке, Гомеле, Витебске, Смоленске и в Жировицком монастыре при консисториях не решили проблемы кадров, так как духовенство было разобщенным по вопросу автокефалии.У сторонников автокефалии в проповедях господствовала политическая, антибольшевистская риторика, сторонники же Московского Патриархата ограничивались проповедями на евангельские темы.

Многие из противников автокефалии не стали работать на духовном поприще в годы войны, занимаясь часто преподаванием в школах. Всего с 1941 по 1945 гг. в Беларуси было посвящено в сан священника 213 человек. Но были еще и «самосвяты» – священники, которые посвящали в сан сами себя. Это было обусловлено нехваткой кадров. Священников, которые не владели белорусским языком, отстраняли от работы. После отъезда архиепископа Гродненского Венедикта и епископа Григория Боришкевича в Белоруссии не осталось ни одного епископа.

По донесению еще в январе 1942 г. архимандрита Серафима Шахмутя в Восточной Беларуси (Витебск, Быхов, Могилев, Гомель, Орша) мне было ни одного епископа, нигде, кроме двух церквей в г. Орше, не было ни одной открытой церкви, духовенство было сослано, а церковное имущество разграблено. В 1943 году по всей Беларуси было открыто свыше 78 приходов. К 1942 г. число православных верующих достигало 12 миллионов человек, что составляло примерно 85 % от всего населения оккупированной Беларуси (по данным белорусского епископата). Число прихожан при действующих церквях тоже было различным, среднее количество прихожан по приходам составляло примерно тысячу.

Прихожане радостно приветствовали открытие церквей, особенно в Восточной Беларуси. Люди несли в новые церкви сохранившиеся ризы, кресты, евангелия и другую утварь, энергично помогали при ремонтах. Взрослые приводили в церкви детей и подростков. В первые три-четыре месяца оккупации города Минска было крещено 22 000 детей. Священники венчали одновременно по 20–30 пар. Большинство прихожан ходили на исповедь. Практически при каждой вновь открывшейся церкви создавались добровольные комитеты помощи бедным и жертвам войны. Проводились богослужения и в лагерях для военнопленных. Единичными результатами таких служб являлся постриг в монахи некоторых военнопленных.

Кроме того, каждое воскресенье по радио передавались церковная служба и концерт духовной музыки. Выступал и митрополит Пантелеймон Рожновский, который перед праздниками поздравлял верующих и призывал бороться за «самостоятельную Белоруссию».

Ошибка автора – Всенощная литургия (несуществующее название).

В 1944 году широко отмечалось Крещение. В среду, 19 января 1944 г., в Минске начались торжества. И хотя к 1945 г. число православных храмов достигло 1 044 единиц, но только 672 из них были зарегистрированы после прихода Советских войск. Их количество превысило довоен-ный уровень на 236 церквей. К июню 1945 г. на территории Беларуси действовало три монастыря: в городе Гродно – женский «Рождества Пресвятой Богородицы», в Жировицах – мужской «Святого Успения», в городе Полоцке – женский Спассо-Ефросиньевский монастырь.

+ Архиепископ Филофей признал незаконное монашество протоиерея Серафима Кудрявцева.

+ С разрешения немецких властей 23 октября 1943 г. из города Витебска в Спасскую церковь были возвращены мощи преподобной Евфросинии. Монахи шли, как правило, престарелые люди, которые лишились родственников и не могли рассчитывать на помощь в старости. Были случаи, когда монахами становились советские военнопленные, которым удалось убедить начальников лагерей для военнопленных в том, что они являются служителями культа. Первые аресты на освобождаемых Советской властью белорусских землях священнослужителей, замешанных в свя-зях с оккупационными властями и белорусскими коллаборантами, начались уже в 1944 г.

После восстановления юрисдикции Московского Патрирхата, с сентября 1944 г. по 1947 г. архиеписком Минским и Белорусским был Василий Ратмиров (покаявшийся в 1941 г. обновленец). ся политика Советской власти на освобожденных территориях была направлена на уменьшение влияния православия на население. Около ста семидесяти церквей не были зарегистрированы первой половине 1945 г. Не всегда регистрация церквей задерживалась по причине нежелания духовенства или закрытия храма, ведь не до конца сформированный уполномоченный по делам РПЦ при Совете СССР сталкивался с материальными трудностями при организации своей работы. В 1945 г. состоялось открытие пастырско-богословских курсов. К июню 1945 г. по всей республике был один архиепископ Василий, 556 священников, 97 дьяконов, 378 псаломщиков.

11 апреля 1942 г. Гитлер сказал: «Коротко говоря, наша политика на широких русских просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой форме разъединения и раскола». 8 марта 1942 г. А. Гитлер подчеркнул, что «после войны он предпримет соответствующие меры против Церкви. В письме Розенберга к рейхскомиссариатам Остланда и Украины от 13 мая 1942 г. говорилось, что «национальный признак должен особенно строго соблюдаться при подборе глав религиозных групп» и что «особая предосторожность рекомендуется в отношении Русской Православной Церкви как носительницы враждебной Германии русской идеологии».

