Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокое и Позднее Возрождение в Италии




г

речь», ради большего эффекта сдает в Неаполе экзамен и получа­ет докторскую степень. 8 апреля 1341г. Петрарка был торжествен­но увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима. В 1350 г. Петрарка по приглашению Боккаччо впервые посетил Флоренцию. Тогда они в первый раз увидели друг друга и стали чрузьями. Но несмотря на уговоры властей Флоренции, Петрар­ка, сын изгнанного из города соратника Данте, отказался посе­литься в этом городе. Он жил в Милане, Падуе, Венеции, Риме, Павии, даже в Праге, но только не во Флоренции, оскорбившей его отца. Если Данте даже перед смертью не мог вернуться на родину, то представитель следующего поколения, первый чело-нек Возрождения Петрарка сам выбирает, где ему жить, он об­ласкан папой, императором, властителями многих стран, он был иправе в одном из писем к Боккаччо гордо заявить: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне». Нескромность Петрарки сейчас нередко вызывает улыбку, но это были ранние, еще незрелые проявления ренессансного культа человека, ставшего «мерой всех вещей».

Среди своих произведений Петрарка особенно ценил поэму

Африка» (незаконч., 1339—1342) о римском полководце Сци­пионе Африканском, победившем Ганнибала. Эту поэму, пред­назначенную для вечности, Петрарка писал на латинском языке и отказался публиковать ее при жизни. Другое произведение, ко-трым дорожил поэт, — цикл поэм «Триумфы» (1354—1374). За - Триумфом Любви» следует «Триумф Смерти», так как Смерть побеждает Любовь, затем «Триумф Славы», побеждающей Смерть,

Гриумф Времени», побеждающего Славу, «Триумф Вечности» — итоговое произведение, написанное в последний год жизни. Пет­рарка умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. в Арква недалеко от »11лдуи, в своем доме, где провел последние пять лет жизни. В од­ном из писем к Боккаччо он высказал пожелание: «Пусть смерть шетанет меня читающим или пишущим». По преданию, он умер, • очиняя жизнеописание Юлия Цезаря для книги биографий в духе 11лутарха «Преславные мужья». Петрарка был с величайшими по­честями похоронен в Падуе.

«Книга песен» («Канцоньере»). Мировая слава Петрарки в веках • низана не с поэмой «Африка», а с его «Книгой песен», посвя­щенной любви к Лауре. Стихи, вошедшие в книгу, он начал пи-| III» в 1327 г.; первую редакцию закончил в 1342 г., последнюю — и 1374 г. То, что стихи писались не на латинском, а на итальян-

| ом языке (в просторечии «вольгаре»), означает, что Петрарка писал их не для вечности, не для потомков, а для себя. Итальян-■ кий язык не обладал литературной формой, и именно благодаря

Ьожественной комедии» Данте и «Книге песен» Петрарки он обрел эту форму в поэзии.

I Луков

«Книга песен» — лирическая исповедь поэта. Ее стержень — образ Лауры. 6 апреля 1348 г., в год «черной смерти» — чумы, охватившей Европу, и в день 21-й годовщины первой встречи с Петраркой Лаура умерла. Отсюда разделение книги на две час­ти: «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». В первой части основой поэтической образности становится срав­нение Лауры с нимфой Дафной (обратившейся в лавр, священ­ное дерево Аполлона, покровителя поэзии). Во второй части Лау­ра, подобно Беатриче в «Божественной комедии» Данте, высту­пает небесным ангелом-защитником Петрарки. Портрет Лауры в стихах Петрарки не отличается богатством деталей и красок: поэт говорит о ее «золотых волосах», «высоком лбе», «тонких пальцах». Иногда в описании внешности Лауры встречаются противоречия. Так, например, ее манера ходить называется то легкой походкой, то тяжелой поступью. Это дало основание исследователям выска­зать сомнение в существовании Лауры: созвучие имени с италь­янским названием лавра (1аиго) позволило предположить, что Петрарка воспевает не любовь к женщине, а любовь к славе.

Если образ Лауры в «Книге песен» не индивидуализирован, то впервые в европейской поэзии здесь предпринята попытка инди­видуализировать любовное чувство поэта. В сонете ЬХ1, одном из самых известных, поэт говорит лишь о «прекрасных глазах» Лауры, зато подробно анализирует оттенки своих переживаний. Он благо­словляет «день, месяц, лето, час и миг», когда встретил Лауру, боль любовного чувства, которую испытал впервые, и, наконец, свои «певучие канцоны» — результат «дум золотых о ней».

