Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование печати для воспитания личного состава




В воспитании горячей любви к Родине и ненависти к ее врагам, наступательного порыва и воинского мастерства огромную роль сыграла наша печать. Широкая сеть красноармейских газет, созданных по указанию ЦК партии, выполняла роль коллективного агитатора и организатора солдатских масс, была могучим средством политического, воинского и культурного воспитания воинов. Газеты были верными помощниками командиров, политорганов и партийных организаций в деле мобилизации воинов на героическую борьбу с врагом.

Центральный Комитет партии уделял постоянное внимание фронтовой печати и требовал всемерного повышения ее роли в воспитании личного состава войск. Исходя из этих указаний партии, «Красная звезда» писала в мае 1943 года: [62]

«Газета призвана давать бойцу ту духовную пищу, которая нужна ему как воздух. Ее долг — укреплять любовь наших воинов к Родине, партии, усиливать их ненависть к врагу, неутомимо пропагандируя благородные цели нашей освободительной борьбы. Ее обязанность — внедрять в массы традиции и навыки героической и умелой борьбы с врагом, пропагандировать великие традиции русского народа»{26}.

Главное политическое управление требовало от работников фронтовой, армейской и дивизионной печати всемерного повышения идейно-политического, военного и культурного уровня газет. Перед политорганами была выдвинута задача — руководить печатью не вообще, а конкретно, внимательно вникать в планы работ редакций, информировать редакторов об обстановке на фронте и боевых задачах и в зависимости от этого давать направление, добиваться, чтобы на страницах газет чаще выступал боевой актив — люди, непосредственно отличившиеся в борьбе с врагом.

Выполняя указания Главного политического управления, политорганы повседневно и неослабно руководили красноармейской печатью. Начальники политотделов соединений и воздушных армий регулярно рассматривали планы редакций, давали конкретные указания и советы, как улучшить работу их коллективов, поддерживали все хорошие начинания, указывали на недостатки и добивались быстрого устранения их.

До начала решающих боев на Курской дуге в дивизионной газете «Советский пилот» в основном публиковались статьи и корреспонденции штатных сотрудников и мало — непосредственных участников боев. Политотдел корпуса указал на этот недостаток. Устраняя его, редакция значительно расширила свой актив. Основными авторами в газете стали герои боев.

В дивизионных, корпусных, армейских и фронтовых газетах печатались содержательные материалы, которые воспитывали советских воинов в духе верности военной присяге и воинскому долгу, ненависти к врагу, мобилизовывали их на героическую борьбу с врагом, развивали наступательный порыв. [63]

Красноармейская газета 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса «Советский патриот» в канун сражений на Курской дуге из номера в номер публиковала материалы, призванные обеспечить всестороннюю подготовку личного состава частей к новым ожесточенным схваткам с врагом. 1 июля газета опубликовала страницу под общим заголовком: «Как мы готовимся к решающим боям». Здесь были заметки летчиков и техников о боевой учебе, о том, как они готовятся к новым сражениям.

В период напряженных боев частей корпуса газета призывала: «Славные летчики! Завоевывайте господство в воздухе, беспощадно уничтожайте гитлеровцев! », публиковала материалы о боевых делах летчиков корпуса, рассказывала о наиболее отличившихся воинах.

В одном из номеров она поместила интересный рассказ гвардии капитана Маношкина о том. как он в одном бою сбил три вражеских самолета ФВ-190. Газета отвела рассказу целую страницу под заголовком: «Учись у летчика Маношкина! В одном бою он уничтожил три фашистских самолета». Передовая статья этой же газеты призывала воинов равняться на героев.

Газета вела раздел «Каждый летчик-истребитель должен быть отличным воздушным бойцом», в котором регулярно публиковались статьи и корреспонденции об опыте воздушных боев на Курской дуге.

Коллектив «Советского патриота» систематически пропагандировал военную присягу. В одном из номеров газета дала страницу «Помни военную присягу! », где были опубликованы текст военной присяги, статья Героя Советского Союза Савельева «Священная клятва» и другие материалы.

В газете «Советский патриот» систематически помещались статьи, очерки и материалы о героической работе тружеников советского тыла, о работе отдельных областей, письма трудящихся к воинам Красной Армии. Так, 16 августа 1943 года в газете подробно описывался митинг, посвященный торжественному вручению представителю нашего корпуса летчику Максименко самолета, построенного на добровольные средства школьников Арзамасского района.

