Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы к самому себе




1. С кем мне легко общаться? С кем трудно? (Что это за люди — их особенности? ).

2. Какие мои качества помогают ошибаться? Какие меша­ют?

3. Кто из окружающих стимулирует мою ЖИЗНЕННУЮ АКТИВНОСТЬ, кто препятст­вует?

4. Кто из окружающих людей хотел бы видеть меня добрым, порядочным, счастли­вым? Что они для этого дела­ют? Кто провоцирует меня на раздражительность, зло, гру­бость?

5. Дружеские связи? Кон­фликты? Чего у меня больше? Почему?

6. С кем у меня чаще всего происходят конфликты? Что это за люди? Их особенности? А если так: люди разные, а кон­фликты одинаковые? Почему?

7. Кому и как я могу доста­вить радость немедленно? А за­втра?

8. Что значит для меня дру­гой человек? Как он смотрит на мир? О чем он говорит? Что для него главное в жизни?

9. В большинстве случаев в межличностном общении я яв­ляюсь лидером (то есть предла­гаю тему разговора, направляю беседу, выбираю, с кем общать­ся) или партнером (то есть' в основном поддерживаю разго­вор, беседу, меня выбирают)?

10. Я иду на конфликтные отношения или чаще всего со мной конфликтуют?

Зло как отсутствие добра дела­ет человека бездушным. Если в ЛЮБВИ человек ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ СЕБЯ, то в СТРАХЕ человек УХОДИТ В СЕБЯ. Если у человека нет общения с другими, то есть он несчастливый, то э отсутст­вие добра он ВЫХОДИТ ИЗ СЕБЯ. Если в ТВОРЧЕСТВЕ чело­век ОБРЕТАЕТ СВОЮ ЛИЧ­НОСТЬ - «Я», то в РАБСТВЕ он ТЕРЯЕТ СВОЕ «Я».

Посредственный учитель вдохновляет. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Артур У орд

... И когда человек любим и любит, тогда он находится в атмосфере счастья, а это вовсе не означает, что жизнь у него безоблачна. Но если есть такая доминанта у человека, он «вы­нужден» выходить на уровень творчества, самореализации. Лю­бовь и счастье как две ступени космической ракеты, которые выводят его из суеты сует и поднимают над самим собою, превращая его в Творца, Создателя, Мастера. И совсем не важны масштабы его деятельности, радиус его действия. Важен масштаб его цели, тот самый результат, точнее, продукт, который будет жить своей жизнью.

Если понимать творчество как созидание нового, преобразо­вание или реорганизацию имеющегося, то, прежде всего, надо овладеть самим собой. А для этого необходимо время. Надо «выделаться» в личность из того, что тебе уже дано — природой, семьей и т. д. Создать из себя!

Наверное, надо пережить неудачи, горести, провалы, оди­ночество. Надо пережить взлеты, покорения вершин, чтобы стать самим собой — Миром Собственного Имени. А для этого нужен риск, риск, риск. Не бояться быть непонятым, когда все могут отвернуться или когда будут «душить в объятьях», сковывая ру­ки, не давая ничего делать. Не боять­ся быть незамеченным или, наоборот, настолько замеченным, что из твоей жизни делают коллективное обсуж­дение и осуждение. Понимать, что все это относительно. А творчество — абсолютно. Тогда, когда есть любовь и счастье, как ни странно, можно начать жизнь для себя, не оглядываясь на окружающих: «Что будет говорить княгиня... ».

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Кто хочет честно рисовать,

Тот должен чем-то рисковать. Борис Заходер

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Если учиться, как делать, откроешь не себя, откроешь только умение делать. Годами работаешь, хочешь больше знать, больше уметь, а в конце концов, надо бросить все это и не учиться, а отучаться; знать, не как делать, а как не делать. И всегда становиться перед не­обходимостью действовать, — рисковать полным провалом, провалом не в глазах других — это не так важно — но прова­лом упущенного дела, неудав­шейся встречи с другим, а значит, неудавшейся встречи с самим собой. Ежи Гротовский

И можно позволить себе такую рос­кошь, как иметь автономную мо­раль: когда я сам выбираю и несу ответственность за свой выбор, ре­зультат, последствия в недалеком будущем. Обеспечить себя СВОИМ локусом контроля, которым являются честь, вина, совесть и т. д.

