Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Функционирование стихии огня в лирике А. А. Фета




ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТИХИИ ОГНЯ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА

 

 

Проведенная работа с теоретической литературой дала возможность классифицировать мотив огня по следующим принципам:

1) Частные проявления образа огня, опирающиеся на самостоятельное значение мифологемы Огонь. Так, можно выделить образы зари, звезды, солнца, месяца – небесный огонь; образы костра, свечи, лампадки, камина – огонь, созданный человеком.

2) Также можно сгруппировать по семантическому признаку «огонь в действии»: это образы, связанные с глаголами «гореть», «пылать», «тлеть». Но классификация по этому принципу «рождает» другие классификации, части которых проникают друг в друга, затрудняя анализ, что не приводит к успешному завершению исследования.

Например, семантика слова «гореть» может быть разнообразной:

Кто скажет нам, что жить мы не умели,                                                               Бездушные и праздные умы,                                                                                                   Что в нас добро и нежность не горели                                                                                            И красоте не жертвовали мы?                                                                         («А. Л. Бржеской, 1879 г. )

Здесь образ более глубок и поэтически индивидуален, чем в следующих строках:

Тихо вечер догорает,                                                                                                           Горы золотя;                                                                                                                   Знойный воздух холодает, -                                                                                                Спи, мое дитя!                                                                                                         («Серенада», 1844 г. )

В первом случае образ огня использован для описания внутреннего мира человека, во втором – это метафора, описывающая природу. Так, 23 комплекс «Гореть, пылать, тлеть» может быть разбит на еще более мелкие группировки. Стихотворений, посвященных теме природы, в наследии Фета большинство. Образ огня предстает в различных своих вариациях, это пейзаж с «огненными» характеристиками:

Жди ясного на завтра дня,                                                                                              Стрижи мелькают и звенят,                                                                                  Пурпурной полосой огня                                                                                  Прозрачный озарен закат.                                                                                               («Жди ясного на завтра дня…», 1854 г. )

 

Это огненные светила в природе:                                                                                  Чудная картина,                                                                                                                      Как ты мне родна:                                                                                                              Белая равнина,                                                                                                                     Полная луна,                                                                                                                  («Чудная картина…», 1842 г. )

Творчество для Фета – это вся жизнь. Поэтому тема творчества соотносится с главным образом «огня в груди», наблюдается параллель жизнь – творчество.

Анализ лирических произведений А. А. Фета с целью определения значения и функционирования мотива огня наиболее плодотворен с точки зрения тематики. Поэтому именно классификация по принципу семантической функции мотива огня стало опорой для дальнейшего анализа творчества А. А. Фета и рассмотрения частных проявлений лейтмотива огня в его лирике. Так, были выявлены такие комплексы огненных образов:

1) Комплекс «Природный огонь;

2) Комплекс «Огонь-любовь»;

3) Комплекс «Огонь-творчество».

Особенности каждого комплекса, их основные образы и функционирование в творчестве поэта рассмотрены в следующих трех параграфах.

 

 

2. 1. Комплекс «природный огонь»

Произведений, посвященных теме природы в лирике Фета – большинство. Пейзажная лирика его отличается импрессионистским характером, когда фиксируется мельчайшее изменение в природе, неуловимая деталь, игра света. Наряду с многочисленными образами (время суток, птицы, цветы, цвета), особую роль играет мотив огня, воплощенный в образах небесных светил, зари и заката. Из них наиболее часто фигурирует образ солнца, поскольку художник рисует днем, когда свет солнца позволяет увидеть все нюансы пейзажа:

На пажитях немых люблю в мороз трескучий                                                                      При свете солнечном я солнца блеск колючий,                                                                          Леса под шапками иль в инее седом                                                                                          Да речку звонкую под темно-синим льдом.                                                                         («На пажитях немых люблю в мороз трескучий…, 1855 г. )

Образ солнца у Фета гармонирует с образом весны. Здесь играет роль общая семантика двух образов – семантика тепла и света.