На фюзеляже новенького Ла-5 было написано: «Арзамасский школьник», а под надписью нарисовано пять [64] красных звезд и одиннадцать голубых. Это значило, что ребята давали наказ сбить пять самолетов лично и одиннадцать — в группе.

21 сентября 1943 года газета «Советский патриот» снова вернулась к этой теме. Она поместила снимок, на котором летчик Максименко, к этому времени уже сбивший пять самолетов противника, зачитывал летчикам письмо арзамасских школьников. В письме они выражали радость по поводу боевых успехов летчика и сообщали о том, как учатся, как помогают фронту бить фашистов.

3 мая 1943 года газета «Советский патриот» поместила небольшой очерк, в котором тепло рассказала об участии населения в похоронах гвардейца Александра Исаева.

«Вся деревня от мала до велика провожала в последний путь погибшего героя... Крестьяне раньше не встречались с летчиком, не знали его, но их слова дышали такой неподдельной теплотой, такой любовью и болью, что казалось, хоронят родного и близкого им человека.

К могиле подошла старая женщина с морщинистым лицом и добрыми глазами. Она поправила платок, сплела пальцы рук и сказала:

— У меня тоже сын погиб. Вы знали его. Они, наверное, однолетками были. Где могила сына, мне неведомо. Но у этой могилки мне почему-то кажется, что это лежит сынок мой, ненаглядное дитятко мое... Да, это он, — слезы текли по морщинистым щекам, и голос ее прерывался. — Я обсажу его могилу цветами, и будут они цвести до самой поздней осени, и птицы будут петь ему... — Старая женщина утерла концом платка глаза, постояла молча и, поклонившись гробу, отошла.

Потом говорили товарищи погибшего, а в конце выступил председатель сельского Совета и сказал:

— Отныне, по единодушному желанию всех граждан, мы село будем именовать именем героя»{27}.

В живой и интересной форме подавала материал о боевом опыте газета 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии «Советский сокол». Перед началом боевых операций против вражеских укреплений работники редакции выехали в подразделения. После первых боевых [65] вылетов редакция посвятила целую страницу опыту передовой эскадрильи бомбардировщиков. В газете выступили командир эскадрильи и другие мастера бомбового удара, рассказавшие о том, как они провели бомбежку важных пунктов противника, использовали радио в бою, как применяли противозенитный маневр и т. д.

В бою некоторые наши истребители открывали огонь по самолетам противника с дальних дистанций. В связи с этим в одном из номеров «Советского сокола» была дана страница под заголовком: «Бей по самолетам врага прицельным огнем с коротких дистанций». Участники воздушных боев старший лейтенант Шульга, лейтенант Виноградов и другие летчики рассказали о своих боевых успехах, достигнутых благодаря стрельбе с коротких дистанций.

В газете нередко выступали летчики-герои, которые делились своим опытом и подробно разбирали тактику врага. Так, в статьях «Сопровождение штурмовиков» и «Борьба с «Мессершмиттом-110» летчики Комаров и Килаберидзе рассказали о новых тактических приемах противника и советовали, как лучше парировать эти приемы.

Газета не только организовывала обсуждение отдельных, наиболее важных материалов, печатала отклики на них, но и сплачивала вокруг себя широкий авторский актив.

О действенности материалов «Советского сокола» свидетельствует статья «Ведущий и ведомый», опубликованная в газете в августе 1943 года. Автор этой статьи гвардии полковник Ухов разобрал один воздушный бой, во время которого ведомый летчик Романов нарушил дисциплину: вместо того чтобы прикрывать действия своего ведущего летчика Красавина, он бросился на вражеский самолет. В результате этого ведущий остался без прикрытия, что привело к тяжелым последствиям. Говоря об этом случае, полковник Ухов поставил в своей статье ряд важных вопросов, подчеркнув, что слаженность в действиях ведомого и ведущего — залог победы в воздушном бою.

