Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Его профессионального АКМЕ




Психолого-педагогическая характеристика

Личности спортивного педагога как основа формирования

Содержания его профессионального АКМЕ

Развитие системы высшего физкультурного образования в рыночных условиях предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение психолого-педагогической характеристики личности и деятельности спортивного педагога, что послужит основой их профессионального становления. Следует оговориться, что термин «спортивный педагог» введен нами не случайно, хотя как таковой, профессии в образовательной области физической культуры и спорте нами не обнаружено. Общепринятые в государственных дипломах и тарифно-квалификационных характеристиках названия: «специалист по физической культуре и спорту», «педагог по физической культуре», «руководитель физического воспитания», «тренер-преподаватель», «инструктор по физической культуре» и др. на наш взгляд и обобщены в выбранном нами термине. Сам по себе термин «спортивный педагог» широко применяется в научных и популярных как отечественных, так и зарубежных изданиях. Дергач А.А., Исаев А.А. выделяют целый ряд личностных характеристик спортивного тренера. Среди них: дозволенность, пассивность, энергичность, агрессивность – поддержка; расплывчатость – ясность; поощрение – безразличие к активному участию учащихся в процессе тренировки. Кроме этого сдержанность – образность; поощрение к обмену мнениями – чтение нотаций; доброжелательность, теплота – холодность, сдержанность. Исходя из этого, авторы высказывают предположение о том, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, чётко выражает свои мысли, достаточно эмоционален (Дергач А.А., Исаев А.А. 1981). По результатам самооценки тренеров и опроса спортсменов Б.Дж Кертти приводит характеристику личности идеального тренера. По его мнению, спортивный педагог должен быть открытый, общительный, эмоционально устойчивый человек. Он

должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным и уверенным в себе. Одновременно это должен быть человек склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам предпринимать ответственные решения. Анализируя результаты различных исследований, Кертти Б.Дж. подчёркивает, что представления об идеальной личности тренера существует как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, считает он, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и от того, в каких он отношениях со своими воспитанниками. А так же от того, как он передает свои знания. Автор отмечает, что способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него воспитанники, в сочетании с его профессиональными знаниями может компенсировать некоторые его недостатки. Подводя итог анализа личности спортивного педагога, Кертти Б.Дж говорит о том, что спортивный педагог высокого класса обладает такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Он достаточно устойчив, активен, имеет твёрдый характер и определённость взглядов.

Поведение тренера должно быть гибким, иногда авторитарным. Быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование – характерные черты спортивного педагога высокого класса. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, так как способствует снижению результатов педагогического процесса и снижению способности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях (Брайнет Дж. Кретти. 1978).

Корх А.Я. – предлагает оценивать индивидуальные свойства личности спортивного педагога по следующим качествам:

- идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремлённость, принципиальность);

- нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие);

- волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе);

- поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость);

- отношение к работе (увлечённость, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу, фанатизм);

- личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность).

Автор считает, что в зависимости от того в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере (Корх А.Я. 2000).

В результате можно заключить, что личностные особенности спортивного педагога во многом определяют успешность его деятельности.

 

Психолого-педагогическая характеристика

Деятельности спортивного педагога как основа содержания

его профессионального АКМЕ

 

Обобщенная характеристика деятельности специалиста в области физической культуры и спорта представлена в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования с позиции ее функционального назначения, профессиональных умений и способностей. Во-первых, профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни. На практическую реализацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Во вторых, педагогическая, тренерская деятельность предполагает:

- умение оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности; определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида. А также возможность оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;

способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;

- умение выделять и формировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта, формировать логику и методологию научных исследований;

- умение работать с результатами исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы;

- умение анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности, прогнозировать условия и направления сферы досуга,

активного отдыха различных категорий населения (ГОС, 2000 г.).

Более продуктивной, на наш взгляд, является характеристика деятельности учителя физической культуры, основанная на его умениях и способностях, формах работы, представленная. Е.П. Ильиным. Ильин Е.П. считает, что умения специалиста ФК и С делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения помогают специалисту планировать свою деятельность. К ним относят умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения.

Гностические умения связаны с познанием учителя как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности.

Двигательные умения отражают, прежде всего, умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.

Деятельность учителя физической культуры во многом определяется его способностями, которые делятся на следующие группы:

1. Дидактические способности - это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложно- простым, телесное – приятным.

2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.

4. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.

6. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.

8. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности.

