Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные связи и государственная политика в Западной Европе в Средние века.




Европа раздроблена, средневековье – начало формирования европейских гос-в. 5 в. н.э. – мн-во маленьких гос-в, княжеств, к-ые стремятся отречься от римской империи, противопоставить себя. Власть свою надо подтверждать? Да, чтобы народ ее принял.

1. Средневековая цивилизация верила скорее клятвам, чем док-там. Внимания много уделялось ритуалам, нарушение ритуала – божья немилость. Символика, характерная для раннего Средневековья, повлияла и на формы ком-ции.

• Напр., для оглашения властного решения или передачи дипломатич. послания должностному лицу часто вовсе не требовалось письм. подтверждения: он мог передать символическую ветвь мира, горсть земли или даже пустой пергамент, полученный от своего повелителя.

• Символика находила широкое применение и в военной сфере. Викинги, в течение нескольких столетий наводившие ужас на берега Европы, много внимания уделяли созданию своего устрашающего имиджа: знамена с изображением ворона, драконьи головы — украшение носов их ладей, рогатые шлемы. В рез-те гос-ва, подвергавшиеся их нашествию, были настолько напуганы одним только их именем и видом, что часто не осмеливались оказывать им сопротивление.

2. Средневековье – сословное об-во с фиксированными статусами, очень четко формирует отношение к этим статусам. Аристократ – лучший, достойнейший. Виллан – крестьянин, низкий, подлый. В Западной Европе большое распространение получили народные поэмы, романы, в к-ых создавался опред. стереотип представителей разных сословий: короли и рыцари представлены благородными и прекрасными носителями всяческих добродетелей, тогда как крестьянин чаще всего безобразен внешне и способен на одни лишь хитрости и подлости.

Власть

1. Любой монарх стремился поддержать имидж и увеличить свою популярность.

• Происхождение королей по-прежнему служило главным фактором легитимности власти. Но, сохраняя и укрепляя свой образ легитимных правителей, монархи вместе с тем стремились обрести народ. поддержку, проявляя положит. качества: щедрость, великодушие, благочестие.

• Блестящее управление ОМ демонстрировали правители итальян. городов. Наибольшей известностью пользуется деят-ть одиозного семейства Борджа.

2. Сакрализация власти, придание божественного хар-ра в 800 г. Карл Великий был провозглашен римским императором Карлом Августом, чем сам он, по свидетельству летописцев, был весьма недоволен. Но его недовольство было напускным: церемония коронации была задумана самим Карлом как масштабная публичная акция (Папа Лев 3 одел ему императорскую корону). Шпоры и меч, символы военного вождя + кольцо, скипетр и корона – символы власти. Практически каждый последующий правитель говорил о божественности происхождения власти – либо в роду были боги, либо они благословили на власть и т.п.

3. Для ослабления своих могущественных вассалов короли не брезговали клеветой, распусканием слухов. Весьма красноречив пример с Жилем де Ре — героем Столетней войны (1337-1453), маршалом Франции. Имея репутацию талантливого полководца, отважного воина и благочестивого христианина, де Ре не выражал особой привязанности к королю Карлу VII, и тот поручил своим приближенным дискредитировать маршала в глазах французов с целью погубить столь влиятельного оппозиционера. Были распущены слухи о том, что Жиль де Ре занимается черной магией и приносит в жертву детей. Более того, следственной комиссией были даже обнаружены ритуальные предметы и трупы детей, а самого де Ре под пыткой заставили признаться в преступлениях. Он публично казнен в 1440 г., а его имя стало в народной памяти символом безумной жестокости. Во франц. фольклоре де Ре выведен под именем Синей Бороды.

4. Многие правители позднесредневековой Европы прослыли покровителями искусства и даже нередко сами были писателями, учеными, астрологами. В условиях Ренессанса, когда культура и искусство стали доступны для всех слоев населения, образ мецената и государственного деятеля, не чуждого искусству, вызывал у населения гораздо большее расположение, чем образ полководца, отважного воина, столь популярный в эпоху «развитого феодализма».

5. Вильгельм I (11 век) занялся «социологическими исследодваниями», переписал всю Англию. Выяснял количество, кто какой собственностью владеет и т.п. Представлял, как структурировано общ-во.

Религия

1. Церковь выполняла политич. ф-ии – создавала и пропагандировала гос. идеологию и освещала королевскую власть. Доминирование в духовной сфере было залогом доминир-я в политике.

2. Церковь занималась популяризацией христианства: демонстративность, изображение сцен священного писания на стенах храмов, религ. праздники, паломничества, публичные диспуты и проповеди.

3. Благотворительность. Изначально донаторы – те, кто выделял ср-ва на ремонт и строительство храмов, их имена вписывались на стенах храмов, потом начали их изображать, потом – писать картины.

4. Для широких слоев общества церковь устраивала разного рода публичные акции: проповеди, «чудеса» и т. д. Весьма эфф-ым приемом было создание культа местных святых, орг-ция паломничеств. Церковь создавала себе имидж защитницы всех преследуемых и угнетенных, и одним из сп-бов привлечения верующих становилось «право убежища».

