Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вместо объяснения в любви




О. А. Казанский. Педагогика как любовь

СТУДЕНТЫ ОБ АВТОРЕ

А знаете ли Вы, чему учат в современной школе?.

Уверены знаете!

Но знаете ли Вы, чему можно учить в современной школе?

И не удивляйтесь, пожалуйста!

Оказывается, можно учить любить!

Любить в другом ученика и учителя...

Любить в себе учителя и ученика...

Автор, написавший ранее книги:

«Культура педагогического общения», «Педагогика обще­ния», «Основы педагогической деятельности», «Игры в самих себя» и др. предлагает нам noбopоть в себе страх, Рабство, Зло.

Возможно, человек, имеющий огромный опыт практической работы в школе и пузе (был учителем, директором школы, деканом, заведующим кафедрой, стал проректором по научной работе), имеет на это право.

Памяти мамы Марии Михайловны Мартыненко, учителя школы

ВМЕСТО ОБЪЯСНЕНИЯ В ЛЮБВИ

Я не думал писать книгу о любви. Тем более как пособие по педагогике. Но чем больше я продолжал работать в педагогичес­ком институте, школе, тем больше я понимал, что дело не в методике преподавания (хотя в ней тоже что-то есть и немало), не в принципах и методах воспитания и обучения, а дело в самом человеке, который приходит на урок. А на урок приходят минимум два человека — учитель и ученик. И хотя бы один из них обязательно должен ощущать себя Человеком. Для меня Человек — это всегда было понятно — тот, кто любит, и тот, кого любят. И, сколько бы мы ни говорили и ни дискутировали, если я понимаю, что любовь — это необходимость в другом человеке, то...

Здравствуй, Человек!  

Здравствуй, Педагог!

Это я знал. Но вдруг (а это всегда вдруг, хотя всю жизнь и готовишься) я стал терять своих друзей — одного, другого, третьего... — их путь земной закончился. И понял я, что меня становится все меньше и меньше — я убываю. И тогда я понял еще: чтобы продержаться еще чуть-чуть на этой земле, мне необходима ЛЮБОВЬ. А она у меня есть! Я понял, вернее, почувствовал, что я нужен, я необходим, другим без меня будет плохо. И я должен! Обязан им что-то сказать, сделать — со-стояться. И тогда я подумал об этой книге — может быть, она даст возможность чуть-чуть задержаться с ними. Но когда я стал ее писать, то понял, что это не только мои мысли, это мысли и других людей. Но они мои (так появились «Заметки на полях»), и мои мысли могут стать для кого-то своими. Это и заставило меня вперемежку с суетой сесть и написать тем, кто ушел, и тому, кого я люблю...     О. А. Казанский.

Любовь

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

 Кор, 13, 3-8.

Все начинается с любви...

И когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят: «Ну вот, и слава Богу! » — и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, сквозь слезы, сквозь ожидание, тоже пытается улыбаться - «Вот и все», — говорят врачи. «Нет, - качает она головой, ~ нет, это только начало». Начало новой жизни. Начало нового человека".

Все начинается с любви...

И когда человек появляется на свет, первое, с чем он сталкивается, это — любовь.

Первое Купание. И все вокруг этого маленького комочка жизни хлопочут, суетятся, возятся, устанавливают ванну: сюда - не сюда, наполняют ее водой, что-то туда добавляют, пробуют термометром, опускают локоток — горячая вода или нет... А потом бережно берут ребенка... Первое Омовение. И все волну­ются, но улыбаются. Улыбка взрослых. Та самая улыбка, кото­рой встречают пришедшего на эту землю человека.

Все начинается с любви...

И именно любовь является сутью человека, его существова­нием. Это и самоотверженность, и отчаяние, это боль разлуки. И нежность встречи, это радость за человека. И это, и это, и это... Все, что делает человека человеком. Весь человек — в боли и радости.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Когда я просто на тебя смотрю, то за тебя судьбу благодарю.

Когда твоя рука в моей руке, то все плохое где-то вдалеке.