Статья обсуждалась во всех частях соединения. Редакция получила много откликов. Вот некоторые из них. Летчик гвардии лейтенант Комаров писал:

«Мой ведомый Шмыгайло никогда не подводил меня в бою. В трудную минуту он спасал мне жизнь и обеспечивал [66] победу над врагом. Взаимная выручка в бою позволила мне сбить лично 12 самолетов врага. Вот почему вполне поддерживаю мысль т. Ухова о том, что пара — основная тактическая единица бог. Сила ее в единстве, слаженности, во взаимодействии».

«Я с интересом прочел статью «Ведущий и ведомый», — писал младший лейтенант Зайков. — Как молодой воздушный боец, я многое из нее извлек. Пара должна составлять один боевой коллектив, только тогда она будет побеждать. В этом я убедился на примере воздушных боев в Орловской операции».

Важное место в красноармейской печати занимали вопросы воспитания боевой активности. В период наступления наших войск в районе Курской дуги фронтовые, армейские, корпусные и дивизионные газеты мобилизовывали воинов на отличное выполнение приказов командования и стремились обеспечить непрерывный наступательный порыв бойцов и командиров. Призывая воинов до конца выполнить свой долг перед Родиной, газеты оперативно информировали их о положении на фронте, об успехах наших войск, о героических подвигах фронтовиков и тружеников советского тыла.

Большую помощь печать оказывала агитаторам и пропагандистам. К ней они постоянно обращались за материалами для своих бесед и докладов, черпали из нее передовой опыт работы. Газеты были основным источником информации о положении на фронте, в стране и за ее рубежами. Командиры, политработники, парторги, комсорги, агитаторы внимательно знакомились с газетой и, выбрав подходящее время, читали бойцам наиболее важные и интересные материалы. Нередко читки превращались в задушевные беседы.

Особой любовью у авиаторов-фронтовиков пользовались рассказы, очерки, фельетоны, памфлеты, помещенные в центральных, фронтовых и армейских газетах.

Вот характерный пример. В одной авиационной части агитатор прочитал летчикам рассказ В. Гроссмана «Жизнь». После читки летчик Грунт заявил:

— Этот рассказ действует на людей лучше, чем любая речь. Он вызывает желание подражать стойкости описанных писателем героев, учит, что для советского человека, любящего Родину, не может быть безвыходных положений. [67]

Огромной популярностью на фронте пользовались листовки Главного политического управления «Заветное слово Фомы Смыслова». Написанные в стиле раешника, они просто и доходчиво рассказывали о задачах советских воинов в борьбе с врагом и всегда с интересом воспринимались бойцами. Вот, например, что сообщал политотдел одной воздушной армии 18 августа 1943 года об этих листовках:

«Листовки ГлавПУРККА «Заветное слово Фомы Смыслова» личный состав армии читает с большим интересом, и они пользуются большой популярностью. Простые, живые и доходчивые слова Фомы Смыслова надолго запоминаются бойцами и командирами. Часто можно слышать в разговорах бойцов поговорки и отдельные выдержки из этих листовок. Чтение листовок проводится чтецами, низовыми агитаторами, лично бойцами и командирами».

В 115-м автобатальоне и 258-м батальоне аэродромного обслуживания 15-го района авиабазирования по этим листовкам коллективы красноармейской художественной самодеятельности ставили небольшие инсценировки. Сами бойцы подсказывали темы будущих листовок.

«Правильно и умно говорит Фома, — отмечает, например, ефрейтор Потехин. — Много военной смекалки нужно передавать нашей молодежи. Немец хитрый, а мы должны быть еще хитрее, тогда и победа достанется легче».

Большая работа велась над сводками Совинформбюро. Эти сводки в тысячах экземпляров печатались в типографиях дивизионных газет, переписывались от руки и быстро передавались во все подразделения, чтобы с ними мог ознакомиться каждый боец. Краткие выдержки из сводок в пехотных подразделениях передавались по цепи. Например, «Наши части заняли на орловском направлении 80 населенных пунктов, в том числе станцию Стальной Конь. Передайте это сообщение по цепи».

В авиационных частях подобные сообщения Совинформбюро передавались по радио, а нередко от агитатора к агитатору, которые уже доводили их до всех летчиков, техников, солдат аэродромного обслуживания и т. д. [68]

Широко использовались в практике партийно-политической работы боевые листки. В некоторых подразделениях они выходили несколько раз в день. В них оперативно, по горячим следам событий освещались героические подвиги летчиков, техников, механиков, оружейников, сообщалось о боевых успехах подразделения, критиковались недостатки в боевой работе, высказывались пожелания, как быстрее их устранить.

