Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистика «больших данных» в связях с общественностью .




Дата-журналистика, журналистика метаданных: характеристики, функции

С появлением открытой информации интернета, субъект-субъектной модели коммуникации в медийной сфере, по мере формирования обширных баз открытых цифровых данных, цифровизации всех типов контента СМИ востребованной оказывается опора на обширные базы интернет-данных (англ. data, big data).

Термин «дата» вошел в обиход с появлением больших объемов цифровой компьютерной информации. Определение базы данных в гуманитарных науках, с коммуникативной позиции, пока не дано. Предложим в рамках данной статьи рабочую дефиницию на основании трактовки статьи 1280 Гражданского кодекса РФ и ряда коммуникационных определений: база данных есть представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статистических данных, нормативных документов статей и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы данные материалы могли быть найдены и обработаны в цифровом формате. Термин сегодня применяется для обозначения различных типов баз данных, в том числе общественно значимых компьютерных данных, которые могут храниться в общем доступе, беспрепятственно использоваться массовой аудиторией.

В условиях открытости баз данных ключевым в предоставлении материалов, основанных на подобного рода информации, является способ анализа, интерпретации, представления. Тенденция переноса акцента на аналитический характер подачи информации для современного социоэкономического дискурса как такового30. В частности, базы данных активно используются как источник информации для развития инновационных процессов: например, в марте 2013 г. Европейский институт инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technologies, EIT) проводит масштабную международную конференцию «Data-инновации: новый императив роста».

Развитие гуманитарно-технологических трансформаций коммуникации СМИ обусловливает появление новых форматов журналистики31: так, с середины первого десятилетия нынешнего века развивается так называемая дата-журналистика (англ. data journalism) – создание конвергентного медийного контента на основе использования больших массивов компьютерных и интернет-данных.

Предложим в качестве рабочего термина для определения формата и метода журналистики, использующей для предоставления аналитического контента большие объемы компьютерных и интернет-данных, термин «журналистика метаданных», который позволяет избежать смысловой путаницы, связанной с многозначностью понятий «дата» и «данные» в русском языке, и выявим характеристики данного явления и процесса.

Факт, данные являются основой журналистской деятельности, традиционно «назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств»32.

Особенностью журналистики метаданных оказывается объединение, синергия в итоговом представлении материала принципиально различных форматов информации, которые ранее служили базовыми для различных направлений: информационного, аналитического, художественно-публицистического.

Примеры первых попыток использовать сравнение различных типов данных для создания более эффективного журналистского материала некоторые исследователи относят к первой трети XIX в. В частности, Саймон Роджерс, называет первым примером журналистики данных статью в британской газете «Гардиан» (Guardian) (1821), в которой был опубликован список школ Манчестера с указанием количества школьников различных категорий, где автор, на основании сравнительного анализа, выявил реальное количество учеников, получающих бесплатное образование, которое оказалось гораздо выше официальных данных33. Подобный пример вряд ли можно назвать вполне корректным даже по формальным признакам, поскольку термин «data» в отношении журналистики относится в первую очередь к данным компьютерным, интернет-данным, сетевой коммуникации, которые обладают специфическими свойствами, кратко обозначенными выше.

Протоформами явления, которое принято сегодня называть «дата-журналистикой»34, возможно назвать новейшие журналистские практики с использованием электронной компьютерной информации и коммуникации с помощью различного рода вычислительного инструментария, ЭВМ, компьютерной техники для анализа и представления информации в СМИ.

Термином «дата-журналистика» в 2006 г. одним из первых американский журналист Эдриан Головатый обозначил структурированные, машиночитаемые данные, используемые вместе с традиционным текстом35. Сейчас подобное определение уже не вполне корректно отражает сущность явления, поскольку используется не просто компьютерная, а интернет-коммуникация, форматы конвергенции разных типов контента стали более многообразными.

Специфика указанного формата актуальной журналистики состоит в том, что авторы используют цифровые данные не просто как инструмент при создании текста или иллюстративного ряда к нему, но как основной ресурс формирования темы, концепции, ключевое условие выбора формата/жанра сообщения с точки зрения соотношения вербальной и визуальной компонент, интерактивности потребления информации. Реализация в интернет-формате означает использование конвергентного мультимедийного гипертекстового вида сообщения как принципиально нового медийного формата и способа коммуникации автора с данными и автора/текста с аудиторией.

Форматы журналистики метаданных отличаются от классической аналитической журналистики принципиально, как по характеру используемой информации, ее жанровым особенностям (по А.А. Тертычному36 к аналитической журналистике относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, беседа, комментарий, реплика, анкета, социологическое резюме, рейтинг, мониторинг, рецензия, статья, обозрение, версия, прогноз, эксперимент, эпистола, эссе, исповедь, рекомендация; ученый также указывает некий «аналитический пресс-релиз»), так и по функционированию, потреблению.