9. Аттестационные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно.

Ильиным Е.П. подробно описаны формы деятельности учителя физической культуры. Прежде всего это работа в школе, которая складывается из классной и внеклассной работы. Работа в классе связана с проведением занятий по физической культуре. Внеклассная работа включает в себя проведение занятий в спортивных кружках и секциях, организацию и проведение внутри школьных спортивных соревнований, проведение спортивных праздников и туристических походов, военно-спортивных игр, проведение просветительской работы с учащимися и родителями. Работа учителя физической культуры вне школы связана с обеспечением физического воспитания учащихся в лагерях труда и отдыха, работа по месту жительства. Кроме этого учитель организует участие школьников в районных, городских соревнованиях в качестве руководителя команд, спортивного судьи.

В процессе обучения перед спортивным педагогом ставятся три основные задачи: образовательная, воспитательная и оздоровительная. Их решение обусловливает многообразие функций спортивного педагога. Так, например, Корх А.Я. выделяет: организаторскую функцию, воспитания культур, спортивного отбора, планирования, учебно-тренировочная, контроля, учёта и коррекции, функцию материально- технического обеспечения. К обязанностям спортивного педагога относится: судейская, секундантская, научно-исследовательская, самосовершенствования, представительская, правовая.

Корх А.Я. предлагает оценивать деятельность спортивного педагога исходя из его профессиональных качеств, к которым он относит стабильность состава учебной группы, выполнение учащимися контрольных нормативов, спортивные результаты, культуру воспитанников и их общественную активность. А так же: качество ведения учебной документации, повышение своего профессионального уровня и др. Кроме этого автор предлагает учитывать индивидуальные свойств личности, которые уже были описаны выше.

В свою очередь Холодов Ж.К. рассматривает деятельность учителя физической культуры в соответствии с тремя основными этапами: подготовка к процессу физического воспитания; практическая деятельность на уроке; контроль за эффективностью педагогического процесса.

Первый (подготовительный) этап направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-вспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя:

- разработку плана-графика учебно-воспитательного процесса на год;

- разработку тематического плана на каждую учебную четверть;

- разработку планов-конспектов на каждый урок;

- выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса (основных, подводящих и специальных упражнений; определение количества повторений каждого упражнения; определение продолжительности выполнения отдельных упражнений; выбор общепедагогических методов – словесного, наглядного и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств).

На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию целостного учебно- воспитательного процесса и каждого урока.

Второй этап (практическая деятельность) направлен на управление учебно-педагогической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

- организационные мероприятия на уроке (построение класса, сообщение задачи урока, построения, организация дисциплины, установка необходимого оборудования и инвентаря, организация безопасности учащихся во время выполнения двигательных действий, рациональное распределение учебного времени, уборка мест занятий, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания);

- непосредственно педагогические воздействия (объяснение учебного материала, показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, непосредственная помощь учащимся при

выполнении двигательных действий);

- текущий контроль на уроке (оценка и сверка результатов педагогического воздействия с запланированными, оперативное устранение замеченных отклонений от плана).

На третьем этапе (контроль над эффективностью педагогического процесса) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место, по мнению Холодова Ж.К., занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, Холодов Ж.К. отмечает её следующие направления:

1. Формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

2. Отбор и последовательное расположение учебного материала;

3. Составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

4. Программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока. По мнению Холодова Ж.К. они проявляются в целом ряде умений:

- предварительное определение и формулировка цели и задач урока;

- предварительный подбор упражнений направленных на воспитание физических качеств с учётом сенситивных периодов;

- предварительный подбор подвижных игр, игровых заданий, эстафет, направленных на закрепление и совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

- предварительный подбор разнообразных и наиболее эффективных упражнений по ОФП, продумывание последовательности их выполнения и дозировки;

- заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств;

- оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;

- рационально использовать имеющийся инвентарь;

- в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

- координировать в процессе занятия деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;

- развивать активность учащихся.

Холодов Ж.К. приводит уровни эффективности, осуществления деятельности учителя физической культуры:

1. Минимальный (репродуктивный) – учитель может передать

учащимся только то, что может и умеет сам.

2. Низкий (адаптивный – учитель может передать знания и умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным

и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.

3. Средний (локально-моделирующий) – учитель может формировать у занимающихся прочие знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

4. Высокий (системно-моделирующий) - учитель может формировать у занимающихся прочие знания, умения и навыки по всем основным аспектам их двигательной деятельности.

5. Высший (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) – учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях (Холодов Ж.К. 2001).