1хогда щекой к твоей я прислонюсь, то ничего на свете не боюсь.

Когда я глажу волосы твои, то сердце замирает от любви.

Когда гляжу в счастливые глаза, то на моих от нежности слеза.

Как то, что чувствую, пересказать?

Ты мне жена, сестра, подруга, мать.

Не существует безупречных слов, что могут передать мою любовь.

И оттого, что рядом ты со мной, я добрый, я хороший, я живой.

Стих этот старомоден, неказист

и слишком прост, но искренен и чист,

с улыбкой светлой на тебя смотрю,

и жизнь, что вместе мы, благодарю.

                                                     Элъдар Рязанов

Маленький Человечек плачет: у него плачет все — его ручки, его ножки, его голова, его тельце — все его существо. А когда ребенок смеется, у него смеется все: и ручки, и ножки, и голова, и тельце. Некоторые просто катаются от хохота — и здесь тоже все существо.

Это мы, взрослые, уже научились все разделять: я могу думать обо одном, чувствовать другое, говорить третье, а делать (или не делать) четвертое. Руки у меня живут сами по себе, ноги сами по себе, и голова — тоже. И мы умеем здороваться и «держать фигу в кармане», мы умудряемся «любить» (если это называется любовью) левым глазом и правой рукой, а не суще­ством. А любовь требует всего человека.

Мы приходим в этот мир по одному и уходим по одному. Человек обречен на одиночество — рождением и смертью. Но вот в этом самом промежутке — между одной радостной и другой печальной минутами — ему требуется, как минимум, еще один человек. Потому что, кроме тела, у него существует душа. А вот с душой всегда сложно...

У Нодара Думбадзе в «Законе вечности» сказано, что тело, каких бы размеров оно ни было, человек в состоянии носить сам. А вот чтобы он выпрямился, нужен еще кто-нибудь, кто подни­мет его душу. И с самого начала у человека появляется потреб­ность в другом человеке, потому что от этого зависит его счастье. Ведь стать счастливым ему должен помочь другой. А вот несчас­тливыми, мне кажется, люди делают себя сами. И тогда уж ни к кому никаких Претензий предъявлять не следует.

В принципе педагогика — это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопросы о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа — это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке (и, наверное, слава Богу), то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия — «аура», «карма» и т. д. Имен­но педагогика определяет средства, методы, те самые механиз­мы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Bee это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало — мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Чело­века с большой Душой. В ВЕЛИКО-душного человека.

Любовь — это отношение к другим и с другими, сколько бы ни говорили о том, что любящий человек — это чело­век, который прежде всего любит себя. В этом есть прав­да. Но «роман с самим собой» — это только начало, необхо­димое для Любви к другому, потому что, когда человек любит себя, пользуется взаим­ностью и не имеет соперников в этой любви, это, знаете, до­вольно грустная история, хотя и часто встречающаяся. Любить — это «выйти за пределы самого себя» и помочь человеку совершить то же, тоесть – стать другим. Увидеть в дру­гом том, что в нем никто до тебя не видел. Удивиться, об­радоваться... И вдруг почувст­вовать свое несовершенство перед другим:

— Это я люблю такого человека?

— Это меня любит такой человек?

И всю свою неловкость, тщетность, несовершенство хочется куда-то спрятать подальше, внутрь, чтобы, не дай Бог, это мог обнаружить, ощутить тот... И тогда... тогда же все рухнет, все кончится. И ни звонка, и ни встречи. Ничего нет. Нет. Нет. Нет. И снова один... Да... Начало любви — это как экзамены, и сдает их каждый друг другу. И самое страшное, что их можно завалить, но это не студенческая сессия, и пересдать их вряд ли будет возможно.  Вот почему в любви необходимо заботиться о духе (о душе и о духовности) и проявлять интерес к самому себе, чтобы созрела и появилась нежность, бережность, забота, ответственность и давно забытое милосердие и почтение к  другому именно потому, что он – другой. И тогда человек может быть открытым для других. ОН ДОВЕРЯЕТ: ОН БЛАГОДАРИТ ПРОШЛОЕ, которое привело к этому человеку, и НАДЕЕТСЯ на БУДУЩЕЕ - на перспективу отношений, на душевную близость. ДОВЕРЯЕТ НАСТОЯЩЕМУ, потому что очень важно принять себя именно таким, на взлете, на пределе душевных сил:                        ^

~ НУ, ПОНИМАЕШЬ, это - Я!