5. Своего рода имиджевой акцией стала широко распространившаяся в ХV-ХVI вв. «охота на ведьм»: церковь демонстрировала свою силу и могущество даже над светской властью, мотивируя суровый контроль над всеми сферами общ-ых отношений борьбой за чистоту нравов. Была возрождена инквизиция, учрежденная в начале XIII в. и получившая теперь широчайшие полномочия вплоть. Свидетельством ее активной деят-ти стали торжественные акты расправы с еретиками и колдунами: публичные сожжения, шествия кающихся грешников.

6. Крестовые походы. Начались с проповеди папы Урбана II в 1095 году. Папа обещает отпущение грехов, прощение долгов, сохранение имущества + символика = мотивация. Это была блестящая масс. акция, в ходе к-ой папа сумел убедить тысячи верующих, что его устами говорил сам Бог, и вдохновить их на борьбу с мусульманским населением Палестины, продлившуюся несколько веков. Создавалась спец. символика крестоносцев (белые одежды с нашитыми крестами и т. д.), формировалась целая индустрия: напр., орг-ция поездок в Святую землю.

Рыцарство

1. Миф рыцарства. Образ рыцаря вышел из всевозможных романов, кач-во рыцарей в нашем сознании не совпадает с реальным положением дел.

• Вспомнить того же Ричарда Львиное сердце, к-ый правил Англией, но был там всего 3 месяца и не знал англ. яз. Вряд ли можно найти в истории Средневековья более популярного английского короля, чем он: талантливый поэт, отважный рыцарь, благочестивый крестоносец — таким он вошел и в поэмы, и в фольклор, и в совр. лит-ру и искусство. Очарованные этими кач-вами, его подданные (а за ними и историки) склонны были не замечать ни то, что он, снаряжая армию для крестового похода, практически разграбил свое королевство, ни то, что он почти не бывал в Англии.

• Расцвет рыцарства отразился на его имидже, наиболее ярким проявлением чего стало появление в XII в. рыцарских гербов — знаков дворянского достоинства.

• ХI-ХIV вв. стали периодом расцвета духовно-рыцарских орденов: наиболее могущественными стали ордена Храма (тамплиеры), Госпиталя (иоанниты), св. Марии (тевтонцы). Их великие магистры по статусу были равны монархам Европы.

2. Турниры явл.самой массовой публичной акцией в Ср. века: на них собирались представители всех сословий из разных стран. Монархи и духовенство устраивали пиры и советы, рыцари соревновались, демонстрируя свою силу и ловкость, а горожане и крестьяне участвовали в ярмарках и увеселениях, к-ыми непременно сопровождались турниры.

Деловая ком-ция

Ком-ция в торговой сфере была преимущественно устной: прежде всего - слухи и сведения, передаваемые очевидцами - самими купцами и путешественниками. Дорогостоящими услугами глашатаев имели возм-ть пользоваться только городские власти, наиболее состоятельные торговцы и ремесленники. Остальные ограничивались саморекламой, напр., прибегали к визуальной рекламе в виде вывесок и демонстрационных образцов товаров, чуть позже появились рекламные листки и плакаты.

Развитие городов сопровождалось появлением и повсеместным распространением ярмарок — ежегодных межрегиональных и международных массовых мероприятий, включавших в себя торговые и увеселительные акции, заключение договоров и театр. представления.

И-я и печатные каналы ком-ции

1. Создавая положит. имидж собственными силами, европейские правители всячески старались не допускать его дискредитации др. лицами. Подобная опасность могла исходить от деятелей, к-ых сегодня принято называть публицистами: это были авторы книг, поэм, памфлетов и пр., произведения к-ых становились достоянием общ-ти — особенно с середины XV в., когда был изобретен печатный станок и появилась возможность размножать подобную публицистику в большом кол-ве. В первой пол. XVI в. широко известным стало имя Пьетро Аретино (1492- 1557 гг) - сатирик, публицист и драматург, ведущий итальянский автор своего времени, благодаря своим сатирам и памфлетам заработавший прозвание «бич государей, божественный Пьетро Аретино».

Неудивительно, что вскоре после изобретения книгопечатания последовали и первые законодательные ограничения в сфере печатного слова. Так, например, уже в 1529 г. английский король Генрих VIII издал указ о запрещении печати тех книг, к-ые духовенство сочтет вредными для чтения. В течение 1538-1585 гг. в Англии сформировалась доктрина, согласно к-ой печатное дело представляло гос. важность и подлежало строгому регулированию со стороны властей.

2. Свой совр. облик газеты начали приобретать в XVI в.. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, к-ую платили за рукописный листок новостей в Венеции.

К числу первых газет, сильно напоминающих совр. издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 г. во Франции «La Gazette». Тираж - около 1200 экземпляров, её издателем стал получивший в 1630 г. патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Ренодо. Политич. значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Людовик XIII и кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...