Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая культура Германии




В XX веке Германия прошла долгий путь от кайзеровской империи до современной западной демократии. Многие повороты в судьбе страны зависели от изменения политической культуры масс и культуры государственной власти. Поэтому чрезвычайно интересен опыт Германии, сумевшей за последние 60 лет не только преодолеть наследие национал-социализма, но и построить эффективную парламентскую демократию, сильное правовое и социальное государство. Особый исследовательский интерес, практическую и теоретическую ценность представляет политическая культура ФРГ второй половины XX столетия, а особенно современной объединенной Германии.

Обладая мощным финансовым, промышленным, научным, торговым и инвестиционным потенциалом, современная Германия является крупнейшим экономическим, тратегическим и инвестиционным партнером России. Ее политическая культура оказывает существенное влияние не только на ее внутреннюю и внешнюю политику, но и на политику европейскую и мировую. Для России важен германский опыт эффективного взаимодействия всех уровней федерального центра и субъектов федерации, а также субъектов федерации между собой. Очевидна необходимость детального изучения политических процессов, связанных с различными аспектами жизни германского

общества, с влиянием на политическую культуру изменений в структуре ценностных ориентации населения, отношения к политической власти, изменений в избирательной системе, гарантированности прав и свобод человека.

Все это важно для познания общих закономерностей перехода от тоталитаризма и

авторитаризма к демократии, общих процессов становления, упрочнения и развития

демократических институтов, формирования демократической политической культуры с учетом национальных особенностей и новых цивилизационных вызовов.

Политическая культура может быть предметом анализа, по крайней мере, на трех уровнях ее существования: индивидуальном, групповом и социетальном (культуры общества в целом). Эти уровни взаимосвязаны, однако не совпадают и потенциально конфликтны. Всякая политическая культура акцентирована на государственной власти, на отношениях между властвующими структурами и человеком, социальными слоями, объединениями граждан. Политическую культуру нельзя сводить, как это часто наблюдается, только к убеждениям, установкам, способам поведения индивидов, она включает в себя и массовые феномены, и, что важно подчеркнуть, способы функционирования государственной власти. Поэтому центральной проблемой политической культуры является культура политического властвования, выявляемая в деятельности государства. Анализ культуры властвования выходит на первый план, когда речь идет о политической культуре в связи с анализом политической системы. В этом случае объектом анализа становятся деятельность составляющих политическую систему институтов власти и управления, объяснение и оценка способов функционирования властных отношений.

Вместе с тем политическая культура характеризует отношение населения страны к

государственной власти, его способность к политической самоорганизации, способы реакции на политику властных структур, мотивы и формы участия граждан в политической жизни, их политические ориентации и ожидания. Социетальный уровень политической культуры вообще невозможно представить и понять без анализа культуры государственной власти, ее институтов, норм деятельности, взаимодействия и с личностью, и с массами, и со структурами гражданского общества. Более того, в отдельных странах (например, в США, во Франции) в формировании политической культуры доминирующую роль играло гражданское общество; в других странах эту роль перенимало государство. Германия, как и Россия, относится к этой группе стран. И во времена кайзеровской Германии, и во времена Веймарской республики, тем

более в период фашистской диктатуры государство играло ведущую роль в формировании и развитии политической культуры, роль ее законодателя. Этим, между прочим, в немалой степени объясняется стереотип законопослушания граждан Германии, склонность к этатистскому мышлению и поведению. Становление и развитие демократии в послевоенной ФРГ шло на основе денацификации немецкого государства и

утверждения демократических институтов и принципов функционирования власти.

Демократизация гражданских структур была бы невозможна без демократизации

государственной власти.

1. С развитием демократии в Западной Германии произошел глубокий политический поворот от подданнической культуры к демократической гражданской культуре. Разрыва с тоталитарной политической культурой удалось добиться путем создания новой структуры государственной власти с учетом, с одной стороны, германских политических традиций, с другой, опыта Веймарской республики, политической воли демократических сил, а также рекомендаций союзников по антигитлеровской коалиции. Создано сильное федеративное демократическое правовое государство, институты которого и политическая культура граждан препятствуют прорыву к власти на уровне Федерации радикальных сил любой окраски и способствуют устойчивости демократии.

2. Политическая культура современной Германии характеризуется, прежде всего, глубоким проникновением принципов и норм парламентаризма в деятельность как государственных органов власти, так и партий, структур гражданского общества, в социальную и политическую практику масс. Укорененность парламентского типа политической культуры, четкое выполнение правовых норм и законов позволяет регулировать социальные и политические противоречия, конфликты на последовательно правовой демократической основе.

3. С развитием демократии неприкосновенность достоинства человека, прав и свобод личности стала основополагающим конституционным принципом социальной и политической жизни сначала Западной Германии, а потом и новой объединенной страны. Современное германское государство культивирует нормы и принципы толерантности в индивидуальном и общественном сознании в условиях идеологического и политического плюрализма. В качестве одной из сторон укоренения демократических ценностей предстает жесткое отмежевание общественного мнения и политических элит ФРГ от экстремистских противников демократии. Вместе с тем возможны и некоторые эксцессы государственной власти по подавлению политических оппонентов, нарушающие права человека («запрет на профессии», увольнения с руководящих постов бывших деятелей СЕПГ).

4. Для германской политической культуры на личностном уровне характерно органическое сочетание гражданственности и высокого авторитета государства, прав и обязанностей, свободы и ответственности, инициативности в рамках демократической законности. Граждане ФРГ, критикуя практику тех или иных институтов государственной власти, тем не менее, высоко ценят свое государство, и даже протестуя против отдельных недостатков социальной политики, не подрывают его основ.

5. После объединения страны снизилась удовлетворенность населения Восточной и Западной Германии деятельностью правительства и других институтов государственной власти, усилился критицизм. Но культура критики конструктивна. Одним из ее последствий можно считать интенсивное развитие в Германии с 1990 года прямой демократии, закрепление повсеместно на коммунальном и земельном уровнях народных законодательных инициатив, дающих гражданам возможность напрямую решать насущные политические вопросы. Векторы и формы гражданских инициатив не противоречат культуре демократии и обуславливают необходимость конструктивного диалога между властными структурами и структурами гражданского общества.

6. Экстремистская и радикалистская культура, не находя широкой поддержки в социальных массах, проявляется в действиях отдельных, преимущественно молодежных группировок. Их состав за последние три десятилетия изменился. Сегодня левый экстремизм в Германии постепенно уступает свои позиции правому экстремизму, культивирующему ксенофобию и неприятие демократических норм. Соответственно меняются и векторы реакции властей на те или иные явления радикализма и экстремизма: политические ограничения сменяются политико-правовыми (и наоборот).

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данной работы могут быть

использованы при дальнейшей разработке теоретических проблем исследования политической культуры, при написании учебников и учебных пособий преподавателями высших учебных заведений, а также при чтении спецкурсов по политологии, политической теории, сравнительной политологии.

[Алексеев Денис Александрович. Особенности политической культуры современной Германии: Дис.... канд. полит.

наук: 23.00.02 Воронеж, 2005 202 с. РГБ ОД, 61:05-23/336]

 

«Политическая культура российского общества»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...