(Из разговора с самим собой).

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Двери в отношения открываются на себя.

(То, что всем известно).  

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Любить тебя,

Пусть нелюбимым

Быть тобою,

Вот мой

Единственный завет.

Все остальное —

Суета сует.

Все остальное

Я сдаю без бою.

Александр Зиновьев

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Слава:

чтобы обо мне говорили.

Добрая слава:

чтобы обо мне не говорили —

плохого.

Марина Цветаева

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

«Чем больше я узнаю человека,

тем больше

я люблю свою собаку», —

говорил дурак.

«Чем больше я узнаю человека,

тем больше я его люблю», —

говорила собака.

«Чем больше я узнаю,

тем больше я люблю», —

говорил человек.

Жан Марсенал

И здесь проявляется удивительная уникальная способность человека относиться к самому к себе, как к другому, и тот, кто любит меня действительно, помогает открыть во мне МЕНЯ, лучшего. А как прекрасно сказать другому:

— Ты мне нужен. Я без тебя не могу.

И тогда хочется быть вместе, но идти к людям. Появляется необхо­димость, если хотите, в демонстра­ции своей любви. Ведь любовь — не только этические, но и эстетические отношения. Это настоящий драма­тический театр со своими коллизия­ми, ожиданиями, страданиями, с бессонницей, с украшением себя, с гримом и бутафорией, потому что хочется быть лучшими и красивы­ми. Нам нравится нравиться другим, и чтобы о нас говорили.

И в этом «театре» любви есть премьера, есть провалы, есть блеск прожекторов и закулисная жизнь... И мы ходим по городу, заходим во все магазины (а какая разница, куда идти? ), в театры, кинотеатры, в гости, в гости, в гости, и не важно к кому, просто хочется быть вместе.

— Вы нас видели вместе?

— Вы видели, как нам хорошо вместе?

— Вы видите, как мы подходим друг другу?...  Да ладно вам... И только потом, когда мы устали от всего и от всех, вдруг оказываемся вдвоем. И это становится необыкновенным, хотя, казалось бы, можно быть только вдвоем все время, зачем столько ходить? Зачем нам были нужны люди? А чтобы понять, как пре­красно быть вдвоем, на «вокзале для двоих», чтобы отправиться в путь. А если этого нет, тогда надо прятаться ото всех в подворотню, в подвал, на чердак... Нет, для любви нужна открытость, особенно в самом начале, когда необходима поддержка, одобрение окружаю­щих. И это только начало, потому что в любви необходима способ­ность создавать прочные отноше­ния на длительное время. Любовь — это продолжительность, и не надо брать сразу слишком высокую ноту: все может быстро оборваться, сорваться. Развитие отношений должно быть естественным, тогда оно и приводит к любви.

... И конфликты с окружающими людьми уходят как-то сами по себе, для тебя существуют только компромиссы, ты на все согласен, лишь бы не ругались. Это непонятно: любить и браниться.

— Да, мама, я пришла очень поздно. Извини, что заставила волноваться.

— Конечно, он мне не пара, и ты права. Но, главное, ты успокойся...

— И ты, учитель, милый человек, ты тоже успокойся. Я, правда, очень огорчен, что ты мне поставил двойку. Но пусть для меня это будет самая большая беда в жизни. Учитель, я влюбился, ты понимаешь это?... А я тебя понимаю. И нисколько не обижаюсь, потому что ты прав: мне сейчас до учебы никакого нет дела...