Не выпячивать себя, свою непо­хожесть, а создавать то единствен­ное и индивидуальное, которое может стать всеобщим, независимо от тебя. Моцартом можно стать в 9 лет. Надей Рушевой в 15, а чтобы стать педагогом, нужно прожить до­статочно. Великий Огюст Роден писал, что настоящим скульптором можно стать после 40 лет: к этому

времени крепнет рука, человек начинает понимать анатомическое строение тела, да и самого человека.

И настоящим педагогом, мне кажется, можно стать тоже после 40, когда появляется мудрость, терпимость, уступчивость, понимание другого как другого. Но самое грустное, что педагогу отпускается очень мало лет в этой жизни: К. Д. Ушинский жил всего 47 лет, А. С. Макаренко — 49, В. А. Сухомлинский — 52... «Сердце отдаю детям» — это не метафора, это физическая реальность... Для творчества нужна СВОБОДА от стереотипов, штампов, от чужих мыслей и проблем. СВОБОДА нужна для того, чтобы принять решение, взять на себя ОТВЕТСТВЕН­НОСТЬ и, в конце концов, состояться, то есть преобразовать себя и душу свою, чтобы человек мог ОБРАЗ-овать себя.

Свобода нужна для:

— само-деятельности;

— само-выражения;

— само-реализации.

Творчество начинается с определения целей, в повседневной жизни мы обычно целей не ставим. А если они и появляются, то откуда-то извне. Часто на уровне деклараций. Но все это чужие цели. Да нас, как правило, и не учат ставить цели, мы живем часто по наитию, в логике причинности, а не целесообразной деятельности. И полученный резуль­тат является, скорее, оправданием затраченного времени и сил. При этом и случайно полученный резуль­тат радует. Но все внутренние про­тиворечия, как правило, сохраняют­ся. Человек каким был, таким и ос­тался. Постановка цели выявляет сущность личности, и опять же, мас­штаб ее деятельности.

Можно выделить несколько эта­пов постановки цели: целеобразование, целеполагание и целесообраз­ность, которые выводят человека на целенаправленность поведения.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Повеса, празднослов, Мальчишка толстогубый, Как самого себя Он смог преобороть? Даниил Андреев

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

После того, как мы оконча­тельно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия. Марк Твен

I этап — ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — человек ставит цели на основе своих потребностей и способностей. Он переводит внеш­ние (заданные цели) во внутренние (личностные). Целеобразование — это определенное представление о продукте, результате деятельности. Смысл целеобразования — сориентировать наши действия на предметное содержание деятельности.

II этап — ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — проектирование предсто­ящей деятельности, которая может быть связана с результатом передачи и усвоения знаний, умений, навыков; с организацией педагогической ситуации; исследованием педагогических про­цессов; с разработкой методических подходов и т. д. При этом важно не только, что надо делать, а для чего это надо делать. Целеполагание как проектирование предполагает новую органи­зованность с разработкой ролей, норм поведения — взаимоотно­шений, принятием решений. Без такой организации работы очень сложно выходить на предметное содержание деятельности.

III этап - ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - включает програм­му, выражает содержание, определяет способы и средства дости­жения цели и предполагает план, то есть регламентацию действий по поиску или преобразованию в конкретных условиях. Целесообразность устанавливает иерархию целей и осуществляет гармонизацию их между собой.

