Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильное сидение и поза для медитации махамудры




Затем Четвёртый Панчен-лама продолжает описание метода медитации и переходит к описанию подобающего сидения для медитации и того, какую позу необходимо принять, сев на такое подобающее сидение. Не вдаваясь в детали, основным правилом, или основным моментом, который следует выполнить при посадке, при выборе сидения для медитации, является то, что задняя часть посадки должна быть слегка приподнята. То есть должна быть подложена под вас какая-то подушка, некое возвышение, чтобы крестец ваш был выше колен, чтобы колени, ноги были немножко опущены вниз. Так вы не будете соскальзывать, ноги не будут затекать и спина будет выпрямлена. В особенности это актуально для позиции, которая именуется в индуистской терминологии йоги позицией, позой или асаной полного лотоса. Если у нас затекают ноги, потом возникает покалывание и так далее, все эти симптомы онемения, но если мы от этого страдаем, то как раз приподнимание верхней части, сидеть на возвышении способно будет помочь нам в этой проблеме.

 

По позиции для медитации, позы для медитации, которая здесь описана, наверняка многие из вас знакомы с ней, она именуется семичленной позой, позой Вайрочаны.

 

 (1) Ноги наши скрещены в позе лотоса, как это принято обозначать в индуистской традиции, в традиции йоги, хатха-йоге. В буддийской традиции позу эту принято называть ваджрной позой, и нет нужды говорить, что для большинства из нас это является непростой задачей. Поэтому большинству из нас необходимо тренировать себя долгое время, приучивая наши конечности к принятию такой необычной для них позиции. Если мы не можем принять эту позицию в полном объёме, то полулотос или просто скрещенные ноги смогут заменить её. Если же мы вовсе не способны скрестить ноги, то это печально, но тогда нам придётся пробовать хотя бы медитировать, просто сидя на стуле с выпрямленной спиной.

 

Основным предназначением подобных асан, или поз для медитации, является необходимость, чтобы ветры циркулировали, энергии циркулировали в нашем теле мягким и естественным образом. Объём возбуждённого концептуального мыслетворчества в нашем уме прямо пропорционален беспорядочному, возбуждённому циркулированию ветров, пран, или энергий, в нашем теле. Говоря об уме, мы говорим об осознавании чего-то, и с этим ассоциируются определённые энергии всегда. В зависимости от того, как энергии текут по нашему телу, как токи проходят по нашему телу, так будет функционировать наше осознавание, так мы будем осознавать. Если мы нервны, мы возбуждены, то и мысли наши будут такими же беспорядочными и возбуждёнными. Если энергии, циркулирующие в теле, спокойны, текут мягко, то и ум наш будет спокоен, расслаблен. И именно поэтому нам предписываются определённые позы, которые призваны гармонизировать, успокоить функционирование нашего ума, хотя бы на уровне влияния на него тела.

 

(2) Наши руки покоятся на наших стопах, притом что левая рука внизу, а правая сверху, и кончики больших пальцев касаются, образуя своего рода треугольник, вершина которого в районе пупа. Заметьте, что руки должны покоиться на ваших бёдрах и на ваших ногах, но не быть приподнятыми. Если они будут приподнятыми и удерживаться на весу, то рано или поздно мышечное напряжение в ваших руках принесёт беспокойство.

 

(3) Наиболее важным аспектом этой позы и любой вообще позы, даже если вы сидите на стуле, является совершенно прямая, выпрямленная как стрела спина, позвоночник.

 

(4) Губы ваши должны быть расслаблены, зубы не стиснуты. Язык ваш также должен быть расслаблен. Слегка касаться кончиком языка вы должны верхнего нёба прямо за верхними зубами. Подобное положение языка позволяет нам избежать высыхания рта, полости рта, удерживает слюну и предотвращает слюноотделение обильное, течение. Когда рот наш переполняется слюной, мы можем сглотнуть, но подобное положение языка оптимизирует слюноотделение и сухость во рту. Если мы должны, например, постоянно сглатывать, то, естественно, это будет отвлекать, нарушая нашу концентрацию.

 

(5) Голова наша должна быть не отведена назад, не сильно наклонена вперёд, но лишь чуть-чуть наклонена вперёд, подбородок чуть утоплен. Если взгляд наш слишком опушен вниз, то тенденция будет у нас к сонливости, к лености, притупленности. Если он слишком задран вверх, то тенденция будет к возбуждению, блужданию.

 

(6) Глаза наши полузакрыты и расслабленно, расфокусировано смотрят в направлении пола, чуть-чуть вперёд и вниз, примерно по оси, проходящей через кончик нашего носа. Не значит, что мы должны смотреть на кончик носа, скрестив глаза. Они расфокусированы либо слегка фокусируются. Они должны быть слегка сфокусированы.

 

Как вы знаете, в тибетской традиции не поощряется медитация с закрытыми глазами.

 

Тогда как в некоторых других буддийских традициях приветствуется медитация с закрытыми глазами. Когда во время медитации наши глаза закрыты, гораздо выше вероятность или опасность того, что мы заснём. Также Его Святейшество говорил о том, что когда глаза наши закрыты, то существует опасность, тенденция начать разглядывать определённые вспыхивающие огоньки или искры, которые играют на внутренней стороне нашего века и также отвлекают нас. Если глаза наши полуоткрыты, расфокусированы и направлены в пол, гораздо легче нам не обращать внимания на пол, нежели игнорировать эти вспыхивающие огоньки перед закрытыми глазами.

 

И также моя собственная идея, которую я не видел где-то в текстах, но, как мне кажется, она имеет определённый смысл, – что, закрывая глаза, занимаясь практиками медитации на пути махаяны и закрывая глаза, мы подсознательно дистанцируемся, отделяем себя от мира, как бы замыкаемся на себе. В то время как медитация наша имеет целью как раз именно ассоциацию с миром и вовлечённость в мир, в участь живых существ. В этом тоже есть тоже психологический аспект.

 

В практике медитации дзогчен, Великого совершенства, которая также направлена на узнавание, или распознавание, природы своего ума, практикующему рекомендуется интенсивно, напряжённо открывать глаза и фокусироваться. Это не значит, что вы фокусируетесь на полу, как будто вы пытаетесь найти выпавшую у вас из глаза контактную линзу, но глаза должны быть широко открыты. Здесь же в практике махамудры такого указания не содержится.

 

(7) Плечи отведены назад, покоятся в естественном состоянии и выровнены. И ваши локти слегка согнуты естественно и отведены от тела, оставляя некоторое пространство. Что касается дыхания, то оно осуществляется опять же без усилий, естественным образом, не вымученно; носом мы дышим. Вдохи по продолжительности равны выдохам, вы дышите ровно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...