— Я люблю, слышите? И очень хочется, чтобы все себя чувствовали влюбленными, — упреки, попреки, конфликты ухо­дили бы куда-нибудь подальше. И я улыбаюсь (это на уроках-то), и я смеюсь, потому что смех — это радость, а юмор — это вершина интеллекта, и все серьезное остается серьезным. Но какое это приятное состояние, когда мы спокойны, и когда мы улыбаемся, и тогда любовь рождает СЧАСТЬЕ. Если раньше я был один, и все должно было вращаться вокруг меня (а как же - эгоцентризм! ), — я сам определял свои взгляды на жизнь, выбирал себе настроение по ситуации, — то, когда появился человек, который мне понравился, я ПОНРАВИЛСЯ САМ СЕБЕ еще больше, особенно то, как я могу его любить и каким я могу быть. А потом, когда я действительно понял и почувствовал, что такое любовь, я совер­шенно спокойно попрощался со своим эгоизмом и начал все больше и дольше думать о другом. Я начал беспокоиться, чтобы что-нибудь с ним не случилось. Что же тогда будет с НАМИ? И очень захотелось заботиться, опекать, радеть, проявлять «обнадеживающее сочувствие», поддержку, утешить его, предотвратить неприят­ности, защитить его от напасти, уберечь от страха и себя, и его:

«Ведь

теперь тебе ничего

Не страшно? Да?! », —

потому что именно любовь и способна преодолевать страх, который так глубоко сидит в нас.

Я говорил ей:

Не мешайте мне,

Я занят важным делом,

Я влюбляюсь.

Я говорил ей:

Не отвлекайте меня,

Мне нужно сосредоточиться —

Я же влюбляюсь.

Я говорил ей:

Подождите немного,

Мне некогда,

Я же влюбляюсь в вас.

Мне надо здорово

В вас влюбиться.

— Ну и как? — спрашивала она. — Получается?

— Ничего, — отвечал я. —

Все идет как по маслу.

— Ну и что? — спрашивала она. —

Уже скоро?

— Да, да, — отвечал я. —

Только не торопите меня.

— Ну скорее же, скорее, — просила она. —

Мне надоело ждать.

— Потерпите еще немножко, — говорил я, —

Куда вам спешить?

— Ну почему же так долго? — возмущалась она. —

Так ужасно долго?

— Потому что это навсегда, - говорил я. —

Потому что это навеки.

— Ну, теперь-то уже готово? — спрашивала она.

— Сколько можно тянуть?

— Да, уже готово, — сказал я

И поглядел на нее

Влюбленными глазами.

— Не глядите на меня так, —

Сказала она. — Вы что,

С ума сошли?

Геннадий Алексеев

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Я - Я из... - Я с...  Я для... МЫ

Любовь — это процесс, то есть смена состояний, и чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий:

— привлечь внимание к себе;

— заинтересовать собой;

— увлечь собой;

— прийти к сотрудничеству;

то есть подняться по нескольким ступенькам отношений. Итак, начнем по порядку...

I. Привлечь внимание, то есть расположить к себе. А для этого необходимы:

— дружелюбный настрой;

— душевная удовлетворенность;

— искренность;

— тактичность;

— удобная практичная одежда, желательно теплых тонов,

— приятный четкий голос;

— спокойствие и уверенность в себе;

— улыбка, улыбка, еще раз улыбка;

— приветливое выражение лица.

Первое впечатление (потом оно может быть скорректирова­но), как правило, бывает стойким и долго влияет на характер общения, будучи или верным или ошибочным. Эффект первого впечатления — эффект внезапности, стремительного развития чувств.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Когда я впервые тебя встретил,

Твое лицо неожиданным было -

Как молнии вспышка,

Но теперь, когда столько раз

Я видел его,

Оно стало совсем привычным,

Как солнце.

Александр Живневатов

Для того чтобы возник от­клик, контакт, чтобы появилась готовность к диалогу, Константин Сергеевич Станиславский на при­мере работы актера установил 5 ста­дий органического общения:

1. Выход артиста на сцену. Рассматривание всех присутствую­щих. Ориентирование и выбор объекта.