Можно говорить и об индивидуализации поэтического стиля. Сравнение разных редакций одних и тех же стихотворений убеди­тельно показало, что многолетняя работа поэта над ними шла в двух основных направлениях: удаление того, что затемняет смысл (непонятности, двусмысленности), и придание тексту большей музыкальности. Исследователь итальянской литературы Н. Тома-шевский, опираясь на длительную традицию анализа текстов Пет­рарки, писал: «Единицей петрарковской поэзии является не сло­во, но стих или, вернее, ритмико-синтаксический отрезок, в ко­тором отдельное слово растворяется, делается незаметным. Еди­нице этой Петрарка уделял преимущественное внимание, тща­тельно ее обрабатывал. Чаще всего у него ритмико-синтаксическая единица заключает в себе какое-нибудь законченное сужде­ние, целостный образ. (... ) Показательно и то, что Петрарка от-! носится к малому числу тех итальянских поэтов, чьи отдельные стихи стали пословичными. Как общая закономерность слово у: Петрарки не является поэтическим узлом»1.

'Томашевский Н. Предисловие //Петрарка Ф. Лирика; Автобиогра­фическая проза. — М., 1989. — С. 10.

Петрарка включил в «Книгу песен» стихи различных жанров — |канцоны, в том числе и на политические темы, например, зна­менитая канцона «Италия моя... »), баллады, секстины, послания, мадригалы. Но основу книги составляют 317 сонетов. Петрарка по праву считается непревзойденным мастером этого жанра. Обычно он пишет сонеты на 5 рифм с последовательностью аЬЬа аЪЪа ейе с (1е. Первоначально Петрарка стремился к максимальной виртуоз­ности стиха, позже его стих становится все более прозрачным, чищенным «поэтизмов», о нем можно сказать словами выдающе-I ося деятеля итальянской культуры рубежа XVI — XVII вв. К. Джезу-альдо: «В нем нет ничего такого, что было бы невозможно в прозе». В качестве примера можно взять начало сонета СХИ: «Сеннуч-чо, хочешь, я тебе открою, // Как я живу? Узнай же, старина: // ( градаю, как в былые времена, // И остаюсь во всем самим со-1юю» (перевод Е. Солоновича). Прозаизация поэзии, отмеченная ис-шедователями, позволяет воспринимать сонеты Петрарки без ком­ментариев, какими снабжал Данте свои стихи в «Новой жизни».

По пути, намеченному Петраркой, впоследствии пошло раз­витие всей европейской поэзии.

Боккаччо

Джованни Боккаччо (1313 — 1375) — великий итальянский гу­манист, основоположник психологизма в европейской литерату­ре. Этот писатель определил основные черты жанра новеллы, был

0    л ним из создателей итальянского литературного языка. Его сбор-
пик новелл «Декамерон» и повесть «Фьяметта» определили мощ­
ное влияние персональной модели Боккаччо на мировой литера-
| урный процесс.

Биография. Боккаччо родился в семье богатого флорентийско-и) купца. Традиционное мнение о том, что он родился в Париже,

1     ейчас оспаривается. Вероятно, он родился во Флоренции или
| че-то неподалеку. Сначала он готовился продолжить дело отца,
потом учился на юриста в Неаполе, но обе профессии ему не
кались. В Неаполе он вошел в кружок образованной молодежи,
\ влекся литературой, начал писать. В его первых поэмах ощущает-
ея знакомство с античной литературой (Боккаччо блестяще знал
не только латинский, но и древнегреческий язык), с поэзией

нового сладостного стиля». Немалую роль в его жизни сыграла неразделенная любовь к незаконной дочери неаполитанского ко­роля Роберто II Марии д'Аквино, которую Боккаччо, в соответ-I шин с куртуазной традицией, называл ласковым псевдонимом Фьяметта (огонек). Поэмы «Филострато», «Фьезоланские нимфы» пол готовили его к большим литературным свершениям. Вернув­шись во Флоренцию, Боккаччо, представитель правящей партии черных гвельфов, выполнял ряд ответственных поручений. Здесь

же он пережил страшную чуму 1348 г., а в 1350 г. познакомился с Петраркой. В конце жизни Боккаччо стал рассматривать свое жиз­нелюбие как грех, был готов отказаться от «Декамерона» и сжечь свою ценнейшую библиотеку, от чего его отговорил Петрарка. Однако возвращение к средневековому мировоззрению уже не могло отменить того, что сделал Боккаччо для утверждения ре-нессансного взгляда на мир и человека. Боккаччо был первым ис­следователем творчества Данте.