Вот некоторые примеры.

Летчики одной эскадрильи в течение одного дня сбили десять самолетов противника. Этому выдающемуся событию был посвящен вышедший в тот же день боевой листок. В нем были даны краткое описание боя и фотографии его героев. В другой раз боевой листок был целиком посвящен одному из лучших летчиков эскадрильи лейтенанту Никитину в связи с его 20-м боевым вылетом. В листке излагалась краткая биография летчика, рассказ о его боевых делах, о его боевых товарищах — воздушном стрелке, технике, механике. В центре листка — фотография лейтенанта, а наверху дан общий заголовок: «Лейтенант Никитин совершил сегодня свой 20-й боевой вылет».

В другом подразделении отличился летчик Зубин. Во время воздушного боя его самолет был сильно поврежден. Но бесстрашный сокол не хотел выйти из боя. Снизившись до 100 метров, он стал в упор расстреливать фашистские наземные войска. Рассказав об этом подвиге, боевой листок призвал всех летчиков биться с врагом до последней капли крови, брать пример с летчика Зубина.

Боевые листки — очень оперативная форма агитации. Они пользовались неизменной популярностью на фронте и имели большое воспитательное значение.

Наряду с различными формами устной и печатной агитации и пропаганды важную роль играла наглядная агитация. В землянках, блиндажах, ленинских комнатах и палатках, на дорогах, в местах стоянок самолетов, на аэродромах — всюду можно было видеть плакаты, витрины, щиты, лозунги, призывавшие овладевать воинским мастерством, беспощадно мстить врагу за горе и слезы советских людей, проявлять в бою смелость, мужество, находчивость, инициативу, нерушимо соблюдать военную присягу и требования уставов Красной Армии. [69]

Наглядная агитация широко использовалась для воспитания ненависти к врагу. На отдельных щитах помещались сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии о фашистском грабеже наших богатств, о зверствах оккупантов на советской земле. Эти материалы сопровождались призывами к летно-техническому составу сполна отплатить фашистским варварам за все их злодеяния, приблизить час полного очищения нашей Родины от фашистских захватчиков.

Неотразимо действовали на бойцов и командиров красочные плакаты, призывающие беспощадно уничтожать врага. Так, например, на плакате художника Корецкого «Воин Красной Армии, спаси! » был изображен беззащитный малыш у матери на руках, на которого направил свой штык фашист. Солдат Семейкин, глядя на этот плакат, сказал: «Сколько таких малюток осталось без крова и защиты. Одна надежда у них — на своих отцов... Смотришь на этот плакат — и сердце обливается кровью. Не пожалею ни сил, ни самой жизни для окончательного разгрома детоубийц — немецких фашистов».

Один из бойцов, взволнованный до глубины души плакатом Корецкого, в перерывах между боями написал плакат, который он показал всем своим товарищам, а потом направил в Главное политическое управление. Плакат назывался «Не дадим в обиду! » На нем был изображен советский воин, который заслонил мать с ребенком и вонзил штык в грудь гитлеровца.

Видное место в наглядной агитации занимали вопросы воспитания воинской дисциплины, требования военной присяги, воинских уставов, авиационных наставлений и инструкций, пропаганды боевого опыта. На отдельных щитах вывешивались схемы наиболее поучительных воздушных боев с кратким их описанием, плакаты, иллюстрировавшие работу отдельных агрегатов самолета, авиамоторов, а также характерные неисправности и способы их устранения.

Большое место в наглядной агитации отводилось популяризации подвигов героев воздушных боев. Отличившихся в боях летчиков, штурманов, воздушных стрелков фотографировали под развернутым полковым Знаменем. Снимки с краткими характеристиками помещали на хорошо оборудованных фотовитринах. Отдельным летчикам посвящались плакаты. Так, например, летчик Майоров [70] сбил в воздушных боях 20 самолетов противника. В связи с этим был выпущен плакат: «Товарищи летчики! Бейте фашистских стервятников так, как коммунист Майоров, у которого на боевом счету 20 сбитых немецких самолетов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...