2. Подход к объекту, привлечение к себе его внимания.

3. Зондирование души объекта щупальцами глаз.

4. Передача своих видений объекту с помощью лучеиспус­кания, голоса, слов, интонации, приспособлений; желание и попытки заставить объект не только слушать, понять, но и уметь увидеть внутренним зрением, что и как видит передаваемое сам общающийся субъект.

5. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов.

II. Заинтересовать собой. Ивот здесь нужны наши досто­инства. Человек пришел на эту землю демонстрировать свои достоинства, то самое лучшее, что выражает его сущность, что выпрямляет его, делает непохожим на других, ощутить себя в себе и предъявить себя для других. Людям нравится ощущать свою собственную значимость. В детстве ребенок от всей Души хочет понравиться нам, все делая «по-честному» (на пределе сил!. Он пытается обратить на себя внимание, чтобы мы могли ^его заметить и похвалить, и нет для него высшего счастья, чем быть отмеченным нашей похвалой:

«Вот - Я».

Вот Я какой хороший».

А как мы хотели в школе в первом классе быть «санитаром» или ответственным за поливание цветов. Как хочется БЫТЬ! Осуществиться через свои достоинства, а потом, потом нас учат замечать недостатки, и свои, и чужие. И начинаются замечания, которые сводятся в педагогике к одному: ты не показывай свое плохое, а показывай мое хорошее. Но кто сказал, что мое плохое, учитель, хуже вашего хорошего? Оно же ваше. Пусть даже хорошее, но ваше. А для того чтобы я стал хорошим, я должен научиться думать о себе в положительном плане. Я должен, прежде всего, стать самим собой. Но что это значит, я еще не знаю. Учитель, помоги мне в этом.

С чего начинается ощущение своих достоинств? Да с уваже­ния самого себя. Все, что возвышает человека над самим собой, и есть уважение (к самоуважению мы еще вернемся, но чуть позже). Но инеприятие того, что унижает человека в себе и в других — это тоже уважение самого себя. Недостатки, неудачи — это то, что опустошает, ущемляет человека, то, что Гегель называл «сферой случайного, представляющей собой» род дур­ной бесконечности».

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Я боюсь быть хуже самого  себя и подставить под удар других.  Из сочинения Дениса Павловского (10 класс)

Ощущение своих достоинств и есть чувство собственного достоинства, которое дает уверенность в себе, в своем деле. Это не значит нравиться самому себе, тем более это не значит всем понравиться. Мои достоинства — это я, а «лучшая религия» — как сказал один юмо­рист, — это вера в самого себя».

Когда смотришь телевизион­ную передачу «Лучшие игры НБА», поражаешься профессио­нальной уверенности баскетболис­тов. Мяч летит в корзину, а игрок даже не следит за его движением: попал — не попал? Попал! Это норма. А если не попал — случайность, которую можно исправить. И сразу же обращаешь внимание, как играют непрофессиона­лы. Вместо уверенности — страх попаду — не   попаду. Попал… Странно... Уверенность создает успех. А успех — это победа. А победа, мне думается, это всегда новое рождение. Неудача — маленькая, но смерть, а успех — рождение.

У учителя нет выбора — ОН обречен на УСПЕХ в работе выбором своей профессии. Это потом он может задуматься: «Как же все это получилось? » И не надо провинциальной скромности — ой, да где уж нам-то уж... Да у нас и так все нормально. Нам и так хорошо...

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Хорошая игра на скрипке не­выносима, отличная игра едва терпима. Чтобы скрипку молено было слушать, на ней нужно иг­рать виртуозно. Фриц Крейслер

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:   Независимость и самоуваже­ние одни могут нас возвысить над мелочами жизни и бурями судьбы. Александр Пушкину

ВОПРОСЫ К САМОМУ СЕБЕ:

1. Какие из   разнообразия моих достоинств определяют ин­дивидуальность моей личности, мою непохожесть на других?