Все вопросы налаживания церковной жизни в оккупированных белорусских землях требовали утверждения в отделе политики при Генеральном Комиссариате Беларуси во главе с Леопольдом Юрдой. Первый документ из ГК, дававший указания о создании автокефальной церкви, относится к 3 октября 1941 г. Геббельс (22 мая 1942 г.) рассматривал лояльность к крестьянам и церкви как средство снижения партизанского сопротивления. 30 мая 1942 г. в Минске Розенберг назвал русский язык чужим для белорусов. Священнослужителям приказывали зачитывать в церквях распоряжения и указы немецких властей, в том числе указ об угоне молодежи на работы в Германию. Православное духовенство не имело права свободного передвижения по территории Беларуси. Окончательно вопрос о строительстве или восстановлении храма решался в ГК. Интересен тот факт, что Константинопольский собор 1872 г. запретил объявление автокефалии по причине исключительно национального шовинизма (о чем знали в Беларуси). Отметим и то, что 5 февраля 1942 г. ГК было оговорено, что «всякое письменное обращение должно вестись на белорусском языке, церковная служба – на старославянском». Еще ранее, 9 сентября 1941 г. в Варшаве была создана Белорусская Церковная Рада под старшинством Варшавского митрополита Дионисия. Глава Белорусского Комитета в Варшаве, посылавшего в Беларусь своих эмиссаров, Радослав Островский требовал, чтобы строительство православной церкви велось в чисто национальном духе.

без него!» [74, л. 10].

Остается неясной позиция самого митрополита Пантелеймона Рожновского. С одной стороны, как указывалось выше, он отстраняется от дел, поручает руководство митрополией архиепископу Филофею Нарко, объявляет себя приверженцем канонического, а не политического признания автокефалии. И в то же время митрополит Пантелеймон участвует в работе собора, пишет послания к верующим, призывая их к сотрудничеству с оккупационным режимом. Очевидно нежелание Генерального Комиссариата видеть на заседаниях митрополита Пантелеймона. Некоторые священнослужители (Никита Пыск, Иван Кушнер и т.д.) обвиняли митрополита Пантелеймона в «русской политике».

3 ноября 1942 г. на имя архиепископа Филофея из второго отдела политики Генерального Комиссариата пришло письмо с требованием оплаты счетов, денег, выданных 25 октября 1941 г. церкви для ремонта церквей в Минске. Фон Готберг проявлял меньше интереса к церковным делам, чем его предшественник В. Кубе. 28 марта 1944 г. была достигнута договоренность о принятии в Белорусскую митрополию епископа Брестского Иоанна. В конечном итоге будничные богослужения были ограничены двумя часами. Празднование православных праздников на буднях переносилось на воскресенье.

Некоторые священнослужители и церковнослужители рассматривали немецкую оккупацию как избавление от большевизма, а также участвовали в отправке сограждан в Германию, выдаче партизан. К группе случайных коллаборантов можно отнести некоторых приходских священников, которые зачитывали приказы оккупационной власти и посещали собрания духовенства в комендатурах. Вторая часть православного клира признавала Московский Патриархат и не приняла автокефалию, что при обнаружении наказывалось. И, наконец, в третью группу православного духовенства вошли священники, занявшие выжидательную позицию, открыто не объявившие о своей приверженности ни к тем, ни к другим. Не случайным явлением были благодарственные молебны в день рождения Гитлера, 22 июня и т.д.

В своей благотворительной деятельности православная церковь была тесно связана с БНС (с июля 1943 г. – Белорусская Самопомощь) и во многом подчинялась ей. Православная церковь пыталась выйти из-под контроля БНС. Все же церкви удалось создать, хотя и подотчетный, свой Благотворительный Комитет. 27 августа 1941 г. в Гродно по инициативе ксендза Альберта Ярошевича был создан Гражданский комитет помощи жертвам войны, куда входил и православный священник Георгий Боришкевич. Однако по распоряжению от 3 октября 194 г. комитет был распущен, так как Немецкие власти не позволяли выходить за рамки «чисто церковных вопросов».

26 апреля 1944 г., в день принесения присяги офицерского корпуса Белорусской Краевой Обороны (БКО), прошла служба во главе с архиепископом Филофеем в митрополичьей церкви. В декабре 1943 г. был отслужен торжественный молебен по поводу создания Белорусской Центральной Рады (БЦР), контролировавшей деятельность Церкви. Представители православного клира становились членами различных националистических объединений, таких как, например, «Белорусское объединение» (отдел Белорусского народного комитета), тесно связанного с гестапо. Привлекались священнослужители и к деятельности «Русского комитета», созданного летом 1942 г. Анной Трусовой и стремившегося помочь и защитить русское население в Беларуси с воспитанием в православном духе. Принадлежали священники и к «Украинскому национальному объединению» (УНО). Кубе вел церковную политику, создававшую видимость участия церковных организаций в решении своей судьбы. Так, например, для объявления православной церкви в Беларуси автокефалии была возможность провести собор, а вот на Украине обошлись без собора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...