Все это приводит к целенаправленному поведению и деятель­ности.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Моя утвержденная при­частность бытию не только пас­сивна (радость бытия), но, прежде всего, активна (дол­женствование реализовать мое единственное место). Михаил Бахтин

Исследователи отобрали для четкого формулирования учебных целей следующие глаголы: актуали­зировать, анализировать, варьиро­вать, видоизменять, выделять, вы­сказывать, вычислять, демонстриро­вать, действовать, знать, интерпре­тировать, использовать, модифици­ровать,, осознавать, оценивать, понимать, предсказывать, преобразовывать, применять, реоргани­зовывать, создавать, упрощать.

Процесс формирования целей составляет основу педагоги­ческой технологии, предполагая, прежде всего, самоизменение, самодеятельность и изменение ситуации вокруг себя. Чего я хочу — лично? Чего я хочу — профессионально? Что я могу? Что для этого надо?

Рассматривая творчество как отношение к миру, можно выделить несколько типов личности:

ПОСРЕДСТВЕННЫЙ (АДАПТИРОВАННЫЙ) ЧЕЛО­ВЕК — действует в согласии со средой («Мир задан»), в соответствии со средствами, которые общеприняты, одобрены окружающими и которые он более всего принял, усвоил. «Все, что сделано однажды, — уже не изменить». «Не тобой сделано — не тебе менять». «Зимой не пашут» и т. д., при этом творчество подменяется репродукцией, консервацией всего, что можно. Такой человек ориентирован только на повседневный успех и не больше. «Все, что ни делается... », «День прошел и... ». Для учителя такого типа главное — это дисциплина и порядок, а он — образец последней инстанции. «Делай, как я! », «Вот когда я... », «Если бы ты слушал меня... ».

При этом любые новации не принимаются — есть нормы, рамки и инструкции.

БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК - находит мир далеко не устроенным, не совершенным, поэтому все, что можно изменить, усовершенствовать, он перестраивает, внедряет новое. Он энту­зиаст, оптимист — верит, что можно переделать мир.

ПАНЦИРЬ — человек, который, понимая несовершенство мира, не хочет, да и считает невозможным его изменить. Он уходит в себя, пассивно существуя, как бы замыкаясь в себе, своей скорлупе от мира, от людей, да и от самого себя.

КОММУНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ему не нравится мир (у него в нем нет Места, а искать его самому или определить его для себя он не может, да и не хочет — «виноград зелен», а поэтому для чего его доставать? ), переделывать он его не собирается. Уйти в себя он не может (он «пустой», без содержа­ния, в нем только эхо). Свободу он понимает как отказ — свобода от... Это человек «НЕТ». Он ничего не производит, он только потребляет. Но поразительно, как он занят — у него ни для чего и ни для кого нет времени. Его, якобы, разрывают на части (любимая игра — «Я всем нужен»). Самое главное для этого человека — выяснять отношения, спорить, доказывать, бороться с «врагами» (если их нет, он их выдумает). Он должен всегда быть в центре внимания, чтобы о нем говорили, при этом даже не важно что. Основа его отношений — конфликт. Причем на коммунальном уровне (зощенковский вариант: «Кто в мою кастрюлю с супом мыло бросил? » или вариант на уроке: «Как стоите, как сидите, вам что, неинтересно, что я говорю? » и т. д. ). АВТОР — создает СВОЙ мир. Он понимает, что мир не переделаешь, что правда, как говорил С. М. Эйзенштейн, все равно восторжествует, жаль только жизни не хватит.

Переделать мир... Да в этом нет и необходимости, реальной возможности. Мир — это большая система. И какой бы она у нас ни была, все-таки она Солнечная. Надо перестать смотреть на то, что тебя окружает, надо посмотреть на себя, определить свое место в мире и свою позицию. Ведь единственное, что я могу изменить — это самого себя. И я могу отделить себя от конкретной ситуации и создать свой мир — авторский — со своей свободой, самостоятельностью, ответственностью, неповтори­мостью. Причем создать его здесь и теперь. При этом учитель должен видеть перспективу своей деятельности, работая с ори­ентацией на будущее. И тогда авторский мир («мир как школа»):

— это уникальность личности;

— это уникальность происходящего (здесь и теперь);

— это выражение сущности человека (самореализация).