2. Какие качества я хочу со­хранить и развить в себе?

3. Что я умею делать особенно хорошо?   

Надо просто быть. Быть уверенным в себе. Рассказывают, как Л. Д. Ландау ходил по Невскому проспекту в немыслимого цвета пиджаке, в шляпе, к которой были привязаны воздушные шары, чтобы преодолеть свою неловкость и неуверенность.

А боссы крупнейших компа­ний Японии, распевающие во весь голос песни на самых модных станциях метро. Это своеобразный тренинг на обретение уверенности в об­щении, потому что уверенность есть следствие самопознания и самоактуализации. И здесь опять речь идет о любви, которая и создает внутреннюю гармонию.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Когда стоишь ты рядом,

я богатею сердцем,

я делаюсь добрей

для всех людей на свете,

я вижу днем -

на небе синем - звезды,

мне жаль ногой

коснуться листьев желтых,

я становлюсь, как воздух,

светлее и нарядней.

А ты стоишь и смотришь,

и я совсем не знаю:

ты любишь или нет.

Ксения Некрасова

У армян принято говорить дорогому человеку: — Цавт танэм (унесу твою боль).

Любовь снимает тревожность и дает ощущение безопасности. И любовь заставляет тебя тревожиться за другого. И то, и другое неразделимо потому, что уже нет просто меня и нет тебя, а есть МЫ.

III. Увлечь собой. Увлечь собой — это значит понять и почувствовать дру­гого. Значит смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. Кстати, в этом нам очень помо­гает искусство. Именно оно дает нам возможность прожить множество раз­нообразных жизней, чтобы мы могли

посмотреть на мир глазами и Анны Карениной, и князя Мышкина, и дяди Вани...

У Л. Н. Толстого есть фраза: «Любить человека — это относиться к нему как к чужому, но еще и любить». Дайте же другому быть другим! Но как нам хочется, чтобы все были, как МЫ.

Учитель и ученик — у них разные точки зрения. Начиная с ракурса: один видит доску и учителя, а другой класс. А если не класс — ДРУГИХ людей. Разных, отличных от себя и друг, от друга, и каждый день новых, потому что я должен быть для себя и для них новым, и они тоже должны изменяться — у нас разные ценности и разные позиции. Если педагогическую деятельность рассматривать как процесс со­вместной деятельности учителя и ученика, то необходимо выде­лить и деятельность учителя, и деятельность ученика. Это можно схематизировать следующим образом:

Деятельность учителя:

потребности — мотивы — цели — задачи — методы — Действия —результат — контроль — оценка;

Деятельность ученика:

потребности — мотивы — цели — задачи — методы дейст­вия — результат — контроль — оценка.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Не знаю, что больше объ­единяет людей — сходство или именно различие? Одного я люблю за то, что он похож на меня, а другого за то, что он не похож. Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые... Я. Корчак

Возникающую при этом ситуацию несовпадения можно рас­сматривать как заведомо противоречивую, поскольку у них все разное. И задача учителя — не избегать конфликта, а перевести в коммунальный (ситуативный) конфликт в содержательный, выявляя все аспекты противоречий. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения имеет различное содержание: преобразовательная деятельность учителя, который как субъект данной деятельности дол­жен удовлетворить потребности в достижении результата и в сотрудни­честве, и познавательная деятель­ность ученика, который как субъект должен удовлетворять потребности в информации и поисковой активности. (Мы выделяем приоритет­ные виды деятельности). Управление процессом педагогической деятельности и заключается в гармонизации различных целей и способов деятельности.

Увлечь собой для учителя — это, прежде всего, приобщить учеников к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления, то есть «развер­нуть себя» (как ситуацию), чтобы другие (дети) попали в своеобразную зону новых ролей, отношений, ценностей. Задачи учителя — приблизить детей к себе. Для этого надо либо самому идти к ним, либо их пригласить к себе. Мне кажется, лучше второе — я пригласил их к себе, чтобы показать им, что они могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым образовать у них новое представление о самих себе.

