Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки актуализации профессионально-




Педагогической культуры как основы акмеологического

Становления спортивного педагога.

Во-первых, многолетние наблюдения в сфере профессионального высшего физкультурного образования, позволяют сделать выводы о наличие недостаточного уровня культурного развития отрасли для перехода к существованию в новых социальных условиях, которые диктует общество. В частности, изучая, в течение 2002-2003 годов уровень общей и профессиональной культуры выпускников факультетов физической культуры и спортивных педагогов на Среднем Урале, мы обнаружили весьма низкий уровень их самооценки. Сформированность таких позиций как: правовая, экономическая, духовная, экологическая, и даже культура здоровья оценивалась респондентами не более чем в 3, в 3,5 баллов по пяти бальной шкале оценки.

Больше половины тренеров-преподавателей проявили низкий уровень профессиональной компетентности. На этот факт указывают исследования Уральских ученых Л.А. Семенова, Ю.В. Кадочниковой. Результаты аттестационных экзаменов, проводимых на курсах повышения квалификации тренеров– педагогов образовательных учреждений спортивно-

оздоровительной направленности г. Екатеринбурга и Свердловской области, выявили низкий уровень теоретической подготовленности последних. Так с общими вопросами теории физического воспитания справились лишь 39% (из 87 человек), с основами спортивной тренировки – 51.5%. Только 47% тренеров-преподавателей получили положительные отметки по основам психологии и педагогики, и лишь 44% экзаменующихся справились с вопросами по общей физиологии. В связи с этим фактом, авторы делают категоричные, но справедливые выводы, о том, что профессиональная некомпетентность в дальнейшем приведет к некачественной подготовке спортивного резерва, равно как и к низкому оздоровительному эффекту занятий детей, спортом

Во-вторых, для осуществления качественного учебно- тренировочного процесса необходима современная материально- техническая база, спортивные сооружения, диагностические и оздоровительные центры и лаборатории, наконец, спортивный инвентарь. К сожалению, многие учебные учреждения до сих пор имеют низкий уровень оснащения всем необходимым для работы с учащимися и спортсменами. Что, в свою очередь порождает, низкий уровень культуры труда спортивных педагогов. В третьих, в процессе преобразований в образовательной сфере «Физическая культура и спорт» становиться особенно ясно, что нельзя получить хорошие оздоровительные эффекты от

физического воспитания и высоких спортивных результатов, не повышая культуру труда спортивного педагога. Внедрять новые образовательные технологии, не поднимая уровень общей и профессиональной культуры спортивного педагога. Развитие информационной техники поставило перед спортивными педагогами проблему компьютерной грамотности или информационной культуры, что для большинства педагогов просто не доступно.

В-четвертых, мы считаем, необходимым отметить, что любой прогресс невозможен без активного участия в нем самого человека. Поэтому можно заключить, что преобразования, которые необходимо осуществить в сфере физической культуры и спорта, невозможны без культурного развития самих спортивных педагогов, без их постоянного самосовершенствования и профессионального роста.

Можно говорить, что на лицо, все предпосылки культурных преобразований в сфере профессиональной подготовки спортивных педагогов. Подъем культуры позволит лучше решать поставленные задачи, а это в свою очередь, создаст возможности для создания благоприятных условий для нововведений, для созидания культуры в профессии спортивного педагога. Таким образом, можно утверждать о влиянии культуры как

феномена на подготовку спортивного педагога и его акмеологического становления в контексте его профессионально-педагогической культуры.

1.3. Сущность и содержание формирования

Профессионально-педагогической культуры спортивных

Педагогов.

Известно, что спортивный педагог является потенциальным носителем физической культуры, воздействующей на физическую, духовную, нравственную подготовку воспитанника, и от того, насколько он будет сам интеллигентен, интеллектуально развит, во многом зависит его дальнейший профессионализм. В свою очередь профессионал, как особый тип личности воспитывается в особой среде, называемой профессиональной культурой, соизмеримой с понятиями общая культура личности, культура труда, культура производства, культура педагогическая.