И как любовь выводит человека за пределы самого себя навстречу другому «я», чтобы образовать «мы», так творчество выводит его за пределы себя, чтобы образовать «я».

И тогда человек занимается самосозиданием. Поэтому педагог — это мастер, прежде всего, по отношению к самому себе, то, что Ф. М. Достоевский определял как возможность «создать из самого себя художественное произведение». Но для этого надо обладать многоумением.

Доктор Ревеч, исследуя лич­ность художника (творца, мастера, адля меня педагог — это то же самое), выделял свойства различной степени талантливости.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Быть культурным челове­ком — значит отличаться странной и опасной манией всякий вопрос решать сначала (со своего личного начала), с самого себя. Поль Валери

Рассматривая личность педагога как художника, мы можем согласиться со многими этими свойствами личности, как с необходимым, но главное то, что гению необходимо стремление к совершенству. Это невероятно! Это настолько естественно, ясно и понятно, потому что именно гений отличается от всех нас своей жесткой требовательностью к самому себе. Потому что он рассматривает себя как часть проблемы, которая им была сфор­мулирована и требует своего разрешения.

Самосозидание как проявление творчества педагога предус­матривает:

- ЭКСТЕНСИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, то есть приобретение, расширение знаний — методологических, философских, куль-

турологических, психолого-педаго­гических и т. д., составляющих осно­ву личности;

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ каксистему социальных отношений и ценностей, способность занять и оп­ределить свою позицию;

- КОРРЕКТИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА, преодоление узости про­фессионального (учительского) ви­дения;

- СПОСОБНОТЬ ОСУ­ЩЕСТВЛЯТЬ СВОЕ МЫШЛЕ­НИЕ ВО ВНУТРЕННЕМ МЫСЛЕННОМ ДИАЛОГЕ С САМИМ СОБОЙ (общение с собой как с другом);

- СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ СЕБЯ, то есть соединить слух и мысль в одном фокусе, увидеть себя своими глазами, поместить «себя вовнутрь себя»;

- СПОСОБНОСТЬ «ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СЕБЯ», то есть от наработанных штампов, стереотипов, ложных самоиллюзий.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Если я не сделаю этого —

кто сделает?

И если я не сделаю этого

прямо сейчас,

То когда же мне это сделать?

Но если я сделаю это

только для себя самого,

То кто я?

Живший около 2 тысяч лет тому назад мудрец Гиллелъ

Мини-практикум «Зримые разговоры»:

1. Придумайте себе биографию:

С чего вы начнете размышления?

Что вас волнует прежде всего:

— ваши роли,

— ваши поступки,

— ваши качества личности,

— внешние события,

— внутреннее состояние и т. д.

2. Рассмотрите окружающих вас людей:

— сходства — различия;

— внешность (особенности);

— характер (несколько портретов);

— особенности поведения (движения, жесты) и т. д.

3. Вспомните лица своих знакомых, учеников - представьте их в непривычной обстановке. Подумайте, как они будут дейст­вовать, выглядеть (не рассуждая, представьте зрительно).

4. Ваш знакомый не живет, а играет роль:

— что это за роль?

— как он это делает?

— как говорит?

— как ходит?

А как на самом деле? — то есть выходя из своей роли, как он это же делает?

5. Перескажите материал урока несколько раз: повторяя, не повторяясь (не заштамповывая):

6. А как вы понимаете самосозидание (поразмышляйте к другими или сами с собой)?