Уметь смотреть на мир глазами других людей, исследовать точку зрения других — это же наесть изменение себя. Не изменение себе, а способность понять, почувствовать другого и помочь ему.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Чем больше слушал я учителей, тем больше Я хотел быть самим собою. Е, Винокуров

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

«У каждого человека есть сердце, у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает  это хорошим, я — дурным. Я считаю это хорошим, он - дур­ным. Но я вовсе не обязательно  мудрец, а он вовсе не обязательно неумен. Оба мы только обыкновенные люди». Принц Сетоку, VII век

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:   «Ты слушай меня, а не слова мои». (Какой-то очень умный человек)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

У всякой беседы есть

только три темы:

я— это я,

вы — это вы,

Все прочее - это чужое.

Стивенсон

К сожалению, очень часто в об­щении мы идем от себя к себе, а хотелось бы — от другого к другому через себя.

Увлечь собой — это умение слу­шать и слышать другого. Один мой студент на вопрос, почему он выбрал профессию учителя, сказал: «Мне кажется, урок - это единст­венное место, где меня будут слушать не перебивая». Умение слушать — это значит:

— я готов вас выслушать не перебивая;

— у меня есть для вас время, столько, сколько вам потребуется;

— мне действительно интересно (без лицемерия) то, о чем вы гово­рите, и нет ничего другого, что меня может от вас отвлечь;

 — я способен слышать вас, то есть замечать вашу интонацию, вы­ражение лица, позу, ваши жесты;

— если мне что-то непонятно, то простите, но не могли бы вы уточнить, правильно ли я вас понял?;

— извините, для меня не совсем приемлема ваша точка зрения, но она ваша, и я стараюсь спокойно реагировать, не выставляя заведомо оценку, а наоборот, хочу разобраться в пашей позиции;

— я очень хочу услышать (не то, что Я хочу услышать) то, что поможет мне развить, расширить, скорректировать свою позицию;

— я не стараюсь ловить вас на слове («цепляться») — мне важно все, о чем вы говорите;

— мне приятно, что вы со мной разговариваете, но я понимаю, что дело тут в не в том, кто из нас умнее, просто я, наверное, знаю, чем и как вам можно помочь. При этом я хоро­шо помню, что каждому из нас при­ятно ощущать собственную значи­мость.

Речевая выразительность чело­века — это один из способов увлечь собой. Интересная лекция, интересный урок — ЭТО интересный чело­век. Это личностная интерпретация множества жизненных (и не только житейских) ситуаций. Известно, что на человека воздействует личность, а не слова. Слова — это «связной» между людьми. Когда мы разговариваем то обмениваемся друг с другом своим отношением, своим виде­нием, переживанием своих мыслей, чувств, то есть различными картинами мира. Вот почему учителю важно привести в порядок «материал» для общения, уточнить свое отношение к нему. Надо знать, о чем ты рассказываешь и кому, поскольку нельзя рассказывать вообще – никому (всем). И нельзя убеждать вообще (всех), потому что, когда человек говорит, он совершает речевой поступок, а это значит, что вы обязываете других к каким – то действиям: вопрос – к ответу, восклицание – к сочувствию, одобрению, повествование – к вниманию, к восприятию информации и т. д.

заметки на полях

Чтобы ты мог свою речь           

От ошибок сберечь,               

О пяти вещах помни всегда:       

Кому говоришь,

О ком говоришь,

И как, и где, и когда…

(И я добавил бы – зачем).