Ряд авторов указывают на специфические особенности деятельности спортивного педагога. Ильин Е.П. делит их на три группы:

1.Условия психической напряженности связаны с шумом от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками). Выявлено, что шум в спортивном зале отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя; что в свою очередь связано с необходимостью переключения с одной возвратной группы на другую; значительной нагрузкой на речевой аппарат и голосовые связки. Напряженность труда также связана с постоянной ответственностью за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются степенью риска в получении травм.

2. Условия физической нагрузки, которые связаны с необходимостью показывать физические упражнения; с выполнением физической нагрузки совместно с учениками (особенно в походах); с необходимостью страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

3. Условия, связанные с внешнесредовыми факторами: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе; санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов. Крутецкий В.А. отмечает, что специфика профессиональной деятельности отмечается в некоторых способностях, необходимых учителю физической культуры:

1. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

2. Аттестационные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержание и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушение дисциплины, следить за собственным поведением:

3. Двигательные умения отражают, прежде всего, умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

КАК ОСНОВА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ

СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

Значение и функции профессионально-педагогической культуры в профессиональной становлении спортивного педагога.

С конца 80-х годов ХХ столетия характеристика личности и деятельности педагога, учителя школы рассматривается отечественными учеными во взаимосвязи с его педагогической и профессионально-педагогической культурой. На наш взгляд данная позиция отражает современные требования и к личности и деятельности спортивного педагога.

1.1.Влияние культуры на профессиональный рост и подготовку спортивных педагогов

Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога как феноменологическое понятие, в существующей теории и практике физической культуры редкое и, на наш взгляд, незаслуженно невостребованное в педагогической науке.

Тогда как перед спортивной педагогикой встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении преобразований в высшем физкультурном образовании. Сегодня вопросы профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов следует рассматривать с позиции воспитания их общей и профессиональной культуры, так как многие проблемы и негативные явления в области физкультурной педагогической деятельности отражают недостатки именно в развитии этих столь важных составляющих.

Таким образом, интерес к вопросам теории культуры в аспекте профессиональной подготовки спортивного педагога имеет глубокое практическое основание. Иначе говоря, физкультурное образование уже не может обходиться без учета культурной составляющей, при изучении и прогнозировании будущего в профессиональной подготовке и росте спортивных педагогов.

Далее, считаем необходимым, уточнить самое понятие «спортивный педагог». В нашей трактовке спортивный педагог это специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя

спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.

Следует отметить, что явление культуры всесторонне изучены многими конкретными науками: археологией и Этнографией, историей и социологией, не говоря уже о науках,

изучающих различные формы сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В

современной философии выделена особая научная область – культурология, раскрывающая взаимодействие культуры с природой, обществом, личностью. В частности, предметная область культурологии широко представлена в научных исследованиях. Всесторонне изучены культура личности, культура мышления, культура поведения, культура речи, культура человеческих отношений. Тогда как, в педагогике физической культуры и спорта данные понятия до сих пор не в Сполной мере представлены учеными. Зная о том, что в мировой литературе насчитывается, по некоторым данным, более 250 определений понятия «культуры», мы лишь еще раз утверждаемся в специфическом значении этого феномена в подготовке будущих спортивных педагогов. Культур а интересует нас не в своих частных, эмпирических проявлениях (как культивирование почвы, системы знаков, воспитание, развитие, почитание), а как феномен, способный оказать воздействие на профессионально-педагогическую подготовку будущих спортивных педагогов. А так же как «система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе социальной деятельности». С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Аксеологическая интерпретация культуры в контексте формирования профессионально-педагогической культуры спортивного педагога вычленяет мир ценностей созданных системой физкультурного образования. Однако конец 90–х годов ХХ столетия позволяет рассматривать культуру с позиции деятельностного подхода. Культура становится источником личностного становления и как универсальное свойство общественной жизни.

Данный тезис позволяет нам рассматривать культуру в единстве культуры человека, и его деятельности: «……там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура», «…любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека». Следовательно, культуру можно рассматривать как меру развития личности спортивного педагога в его профессионально- педагогической деятельности. Учитывая то, что у культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая или традиционная и развивающаяся, новаторская стороны, мы можем заключить, что и в деятельности спортивного педагога постоянно происходят процесс накопления и передачи опыта устойчивых, традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса. Тогда как, современное положение в образовании требует проявлений новаторской, творческой позиции со стороны спортивного педагога нового типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...