Зарубежные практики журналистики метаданных находятся на стадии формирования. В качестве характерного примера современной журналистики метаданных приведем форматы сообщений/постов блога метаданных газеты «Гардиан» (Guardian Datablog), запущен в 2009 г.37 Саймоном Роджерсом. Сегодня в блог пишут минимум пять журналистов несколько раз в сутки, что иллюстрирует растущую востребованность подобной информации. В блоге визуальные материалы сравнительного анализа метаданных публикуются как самостоятельные посты или вместе с текстом – в качестве равноправной составляющей.

В российской практике примеры журналистики метаданных единичны, однако демонстрируют эффективность и актуальность данного формата конвергентного контента. Лучшим примером можно назвать проект «Аварии с пешеходами в Новосибирске в 2011 году», который стал лауреатом первой премии Data Journalism Awards-2012, организованной Глобальной сетью редакторов. Разработчикам проекта потребовался год для сбора и анализа данных местного ГИБДД и технического обеспечения ресурса, который представляет информацию о наиболее опасных для пешеходов улицах Новосибирска постоянно в онлайновом режиме.

Особенности контента метаданных формируются на всех этапах технологического цикла его создания. Основные этапы коммуникативного процесса использования метаданных в журналистике: для субъекта – нахождение темы, информации, анализ с помощью программ MySQL, Python и т.п., визуализация и оригинальная подача статистических данных в форме журналистского сюжета (или в качестве равноправной составляющей сюжета). Журналисту необходимо быть хорошим аналитиком38, обладать остаточно развитым образным мышлением, быть уверенным пользователем технических инструментов и понимать возможности визуализации данных (в частности Google Docs, IBM ManyEyes, Wordle, Excel и т.д.39). Таким образом, журналист для успешной работы должен владеть двумя разными типами мышления: формально-логическим и ассоциативно-образным. При этом новые творческие возможности представления информации открываются на всех этапах работы журналиста.

Для объекта, аудитории журналистика метаданных – это возможность получения опирающейся на реальные факты наглядной информации, личностно ориентированной, которая требует самостоятельной оценки и анализа, дает возможность включения в коммуникацию, несмотря на завершенность работы журналистом.

Важнейшими пунктами реализации проектов журналистики метаданных являются интерактивность и персональная включенность аудитории. Инструментарий позволяет не только точно и точечно адресовать информацию, но и максимально ее персонализировать, как это делает, в частности, «Файненшл таймс» (Financial Times), предлагая читателю интерактивное формирование личного бюджета в соответствии с глобальными финансовыми трендами или давая возможность проследить влияние общего уровня национальной безработицы на конкретную семью.

В качестве характерного примера (простого, понятного читателю, персонально ориентированного и эффективного) журналист Сара Слобин из «Уолл стрит джорнал» (Wall Street Journal) 40 приводит проект «Не навреди» (Do No Harm), реализованный газетой «Лас-Вегас сан» (Las Vegas Sun): это была серия статей о здравоохранении, подготовленных по результатам анализа более 2,9 млн больничных записей, счетов из открытых источников, которые позволили раскрыть информацию о 3 600 травмах, инфекциях и хирургических ошибках, которые могли бы быть предотвращены. В частности, созданный интерактивный график давал возможность читателю просматривать информацию по каждой больнице, определяя, какие проблемы характерны для каждой из них и как они решаются, и затем выбирать лучшую из больниц для себя.

Тематика материалов, основанных на метаданных, и персонально используемых (например, персональные калькуляторы для решения личных финансовых вопросов), адекватна тематике изданий: от выбора дома, банка, машины, вуза до выбора президента.

Читатели-просьюмеры включаются не только в анализ журналистской информации, но и непосредственно в процесс сбора новостей: например, в уже упоминавшемся блоге Guardian Datablog редакция открывает большие массивы дополнительной контекстной информации для совместной работы.

Отметим, что метаданные возможно использовать в работе с любой темой, в любом жанре, то есть подобный подход оказывается с методологической точки зрения метаподходом.

Таким образом, метаданные, компьютерные и сетевые, сегодня становятся не только источником информации для журналиста, оригинальным инструментом для создания материалов принципиально нового формата41, но и метаосновой при формировании актуальной линейки форматов журналистского контента: от новости до репортажа, расследования – во всех типах цифровых СМИ.

Для повышения эффективности журналистики метаданных практики предлагают основывать сюжет на данных, значимых для аудитории, делать материал более персонально-адресным, простым в понимании и потреблении с технической точки зрения, чтобы читатель мог подключиться к коммуникации42.