На мой взгляд, есть три профессии, путь к которым не должен сопровождаться опытом унижений. Учитель, врач и художник. Приобретая опыт унижения, начнет истязать больных своих врач, будет не любить, ненавидеть их; то же произойдет с учителем, у него вовнутрь, в сознание, в физиологию, в психофизику войдет память созерцания мира с колен — и ученика поставит на колени; рабом станет художник. Вообще человек, прошедший школу унижения, — РАБ. Говорят: какая у меня была трудная жизнь, как я ей благодарен! Нельзя быть благодарным тому, что тебя унижает. Это вульгарно.

Александр Сокуров

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Черное ищет белое

Чтобы убить в нем светлое

И превратить его в серое

Или полосатое.

Владимир Бурич

Рабство... Тяжелое слово... Но человек, живущий в страхе, не отогретый теплотой любви и счастья, может превратиться в зависимого, покорного, посредствен­ного человека. Это не плохой человек, не серый, простой обыкновенный. У него нет «мук творчества», пережива­ния своей творческой несостоятель­ности и неполноценности, у него, как раз наоборот, «комплекс полноцен­ности». Он не портит отношения с окружающими, не треплет свои нервы и не бередит душу. Он мало-душен и ему «не грозит» стать яелико-душным. Он равно-душен, чтобы не сказать без-душен. Единственное, что его беспокоит, чтобы его не трогали с места, которое он случайно занял, не выводили его из его со-стояния: «Оставьте меня в покое». Но это далеко не пассив­ный человек. Его активность — это активность толпы, таких же, как он, где главное — «ритуальный восторг»: «Мо-лод-цы! ». Мы похожи друг на друга. Мы — это Мы, все остальные...

Вся деятельность ориентирована на одинаковый образ мыс­лей и действий, не допускающий никаких отклонений, — этакая линия усредненности. Ему нужен другой, не чтобы вырастать, определиться, выявить себя как некое Я, а расширить себя количественно. Мы — это нас несколько таких же. А несколько

 

Знаете, иногда от этого всего сердце сжимается и в горле комок, и не от излишней сентиментальности, а от бессилия:

А Я вот тоже ору —

а доказать ничего не умею! »

А может, и не надо ничего доказывать?

Без таких людей тоже нельзя.

Должна же быть и жизнь «в пределах»? Не знаю...

Проявление посредственности учителя:

- 1) отсутствие собственных целей — реализация только заданных извне;

2) недостаток коммуникативных, организаторских, дидак­тических и других педагогических умений;

3) стереотип восприятия, шаблонность мысли, ограничен­ный словарный запас;

4) отсутствие позиции как основы личности;

5) стаж работы, как тормоз развития личности, то есть при­менение устаревших методов, приемов, форм организации учебной деятельности (повтор сделанного);

6) подмена организации ак­тивной, сознательной, самостоя­тельной деятельности собствен­ным старанием, разбросанность действий;

7) стремление во что бы то ни стало занять позицию лидера и только лидера во всем учебно-воспитательном процессе;

8) неадекватность самооценки;

9) отсутствие самоанализа как основы педагогического мас­терства;

10) неразвитость вкуса;

11) постоянное чувство не­уверенности и страха (от ожида­емого вопроса, присутствия на уроке завуча, директора, инспек­тора и т. Д. );

12) неприятие новаций;

13) отсутствие творческого поиска.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

«Земной шар вертится», —

говорит ученик «Нет, Земной шар вертится», —

говорит учитель. «Поля зеленеют»  —

говорит ученик. «Нет, поля зеленеют», —

говорит учитель. «Дважды два — четыре», —

говорит ученик. «Нет, дважды — четыре», —

поправляет его учитель.

Потому что учитель знает все это лучше. Мирослав Флориан

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

Маленький Человек

серый как понедельник

серый как серая мышь 

на сером фоне произвольно

сортируемый и складируемый

сбываемый в розницу и оптом

человек — винтик один из множества

никому не нужных одинаковых винтиков

в сущности еще более лишний

гораздо более лишний

чем номер

под которым он записан

ВДРУГ ВОСПЫЛАЛ ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ.   Анджей Бурса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...