«Фьяметта». Около 1345 г. Боккаччо написал небольшую проза­ическую повесть «Фьяметта». Сюжет ее предельно прост.

Юноша Памфило полюбил замужнюю женщину Фьяметту, и та от­ветила на его любовь. Влюбленные вынуждены скрывать свои чувства от посторонних, и это им удается. Отец Памфило отправляет сына в другой город, что печалит влюбленных. Фьяметта узнает, что Памфило там же­нился. Известие повергает ее в глубокую скорбь, но есть надежда, что женитьба — лишь исполнение воли отца. Однако позже оказывается, что Памфило не женился, но полюбил другую женщину. Теперь отчаяние Фьяметты безмерно. Ее причитаниями заканчивается повесть.

Это произведение интересно тем, что в нем впервые в евро­пейской литературе последовательно проведен принцип психоло­гизма. Под психологизмом понимается система художественных средств для раскрытия внутреннего мира человека. Боккаччо со­здает такую систему: он предельно упрощает событийную сторо­ну и вводит монолог героини, через который раскрывается гамма ее чувств от радостных в начале повести до печальных в конце. Существенно, что внешний мир героев — их поведение, видимое другим людям, самим сюжетом противопоставлено их внутренне­му миру; они живут двойной жизнью, не смея обнаружить перед посторонними свои подлинные чувства. «Фьяметта» стоит у исто­ков группы психологических жанров в европейской литературе.

«Декамерон». «Декамерон» (1348—1353) — один из величай­ших памятников Возрождения. В этом произведении Боккаччо вы­ступает как создатель жанра новеллы, определивший ее темати­ку, систему образов, композицию (прием «фалькон» — неожи­данный поворот действия), язык. Жанр новеллы возник из быто­вых устных рассказов (новелла в переводе — «новость»). В «Дека­мероне» 100 новелл, организованных в цикл с помощью рамоч­ной новеллы о чуме во Флоренции 1348 г.

Десять человек (семь девушек и трое юношей), собравшихся в церкви Санта Мария Новелла, осуждают разгул низменных страстей, порож­денный чумой, они хотят сохранить душевное здоровье и достоинство, решив удалиться в загородную виллу и там переждать, пока чума не отступит. Чтобы скоротать время, они договариваются ежедневно рас­сказывать по одной новелле каждый (отсюда название книги: «Декаме­рон» — по-гречески «десятидневник»).

1ПП

-

Так в рамочной новелле возникает главная идея книги: ценно-г ги жизни (естественные чувства, земные, плотские желания, жиз­нерадостность, веселье) могут победить все, что жизни противо­стоит, — болезнь, мертвящие оковы средневекового мира (цер­ковного фанатизма, феодальной зависимости), саму смерть. В каж-юй из 100 новелл эта общая мысль представлена какой-то конк­ретной гранью: есть новеллы антиклерикальные (например, 1-я и

I. '-я новеллы первого дня), новеллы в защиту женщин, изменя­ющих своим мужьям (против брака не по любви, а в соответствии

I с феодальными традициями, лишающими женщину права сво-иодного выбора), новеллы веселые и грустные и т. д. Композиция книги выстроена, как мозаика: каждая новелла облагает закон-

I ченностью, отражая какой-то фрагмент жизни, но только все новеллы в целом позволяют раскрыть гуманистическую концеп­цию мира и человека, для которой характерны реабилитация юмного, плотского начала, защита естественного чувства, оп­тимизм. При этом образы рассказчиков занимают особое место в системе образов «Декамерона»: им не присущи индивидуальные черты, они в совокупности воплощают идеал человека эпохи Возрождения. Боккаччо, написавший книгу на тосканском диа-пекте народного языка, понятного и образованному, и негра­мотному итальянцу, стал основоположником итальянского про-(аического литературного языка. Его «Декамерон» — самая по­пулярная книга европейского Возрождения.