Американские аналитики отмечают и очевидные проблемы данного формата: например, потенциальный ущерб от неполного раскрытия информации; ошибку при анализе больших массивов данных, особенно в прогнозных исследованиях, которая, несомненно, становится потенциально метаошибкой, что увеличивает ответственность аналитика43 и т.д. Еще одна проблема, несмотря на очевидный потенциал использования больших данных, – это растущий объем частных персональных данных и их раскрытие, например через социальные медиа, что может нарушать права граждан. Также возникает множество технических проблем, в частности большая часть данных, генерируемых в настоящее время, является неструктурированной и небрежно организованной, что не может не повлиять на корректность результата анализа44.

Однако именно такой формат контента, благодаря открытости и доступности в Сети больших объемов данных, которые возможно использовать совместно журналисту и любому пользователю, благодаря возможности создания и публикации материалов на площадках профессиональных интернет-СМИ аудиторией, а также краудсорсинговому привлечению читателя к поиску тем и источников информации, определяют повышение доверия к аналитической профессиональной журналистской информации; а также, как следствие, повышает медиаграмотность читателей, качество текстогенности медиасферы. Журналистика метаданных становится актуальным потенциальным ресурсом развития профессионального творчества и в целом для современной медиакоммуникации, информационной сферы означает реализацию коммуникации, формирующей не просто мнение, но новые смыслы, знание.

Благодаря появлению нового типа факта – баз данных – журналистика выходит и на новый уровень функционирования в обществе. Так, использование открытых баз данных государственных структур как источника журналистской информации, позволяющее сделать взаимодействие власти с аудиторией максимально продуктивным, несомненно, повышает статус журналистики.

 

Заключение

Итак, исследование теоретических оснований и первых практик журналистики метаданных как явления и процесса позволяет сформулировать рабочее определение: журналистика метаданных – это набор специфических навыков для поиска, анализа, визуализации информации цифровых источников метаданных для формирования интерактивных форматов уникальной подачи авторского аналитического контента и эффективного взаимодействия с аудиторией; это формат актуального журнализма, формат медиатекста/медиаконтента, метод его создания, трансляции, потребления, который может быть использован как метаметод и метаоснова для иных жанров.

Исследование позволило впервые зафиксировать с теоретической точки зрения новый формат синтеза принципиально различных подходов к использованию факта как основной категории журналистики и возможности контаминации, синтеза, синергии всех типов/форматов/жанров45 журналистики в поиске новой модели медиаконтента и функционирования медиасистемы. Данное направление в структуре медиадеятельности продолжает вектор исследований конвергентных форматов журналистики и при этом является принципиально новым.

Данный формат (метаформат) аналитической подачи контента позволяет, возможно, впервые зафиксировать направление формирования подходов к журналистике не столько как к прикладному научному знанию, но как к науке, которая обладает собственными методами, представляет выводы, которые возможно верифицировать, а результаты можно повторить. Подобные качественные изменения медиакоммуникации подтверждают предложенную автором концепцию медиалогии как комплексной науки о медиа46, предметом которой является медиакоммуникация.

Среди тенденций отметим движение к журналистике открытых метаданных: программы по так называемому открытому управлению (англ. open governance), реализация концепций открытого правительства (англ. open government) во всем мире, в том числе в России, способствуют развитию подобного типа баз данных и, следовательно, журналистики метаданных как значимого драйвера общественного развития.

Также представление подобного аналитического медиаконтента в интернете дает возможность развивать новый формат потребления медиаинформации, углубляет установку на формирование у аудитории не мнения, но знания, что соответствует прогрессивным парадигмам дискурса инноваций как следующего этапа общественного развития. Использование метаданных как ресурса инновационного развития, зафиксированное, в частности, в ЕС, позволяет говорить о перспективах журналистики метаданных в формировании инновационной сферы, где коммуникативная деятельность является обязательной, профессиональная коммуникация изменяет свой онтологический статус, обретая черты сферы деятельности, равнозначной политике, экономике, культуре, что позволяет зафиксировать тенденцию возможного преодоления кризиса корпоративной идентичности.

И, наконец, с точки зрения профессионального творчества журналистика метаданных, несмотря на использование именно компьютерных, интернет-данных, может способствовать укреплению значимости авторского начала, а не технологий, укреплению гуманитарных, а не технократических тенденций развития журналистики, поскольку именно интерпретация, выбор формы подачи контента позволяет создать на основе стандартных статистических данных оригинальный журналистский материал. Таким образом, теоретические исследования в обозначенном направлении дадут возможность преодолеть творческий кризис корпоративной идентичности современной журналистики на практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...