Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ум нестатичен. Ум, или умственная деятельность, как способ осознавания




Ум нестатичен

Затем, далее, мы подразделяем категорию сущего – того, что может быть достоверно познано, – на подкатегории. Один из критериев деления – это деление по принципу статичности и динамичности. Итак, мы делим сущее, может быть и не сущее, на перманентные феномены и на непостоянные. Я намеренно не называю их перманентными или постоянными и неперманентными или непостоянными, а называю их статичными и нестатичными, потому что первый набор терминов может ввести в заблуждение. Потому что то, что мы здесь пытаемся передать, – это не длительность существования того или иного предмета или явления, поскольку «перманентный», или просто «постоянный», или «непостоянный», impermanent, подразумевает длительность и краткость континуума какого-то, длящегося объекта, здесь речь идёт не об этом. Скорее, безотносительно того, сколько существует тот или иной предмет или явление, краткий или долгий промежуток времени, нас интересует здесь, изменяется ли он из мгновения в мгновение, претерпевает ли он эти ежесекундные изменения, то есть статичен ли он или нестатичен.

 

Говоря об уме, мы говорим, что ум нестатичен, он претерпевает ежесекундные изменения, изменяясь, трансформируясь, мутируя от мгновения к мгновению, но при этом сам ум бесконечен, он вечен. Читая труды философские труды школ кагью и ньингма, нам может встретиться заявление о том, что ум постоянен. Мы можем встретить заявление, что ум перманентен, или постоянен. Но здесь, используя в тибетском «тагпа», используя тот же тибетский термин «тагпа», «постоянство» или «статичность», они используют его не в смысле «статичный», а в смысле «вечно длящийся», в смысле «непрекращающийся и бесконечный». И также они будут утверждать, что природа ума неизменчива, что она не претерпевает ежемоментные изменения. При этом они согласятся с воззрением школы гелуг, говорящем, что объект ума меняется каждое мгновение.

 

И говоря о том, что ум не подвластен чему-либо или необусловлен, если они говорят, что ум необусловлен, – то есть школы кагью и ньингма, здесь мы разбираемся с терминологией, разночтением у них, то, что они имеют в виду, говоря одни и те же вещи, – то следует понимать, что они описывают его природу, которая не подвластна ничему и которая необусловлена, но в то же самое время они согласятся с утверждением школы гелуг о том, что то, какой объект принимает ум, то есть какой объект входит в восприятие ума, действительно зависит от причин и условий и, соответственно, является процессом обусловленным.

 

И в силу такого положения вещей, различного использования терминологии и ракурсов предложения проблемы, мы можем впасть в заблуждение, подумав, что эти разные школы – не зная, что они описывают разные стороны ума или смотрят на ум при своём описании, исследовании с разных точек зрения, – что они говорят, используя совершенно идентичные термины о совершенно разных вещах, что воззрения их по ключевым вопросам совершенно отличны, что они не имеют ничего общего, – и прийти к такому ложному заключению. Как говорит сам Четвёртый Панчен-лама в своём тексте, который мы изучаем, в различных традициях все изложения, тем не менее, сходятся все в единой точке этого дефинитивного смысла, к которому приходят в конце пути постижения все йоги.

Ум, или умственная деятельность, как способ осознавания

Итак, среди нестатичных, или динамичных, феноменов, или непостоянных, как мы их обычно переводим, мы обнаруживаем категорию формы физических явлений. Говоря «форма», мы должны понимать, что это всякий физический объект, а не просто форма, ибо форма – это лишь часть этой категории. Мы говорим обо всём том, что даётся нам в сенсорном восприятии, а именно о видимостях, очертаниях, цветах, мы говорим о звуках, мы говорим о запахах, мы говорим о вкусах, о тактильных объектах и прочем в этой категории формы – форма, материя. Туда же относятся и те тонкие клеточные субстанции, клеточная материя, которая образует то, что мы именовали сенсорными силами, как, например, фотосенсоры нашего глаза. А также те виды форм, объекты в виде физических феноменов, которые доступны лишь ментальному восприятию, которые доступны в восприятии только уму, только ментальному сознанию, но не сенсорному, не органам чувств. Как то атомарные и субатомарные частицы, астрономические расстояния, те цвета, формы и прочие феномены, которые мы воспринимаем во снах, – такого рода явления. Итак, всё вместе это образует определённую категорию нестатичных явлений, сущих нестатичных явлений, а именно форму, или материю. Нельзя сказать в полной мере, что это нечто «материальное», исключительно материальное, или «материя», поскольку это будет несколько вводить в заблуждение. Ведь вся эта сенсорная информация, сенсорные сигналы, которые мы получаем от тактильных объектов, например, тоже будет относиться к этому разряду, но назвать это материей странно.

 

Затем мы имеем то, что можно назвать способами осознавания различных предметов и явлений. Это та категория, где находится ум, умы, сознания. И это совершенно иная, отличная, другая категория нестатичных феноменов. Я очень тщательно подхожу к выбору термина, описания. Определяя эту категорию, я говорю: «Способы познания, способы переживания, ощущения, восприятия кем-то чего-то». Это динамичный, активный процесс. Это может быть одно из основных сознаний, это может быть основное, главное сознание, о котором мы говорили, – видение чего-то, слышание чего-то, ощущение чего-то, или это может быть думание о чём-то. Либо это могут быть вторичные функции ума, ментальные функции, или факторы, как-то: концентрация на чём-то, интерес к чему-то, любовь к чему-то, нелюбовь к чему-то, злость по отношению к чему-то и так далее. И поймите, что речь здесь идёт о какой-то активности, о каком-то действии, осознавании, о познании, восприятии чего-то. Это не есть какая-то материя или нечто, что сидит у нас в голове и его мы обозначаем вот этим вот фактором: это именно деятельность по восприятию чего-то.

 

Затем существует третья категория нестатичных, непостоянных феноменов, которая очень сложно переводится на европейские языки и которую для удобства мы можем назвать «нестатичные феномены, которые не есть первое или второе», то есть всё остальное. И изучая эту категорию, как её определяют, как её понимают различные философские школы буддизма, мы столкнёмся с очень сложными изложениями, очень запутанными изложениями. Что мы находим в этой категории? Например, время, такой феномен, как время. Индивиды или личности, например «я», относительное «я», которое существует, оно тоже из этой третьей группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...