Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Комплекс «огонь-любовь». ЗАКЛЮЧЕНИЕ




2. 3. Комплекс «огонь-любовь»

Теме любви А. А. Фет посвятил большинство своих произведений. Трагические ноты слышны в стихотворениях, посвященных Марии Лазич – девушка погибла от огня. И мотив огня стал способом поэта передать всю гамму чувств, порожденных любовью и страстью. Именно в любовной лирике в различных своих ипостасях раскрывается огненный мотив. Само чувство любви ассоциируется у поэта с горением:

Нет, я не изменил.                                                                                                                           До старости глубокой                                                                                                           Я тот же преданный, я раб твоей любви,                                                                            И старый яд цепей, отрадный и жестокий,                                                                          Еще горит в моей крови.                                                                                                    («Нет, я не изменил. До старости глубокой…»)

Ночь – образ, который дополняет образ огня в любовной лирике Фета. Также ночь – время свидания, когда лирический герой может обратиться к предмету своей любовной страсти без посторонних глаз:

Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.                                                                    Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.                                                                                Да и те не видят нас среди ветвей                                                                                              И не слышат - слышит только соловей...                                                                               («Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад…», 1853 г. )

Фет видит в образе ночи истому любви, ее сладкие страдания, в ночи и слезы, и тоска. Но зарей Фет освобождает от этой любовной тоски. Заря – это момент облегчения, освобождения от страданий сердца:

Отчего — кто разрешит задачу? —                                                                                       До зари потом всю ночь проплачу?                                                                               («Отчего я со всеми любезна…», 1882 г. )

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,                                                                  Что ты одна - любовь, что нет любви иной…                                                              («Сияла ночь. Луной был полон сад…), 1877 г. )

Есть очень неожиданные, авторские образы, связанные с глубоко личными переживаниями поэта. Например, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки…» можно заметить временную несовместимость «полночь и заря»:

Я верить не хочу!                                                                                                             Когда в степи, как диво,                                                                                                      В полночной темноте безвременно горя,                                                                     Вдали перед тобой прозрачно и красиво                                                                          Вставала вдруг заря.                                                                                                         («Когда читала ты мучительные строки…», 1887 г. )

Заря врывается в полуночную темень, и мотив любви и мотив горения переплетаются друг с другом, образ возлюбленной поэта и его душа также преданы через огненную стихию.

Любовная лирика Фета также неизменно богата огненными образами. Само чувство любви у поэта ассоциируется с мотивом горения. Но его любовная лирика не трагична, а стихия огня в ней выступает не как жестокий и карающий образ. Наоборот, произведения о любви Фета передают лишь лучшую сторону любви, настроение их варьирует от легкой грусти до восторженной эйфории. Семантика стихии огня также использована с точки зрения силы и глубины чувства любви: мифологема огня у Фета представлена вечной и яркой, и именно такой он видел сущность любви – всевластной, всепоглощающей и яркой. Таким образом, стихия огня раскрывает и поэтически преобразовывает взгляд поэта на любовное чувство. Таким образом, стихия огня является лейтмотивом творчества А. А. Фета. Образы огня пронизывают все его творчество: выполняют описательную функцию для пейзажной лирики, раскрывают взгляд поэта на любовь, творчество и сущность жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В творчестве любого поэта наблюдается тема, образ или мотив, которому он отдает предпочтение на протяжении всей творческой деятельности. Литературоведы называют этот тематический, мотивный или образный повтор лейтмотивом. Настоящей работой было доказано, что стихия огня является лейтмотивом творчества А. А. Фета: стихия огня во всем разнообразии проявлений присутствует в его лирических произведениях, выполняет различные функции и предстает в различных своих образах. Стихия огня изменчива, носит двойственный характер, сочетая в себе силы небесные и земные, разрушение и созидание одновременно, но она является вечным образом, который могут понять и принять все. В литературе огонь - это архетипический образ, мифологема. Было определено, что схожесть функций мифологии и литературы дает возможность проникновения мифологических элементов в литературу. Но глубже остальных течений в мифологию обращается именно романтизм, строящий свою, идеальную, реальность, направленную в сферы духовной жизни. Поэтому эта вечная стихия представляла для Фета-романтика неисчерпаемый источник для выражения своих взглядов в поэтической форме. Фет дополняет и развивает мифологическую семантику стихии огня, он рождает свое понимание огненного образа. Также обращение к этой огненной стихии объясняется личными переживаниями Фета, в жизни которого огонь оставил трагический отпечаток – от огня погибла любимая женщина поэта. Фет рассматривает вопросы бытия, жизни и творчества, любви и страсти через «призму» огненной стихии. Так, жизнь и творчество для поэта равнозначные понятия, так же как и жизнь и любовь. И все эти понятия переданы через мотив огня. Главные темы творчества А. А. Фета – природа, любовь и творчество – пронизаны огненными образами и характеристиками. Стихия огня – изменчивая, яркая, подвижная – отвечала эстетическому взгляду Фета, не случайно она стала основным мотивом для творчества поэта. С помощью классификации по принципу семантической функции мотива огня выявлены такие комплексы огненных образов:

1) Комплекс «Природный огонь;

2) Комплекс «Огонь-любовь»;

3) Комплекс «Огонь-творчество».

Данная классификация позволила детально рассмотреть мотив огня в творчестве поэта. Так, огонь в стихотворениях о природе представлен в богатом разнообразии и выполняет описательную функцию для передачи цветов и оттенков пейзажа, фиксирует состояние природы. В философской лирике Фета наблюдается частое обращение к огненным образам, которые в большинстве своем переплетены с образом ночи. Это объясняется тем, что А. А. Фет отождествлял ночь с жестокой жизнью, приземленной и темной, а в образе огня он видел спасение, освобождение от прозы жизни. Поэтому в философской лирике Фета мотив огня отвечает его философским взглядам, что говорит о глубокой мировоззренческой функции стихии огня. Любовная лирика Фета также неизменно богата огненными образами, само чувство любви у поэта ассоциируется с мотивом горения. Семантика стихии огня использована не с отрицательной стороны, а с точки зрения силы и глубины чувства любви: мифологема огня у Фета представлена вечной и яркой, и именно такой он видел сущность любви – всевластной, всепоглощающей и яркой. Таким образом, стихия огня раскрывает и поэтически преобразовывает взгляд поэта на любовное чувство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...