Такое положение дел, несомненно, накладывает определенные требования к более высокому уровню профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов, прежде всего, с точки зрения их профессионально- педагогической культуры.

Понятие профессиональной культуры трактуется учеными как способ формирования и развития сущностных сил человека в процессе их профессиональной деятельности. Педагогическая культура представлена теоретиками как передача социально- педагогического, научно-педагогического, профессионально- педагогического опыта от преподавателей, учителей, родителей к воспитанникам.

Однако есть достаточное количество публикаций, раскрывающих актуальность профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях современных

образовательных реформ. С одной стороны отечественные ученые рассматривают профессиональную подготовку студентов на основе формирования их педагогической культуры, как более высоком уровне их нравственной, духовной, эстетической позиции. Такой подход можно назвать гуманистическим. В теории педагогики высшей школы, педагогики школьного воспитания и образования это исследовательские работы И.Г.

Видт, В.Л. Бенинна, Г.Г. Гореловой, А.И. Пискунова, Е.Ю. Захарченко, Е.В. Бондаревской, Г.И.Ризз и др. С другой стороны, ряд исследователей склонны профессиональную подготовку учителей, преподавателей рассматривать с позиции их

профессиональной культуры, как более высокого уровня их профессиональной компетентности в обучение и воспитание.

Технологический подход к профессиональной подготовке прослеживается в работах М.М. Левиной, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Л.Г.Семушиной, Н.Г. Ярошенко, В.И.Загвязинского.

Лишь немногочисленные отечественные ученые обращаются к комплексному рассмотрению подготовки, студентов педагогических специальностей, с позиции их

профессионально-педагогической культуры (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Сидоров А.А., Прохоров Б.Д.). Проецируя, современные подходы в педагогическом образовании, на физкультурно-образовательную область мы глубоко убеждены, что профессиональная подготовка спортивных педагогов должна рассматриваться с позиции

целостного подхода, подготовки как педагога, воспитателя, так и профессионала. Следовательно, профессионально- педагогическая культура спортивных педагогов – это высокий уровень проявления специальных знаний, практических умений и навыков, основанный на духовно-нравственном воспитании самой личности.

Аналитическая работа с научно-методической и специальной литературой позволила нам выявить структурные компоненты и перспективные направления содержания формирования профессионально-педагогической культуры спортивных педагогов.

Основными компонентами профессионально- педагогической культуры спортивного педагога выступают:

- духовно-нравственный компонент, реализуемый через понятия: этика, мораль, педагогическая этика, этика спортивных отношений;

- социокультурный компонент, реализуемый через понятия: педагогическое мастерство, культура взаимоотношений, культура речи, педагогическая рефлексия;

- субъективистский компонент, что представляется в способности к самовоспитанию, творческой деятельности и т.д.

Тогда как формирование профессионально-педагогической культуры реализуется чрез ряд аспектов:

- гуманистическая направленность деятельности, что выражается в человеческих, этических и эстетических отношениях к школьникам, спортсменам и к самому себе,

- формирование отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. Данное направление реализуется на наш взгляд в способности к постоянному совершенствованию педагогического мастерства преподавателя – тренера, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности;

- формирование способности к постоянному личностному и профессиональному самовоспитанию. Вышеизложенный материал позволяет выделить функциональное значение профессионально-педагогической культуры в акмеологическом становлении спортивного педагога:

Во-первых, является базой для повышения уровня общей культуры спортивного педагога (интеллектуальной, правовой, экономической, духовно-нравственной и т.д.);

Во-вторых, является носителем профессиональной компетенции спортивных педагогов (повышает уровень теоретической и практической подготовленности специалистов

данной области);

В-третьих, воспитывает спортивных педагогов высокого профессионально-педагогического уровня, повышает профессиональный статус и престижность труда;

В-четвертых, создает условия для объективной оценки их профессиональной и личностной готовности;

В-пятых, выступает как стимул личностной и профессиональной самореализации спортивного педагога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...