Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для повторения. 1. 4. Морфология культуры. Виды культуры. Материальная и духовная культуры. Массовая и элитарная культуры




Вопросы для повторения

 

1. Можно ли считать понятие цивилизации предельно четким?

2. Культура и цивилизация – одно и то же?

3. Известны ли Вам какие-либо ситуации из истории, наглядно показывающие взаимодействие цивилизации и культуры?

4. Верно ли утверждение: «Сначала возникает цивилизация, а затем – культура»?

5. Вечны ли цивилизации?

 

1. 4. Морфология культуры. Виды культуры

Материальная и духовная культуры

Материальная и духовная культура – два вида культуры, которые противоположны по своим специфическим особенностям и находятся в единстве формы и содержания.

Материальная культура – воплощение материализованных человеческих потребностей. В ней реализуется стремление человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура включает плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства; технические сооружения (орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда), а также исторически сформировавшиеся, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека; физические стороны развития человека (физкультура и спорт); культура здорового образа жизни (питание, распорядок дня, организации труда и досуга); учреждения («социальная материя» общества).

Духовная культура – одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и соотносимая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физическая сторона культуры, то в качестве культуры духовной выступают те явления, которые связаны с внутренним миром человека, с его интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической деятельностью. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, художественное творчество (искусство) и религию, которые, в свою очередь, включают: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, идеи, обычаи, традиции, язык, мифы и т. д.

В целом, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей – образов общественного сознания.

Массовая и элитарная культуры

Элитарная культура (от фр. é lite – отборное, выбранное, лучшее) – культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Специфические черты: 1) носит маргинальный (отмеченный, помеченный) характер в рамках любого исторического или национального типа культуры; сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны; 2) отличает высокий уровень инноваций (нововведений): творчески вырабатывает собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции и ценностно-смысловые критерии, выходящие за рамки социальных и политических требований (например, создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); 3) культурная элита не совпадает с властью и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Л. Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной II; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е годы).

Сферы проявления: искусство, религия, наука.

В целом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

 

Массовая культура – это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией. Понятие «массовой культуры» непосредственно связано с понятием «масса». Масса – это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость и пр.

 

Причины появления массовой культуры:

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения: 1) появление на заре христианской цивилизации упрощенных вариантов Священных книг, рассчитанных на массовую аудиторию; 2) появление в европейской литературе XVII–XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читате­лей за счет огромных тиражей. (Д. Дефо «Робинзон Крузо» и др. ); 3) принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной всеоб­щей грамотности, позволивший многим освоить главный жанр художественного творчества XIX в. – роман.

В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX–XX вв. Она затронула все сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Роль массовой культуры в развитии общества была проанализирована в ряде философских сочинений XX в. (испанский философ X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г. ), американский социолог, профессор Колумбийского университета Д. Белл «Конец идеологии» (1960 г. )).

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Специфические черты: 1)массовая культурапринадлежит большинству; это культура повседневной жизни; 2) масскульт – это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» соци­альных образований; 3) направлена на ущемление творчества личности и подавление её свободы; 4) стандартна и стереотипна; 5) ограничена консервативно­стью (неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре); 6) носит чаще потребительский характер, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека; происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения; 7) в массовой культуре присутствует механическое тиражирование духовных ценностей.

Сферы проявления: СМИ., система государственной идеологии (манипулирующая сознание), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...