Известный актер и режиссер Л. В. Вивьен, рассматривая принципы актерской игры, выделил небезынтересные и педагогу моменты, определяющие организацию общения:

Кто — образ, характер, персонаж, от имени которого я выступаю;

Кому — объект, с кем я вступаю в общение (кому говорю — себе, ему и т. д. );

Зачем — цель, для чего я так поступаю, так говорю; Почему — причина действия, повод поведения; Что — поступок;

Как — исполнительные приемы, приспособления, формы. Учитель постоянно находится в ситуации общения, поэтому ему необходимо знать некоторые приемы устного выступления:

профессиональная компетентность: научность, глубина и убедительность изложения, логичность, последовательность;

ясность: четкость обозначения понятий, отсутствие многозначности;

направленность: конкретность, определенность слушате­лей — нельзя говорить вообще, надо знать — кому и зачем;

видение: необходимость создания целостного зрительного образа, поскольку слушать — это видеть то, о чем говорят, а говорить — значит создавать зрительные образы: вижу — говорю = вижу - слышу;

рамки: недопустимость потери содержания, ограничение количества смысловых частей, возможных для понимания, до­пускается 7 — 2 или 5 + 2, второй вариант эффективнее;

эмоциональный ритм: оптимальность темпа, планирова­ние «кризисов» (первый — через 15 минут, второй — через 35 минут от начала урока), фиксирование «взлетов» и «падений» и управление вниманием.

Учитель должен уметь сконцентрировать и удержать внима­ние учащихся на изучаемом предмете, уметь расширять круг внимания, очерчивая мысленно малый, средний, большой.

К. С. Станиславский придавал огромное значение способ­ности владеть вниманием зрителя. Он следил часами за артис­тами: «Опыт показал мне, что максимум их способности одному безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильно захватывающей сцене равен СЕМИ МИНУТАМ (это огромно! ). Минимум — при обыкновенной тихой сцене ОДНА МИНУ­ТА (это тоже много! ). А далее им уже не хватает разнообразия выразительных средств, им приходится повторяться, отчего внимание ослабевает, вплоть до следующего перелома, вызыва­ющего новые приемы воплощения и новый приступ внимания зрителей. Заметьте — это у гениев! ». Остается только добавить, что в распоряжении учителя 45 минут!;

«импровизация по ходу»: продуманность и подготовлен­ность отступлений, приемов, баек и т. д. Хорошие импровизации репетируются заранее;

повторение: необходимость вторично подчеркнуть основ­ные положения, числа, имена и т. п.;

дикция, громкость, выразительность: грамотность и культура речи, правильность ударений, произношений; чтобы речь была звучной, согласные должны быть выразительные. По С. Станиславскому: «Слово со скомканным началом и недоговоренным концом, выпадение отдельных звуков и слов — все это телесное и физическое уродство». Необходимо знать и помнить о логических, психологических паузах, ударениях (сильные, слабые, средние), особо — об интонации: мы, как правило, обращаем внимание больше на интонацию, чем на слова. Невыразительность интонации нередко приводит к непо­ниманию, к конфликтам:

— Вы спрашиваете или утверждаете?

— Вы просите или требуете?

Для авторитетности тона, убедительности голос понижают, а не повышают, при этом речь замедляется; общительность, приветливость, тактичность, искренность, открытость, любез­ность — это очень важно, так как (повторюсь) не слова воздействуют на слушателей, а сам человек.

Нормы литературного произношения, речевая культура — это, прежде всего, самовоспитание, критичность по отношению к себе.

Обидно, когда учитель сам создает барьеры на пути к общению своей речевой безграмотностью. Вот некоторые перлы: тЭма урока, рЭктор; а фрикативное «Г»: металлурГХ, ГХлубже, иГХра? А неправильное ударение: алкоголь, средства, понял, шофер и т. д.?

Немаловажное значение имеют и невербальные средства общения: владение мимикой и пантомимикой (движение тела, рук, ног, жесты, позы).

Джеральд Джампольски выделил слова, которые мешают в общении. Я лишь придал им форму акростиха.

Невозможно

Если только

Должен

Однако

Сомнения

Трудно

и НЕ могу

Обязан

И пытаться

Но

Ограниченно

Эти слова НЕДОСТОЙНО говорить, особенно учителю детям, потому что они мешают выйти на доверительный уровень общения. И если эти слова появляются, надо представить их написанными как бы на доске и стереть. Речь — это человек — «начни говорить, и я тебя узнаю».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...