Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. История развития психологического знания




2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Происхождение слова «психология»

Своим названием психология обязана греческой мифологии.

Эрот (Амур), сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын-бог хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала усилия, чтобы их разлучить, заставляя Психею пройти ряд испытаний. Но любовь Психеи была сильна. Это впечатлило богов, и они решили помочь ей выполнить требования Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса – верховного бога греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф классическим стал образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Слово «психология» образовано из греч. Psyche – душа, logos – наука, учение. Таким образом, психология – наука о душе (психике). Слово «психология» впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Рис. 1. А. Канова. Амур и Психея

Этапы развития науки о психике

1 этап (VI век до н. э. - XVI век) - Психология как наука о душе.

1. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятное в человеке наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом (лат. Anima - душа).

2. Во времена античности развитие психологии связано с работами древнегреческих философов о душе. Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна, состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разуму (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и душу как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотель автор первой известной работы по психологии — «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела.

3. В период «средневековья» во всех науках доминировала христианская церковь, которая запрещала исследовать «божественную душу». Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа — бессмертной.

2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

1. Французский философ и математик Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нем «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Эта теория Декарта была схожа с процессами, происходящими в механических предметах, но суть но суть передачи нервного импульса в современном понимании передавала достаточно верно. Декарт ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. Декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», находящаяся в головном мозге. Так понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую».

2. Английский философ и педагог Джон Локк - родоначальник эмпирической (опытной) психологии - душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано, но жизнь, на которой оставляет «свои письмена». Дж. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...