Высокое и Позднее Возрождение в Италии

Высокое Возрождение (Кватроченто, XV в. ). К этому времени относится расцвет гуманизма: деятельность Платоновской акаде­мии во Флоренции, утвердившей особую роль философии Плато­на и неоплатонизма в развитии гуманизма; труды Джованни Пико аелла Мирандолы (1463—1494)., в речи «О достоинстве человека» (1486), воспевавшего величие человека — «венца мироздания»; расцвет живописи, скульптуры, архитектуры (Брунеллески, Аль-берти, Донателло, Верроккьо, Мантенья, Боттичелли, Леонардо: а Винчи, Рафаэль, Микелацщжело, Джорджоне, ранний Тици­ан). В образах Мадонны, святого) Себастьяна обнаруживается стрем­ление соединить идею святости с изображением прекрасного, иде­ального человеческого тела.

Среди достижений итальянской литературы XV в. — развитие жанра новеллы в сборнике «Иовеллино» (опубл. 1476) Мазуччо (под этим псевдонимом писаш Томмазо Гуардати, ок. 1420 — ок. 1475). Возникает рыцарская поэма итальянского Возрождения. В поэмах «Большой Моргайте» (1482) Луиджи Пульчи (1432 — 1484), «Влюбленный Роланд» (шезаконч., полн. изд. 1506) Маттео

Боярдо (1441— ок. 1494) происходит ренессансное переосмысле­ние мотивов «Песни о Роланде».

Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI в. ). В этот период про­должают развиваться ренессансные представления об «универсаль­ном человеке», о чем свидетельствует получивший большую из­вестность трактат «Придворный» (1513—1518, опубл. 1528) Баль-дассарре Кастильоне (1478—1529). Однако уже в конце XV в. появ­ляются кризисные тенденции в ренессанснои культуре, что так ярко ознаменовано сожжением произведений искусства религи­озным фанатиком Савонаролой во Флоренции. Усиление этих тен­денций в XVI в. можно отметить в «Государе» Н. Макиавелли, позд­нем творчестве художников Микеланджело, Корреджо, Тициана, Тинторетто, Караваджо.

Основные достижения итальянской литературы XVI в. во мно-гом связаны с судьбой поэтической традиции Петрарки. Петрар-кизм не только повлиял на поэтическое творчество итальянцев, но и получил теоретическое обоснование (П. Бемпо). Крупней­ший литературный памятник эпохи — героическая поэма в окта­вах1 Лудовико Ариосто (1474—1533) «Неистовый Роланд» (1-е изд., 40 песен — 1516; 3-е изд., 46 песен — 1532). Существует непосредственная сюжетная связь этого произведения с «Влюб­ленным Роландом» Боярдо, хотя определенное значение имеют античные и средневековые источники. Ариосто демонстрирует выдающееся мастерство в создании образов. Немалую роль игра­ет в поэме фантастика. А. С. Пушкин, высоко ценивший «Неисто­вого Роланда», перевел фрагмент поэмы (песнь XXIII, октавы 100-112).

Получает развитие драматургия и театр. Именно в этот период зарождается комедия масок. Появляется первая итальянская клас­сическая трагедия — «Софонисба» (1515, опубл. 1524) Джанджор-джо Триссино (1478—1550), который опирался на правила Арис­тотеля, традиции Софокла и Еврипида. Эта линия была продол­жена в итальянской драматургии, в частности в «Горациях» (1546) Пьетро Аретино (1492— 1556), трагедии, предваряющей сюжет тра­гедии П. Корнеля «Гораций». «Аминта» (1573, опубл. 1580) Торк-вато Тассо (1544—1595) — наиболее совершенный образец еще одного драматургического жанра — пасторальной драмы.

Пасторальность как стремление уйти от трудных жизненных проблем в мир идиллии обнаруживается и в прозе, например, в пасторальном романе Джакопо Саннадзаро «Аркадия», оказав­шем огромное влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе. Среди прозаических жанров по-прежнему видное место занимает жанр новеллы. Особо следует выделить новеллы «Венецианский мавр» Джанбатисты Джираль-

Октава — строфа из 8 стихов с рифмовкой аЬа Ьа Ьсс.

 

ци Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источни­ки сюжетов трагедий У. Шекспира «Отелло» и «Ромео и Джульет­та».

Одно из высших достижений Позднего Ренессанса — «Осво­божденный Иерусалим»1 Торквато Тассо, эпическая поэма в ок-гавах, в которой поэт, с одной стороны, вступает в спор с Арио-сто, а с другой — продолжает его традиции. В основе поэмы, по-нествующей о рыцарских крестовых походах, — столкновение За­пада и Востока, реального и фантастического, любви и веры. По­мой Тассо как бы подводится итог Ренессанса в Италии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...