Едва лишь в полдень солнце греет,                                                                                    Краснеет липа в высоте,                                                                                                Сквозя, березник чуть желтеет,                                                                                                      И соловей еще не смеет                                                                                                               Запеть в смородинном кусте.                                                                                              («Еще весны душистой нега…», 1854 г. )

К образам солнца и весны присоединяются и образы птиц. Таким образом, поэт рисует торжество жизни, когда природа, всё живое просыпается благодаря теплу и свету. В стихотворении «Опять незримые усилья…» 1859? г. эти образы дополняются образом зари – еще одним частным проявлением мотива огня. Здесь также наблюдается совпадение семантики, на этот раз параллель с весной – пробуждение. Весна – как время пробуждения природы.

2. 2. Комплекс «огонь-творчество»

Для А. А. Фета жить – значило творить, видеть Прекрасное и на основе увиденного творить свой собственный поэтический мир. Он абстрагировался от треволнений обыденной жизни и искал ответы на вопросы бытия в Возвышенном, вечном. Не случайно, что основным мотивом для выражения своего мировоззрения поэт выбрал вечный, архетипический образ огня. И на стремление Фета найти необходимое поэтическое воплощение действительности отозвалась стихия огня – изменчивая, яркая, но вечная, как и все творчество поэта. Стихотворение «Светоч» целиком состоит из мотива огня. Противостояние Человека и Ночи, иначе поэта и действительности – главная тема произведения. Небесный огонь – молния – здесь «яркий змей», величавый же «факел» – это дар небес, поэтический талант Фета. Так иносказательно, с помощью развернутой метафоры поэт заявляет о Божественном происхождении поэтического таланта.

Ловец, все дни отдавший лесу,                                                                                                    Я направлял по нем стопы;                                                                                                  Мой глаз привык к его навесу                                                                                          И ночью различал тропы.                                                                                                Когда же вдруг из тучи мглистой                                                                                            Сосну ужалил яркий змей,                                                                                                        Я сам затеплил сук смолистый                                                                                            У золотых ее огней.                                                                                                             Горел мой факел величаво,                                                                                        Тянулись тени предо мной,                                                                                                    Но, обежав меня лукаво,                                                                                                       Они смыкались за спиной.                                                                                             Пестреет мгла, блуждают очи,                                                                                       Кровавый призрак в них глядит,                                                                                    И тем ужасней сумрак ночи,                                                                                                   Чем ярче светоч мой горит.                                                                                     («Светоч», 1885 г. )

Огонь творчества – по мнению Фета, единственное, чем можно оправдать земное существованье.

Нет, ты могуч и мне непостижим                                                                                       Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,                                                                             Ношу в груди, как оный серафим,                                                                      Огонь сильней и ярче всей вселенной.                                                                              («Не тем, господь, могуч, непостижим…», 1879 г. )

Мотив огня в лирических произведениях Фета часто сплетен с мотивом полета, наблюдается выход на первый план такого семантического значения мифологемы огня, как «освобождение, очищение». В своей философской лирике Фет часто обращается к огненным образам (звезды, месяц, факел, заря и т. д. ), которые в большинстве своем переплетены с образом ночи. Это объясняется тем, что А. А. Фет отождествлял ночь с жестокой жизнью, приземленной и темной, а в образе огня он видел спасение, освобождение от прозы жизни. Фет стремился к уходу от обыденной жизни в мир Творчества. Это диктовалось романтическим мироощущением поэта, философией «чистого искусства», сторонником которого он был. Поэтому мотив огня был для Фета органичным, самым подходящим для выражения своего взгляда на искусство и творчество. Именно в творчестве Фет видел оправдание земного существования, и именно с «огнем в груди» он отождествлял творчество. Так, в лирике Фета мотив огня отвечает его философским взглядам, что говорит о глубокой мировоззренческой функции стихии огня.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...