Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формы бюджетного финансирования




 

Для того чтобы охарактеризовать сущность осуществления государством бюджетных расходов, необходимо их классифицировать по определенным признакам. До 1 января 2008 г. БК РФ содержал легальное разделение всех бюджетных расходов, исходя из их экономического сущности, на текущие и капитальные. Предполагалось, что капитальные расходы представляют собой средства на решение инвестиционных вопросов, которые обладают долгосрочным эффектом, текущие – обеспечивают базовые потребности бюджетного сектора и обладают краткосрочным эффектом. Однако данные статьи Бюджетного Кодекса РФ утратили силу с 01.01.2008 г. (ФЗ №63-ФЗ от 26.04.07).

В настоящее время бюджетные расходы классифицируются в зависимости от формы их осуществления. С 1 января 2008 г. бюджетное финансирование осуществляется посредством бюджетных ассигнований, которые согласно ст. 69 БК РФ они признаны единственной формой расходов бюджетов. Под ассигнованиями понимаются четко определенные суммы денежных средств, выделяемые из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на определенные цели. Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели. При этом, согласно ст. 69 БК РФ существует закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Данная норма означает, что расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах прямо установленных БК РФ. Выделяются следующие виды бюджетных ассигнований, направленных на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, включая целевые ассигнования на оплату соответствующих контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Рассмотрим более подробно некоторые формы предоставления бюджетных средств.

1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных муниципальных услуг.

Согласно ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги – это услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения их функций согласно ст.70 БК РФ, расходуются исключительно на: оплату труда и денежное содержание работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные выплаты работникам в соответствии с трудовыми договорами. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Также производится финансирование уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; финансирование возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается, при этом каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.

Здесь также следует отметить, что бюджетные ассигнования в виде субсидий предоставляются автономным учреждениям, некоммерческим организациям, которые оказывают государственные (муниципальные) услуги. При этом для того, чтобы получить ассигнования данные учреждения должны заключить договор (соглашение) на оказание данной организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Бюджетные ассигнования выделяются также закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Данные ассигнования расходуются в следующих целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий); разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; закупки товаров в государственный материальный резерв.

2. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения.

Социальное обеспечение населения является одним из самых значимых сегментов государственных расходов, т.к. согласно ст.7 Конституции РФ: Россия является социальным государством.

Предыдущая редакция БК РФ предусматривала трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий и т.п.).

В соответствии с новой редакцией БК РФ финансирование данной функции государства осуществляется посредством бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, а именно на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства, предусматривающие выплаты на социальное обеспечение населения, содержатся в составе бюджета на данный финансовый год (плановый период).

Социальное обеспечение населения также может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Публичные нормативные обязательства – публичные расходные обязательства публично-правового образования перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. В отличие от обычных расходных обязательств, бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

3. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности.

В новой редакции БК РФ была преобразована ст.79 в ней предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в виде инвестиций государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на создание новых объектов государственной (муниципальной) собственности, а также установлен порядок использования данных инвестиций. Государственные (муниципальные) услуги оказываются в рамках государственного (муниципального) задания, представляющего собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Положения, регламентирующие порядок формирования, утверждения и исполнения государственного (муниципального) задания, определены ст. 69.2 БК РФ.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.