Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация досуга воинов




Жестокие бои с врагом требовали от наших солдат и офицеров максимального напряжения физических и моральных сил. Поэтому в короткие передышки между боями командиры, политорганы и партийные организации стремились создать все условия для того, чтобы бойцы могли культурно отдохнуть, развлечься.

Хорошо, например, заботился об отдыхе всего личного состава клуб, где начальником был младший лейтенант Гайдучек. Для воинов систематически устраивались концерты, литературные вечера, демонстрировались новые кинофильмы, В клубе имелась библиотека, художественная мастерская, выпускались окна сатиры и юмора, работал кружок художественной самодеятельности.

В некоторых клубах были оборудованы передвижные кабины, которые ежедневно вывозились на места стоянок самолетов, на старт. В таких кабинах летчики могли почитать свежие газеты, поиграть в шахматы и шашки, культурно провести свободные часы перед боевым вылетом.

Многие клубы имели специальные агитмашины, которые обслуживали авиаторов непосредственно в частях и подразделениях. Фронтовые клубы посылали с агитмашинами концертные бригады, составленные из артистов ансамбля песни и пляски. Артисты ансамбля выступали также в качестве чтецов. С большим успехом они читали, например, такие произведения советских писателей, как «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого, «Убей его» К. Симонова, «Я пою ненависть» А. Суркова, «Справедливость» И. Эренбурга, «Отступник» А. Довженко, и другие. Коллектив ансамбля помогал красноармейской художественной самодеятельности, разучивал с бойцами и распространял боевые патриотические песни.

В 15-й воздушной армии под агитмашины были оборудованы автобусы. Каждая агитмашина была снабжена киноустановкой, радиоприемником, радиолой и библиотекой, [71] оформлена красочными плакатами и лозунгами. На фотовитринах выставлялись портреты летчиков, отличившихся в боях. Работники агитмашин устраивали на аэродромах киносеансы, проводили лекции и беседы по текущим вопросам.

Часто перед демонстрацией кинофильма с кратким сообщением (10—15 минут) выступал лектор или агитатор. Он объяснял содержание картины, связывал его с положением на фронте, с боевыми задачами данного полка, эскадрильи. Например, перед демонстрацией кинокартины «Суворов» агитаторы провели беседы «Суворовская школа воспитания», «Суворовская наука побеждать». Нередко после демонстрации фильма возникал горячий обмен мнениями.

В подразделениях очагами культуры являлись ленинские землянки — полевые ленинские комнаты. Они были очень популярны. В них всегда было уютно и тепло, имелись газеты, шахматы, шашки, домино, почтовая бумага и чернила. Бойцы и командиры заходили сюда, чтобы написать письмо, прочитать газеты, журналы. Вот, например, описание полевой ленинской комнаты, данное одной из красноармейских газет:

«Недалеко от стоянки самолетов вкопана в землю будка. Внутри аккуратно расставлены столы, на стенах — портреты вождей, географическая карта. Висит красиво оформленная стенная газета. Это ленинская комната Н-ского подразделения.

На столах разложены газеты. В библиотечке — фронтовые очерки, рассказы, стихи, повести, исторические брошюры из времен гражданской войны, о полководцах русского народа. Ленинская комната имеет также ряд настольных игр.

Дежурная ленинской комнаты комсомолка Антасова наблюдает за порядком, разносит книги для чтения к стоянкам самолетов»{28}.

Ленинские комнаты способствовали развитию красноармейской художественной самодеятельности. Политорганы, партийные и комсомольские организации выявляли одаренных воинов, вовлекали их в драматические и музыкальные кружки, струнные оркестры. Участники красноармейской [72] самодеятельности — чтецы, баянисты, танцоры и другие — систематически выступали в ленинских землянках и ленинских комнатах. При клубах создавались красноармейские художественные агитбригады, часто выступавшие с концертами.

* * *

С развертыванием боевых действий одни формы партийно-политической работы оказывались неприемлемыми и на смену им приходили другие, более соответствующие новой обстановке. Эта смена форм работы всегда требовала умения быстро перестраиваться. Иногда такая перестройка задерживалась, и старые формы работы противоречили новой обстановке. Командиры и политорганы принимали все меры к устранению подобных явлений и добивались, чтобы формы партийно-политической работы соответствовали условиям боевой деятельности частей и подразделений.

В политотдел Н-ской авиационной дивизии поступил сигнал, что в одном из полков личный состав с большим опозданием узнает о событиях, происходящих на фронте. Раньше, до начала активных боевых действий на Курской дуге, для всего личного состава полка ежедневно зачитывались очередные сводки Совинформбюро, и авиаторы постоянно были в курсе важнейших военных событий. Теперь, когда начались активные боевые действия, обстановка в полку резко изменилась, и весь личный состав полка уже не мог ежедневно собираться в одном месте.

Политотдел дивизии поручил парторгам и агитаторам подразделений ежедневно знакомить со сводками Совинформбюро каждый экипаж в отдельности. Регулярно стали передаваться сообщения также по радио. Политотделом был налажен прием оперативных сводок по радио. Они размножались в политотделе и рано утром доставлялись в полки. В результате такой оперативной работы личный состав всех частей в разгар боевых действий был всегда в курсе текущих событий, знал о положении на фронтах.

Так, творчески сообразуясь с конкретной боевой обстановкой, командиры, политорганы и партийные организации вели непрерывную воспитательную работу. Используя самые различные ее формы и методы, они развивали у бойцов стойкость, мужество, поднимали их боевую [73] активность и наступательный порыв, обеспечивали успешное выполнение приказов командования.

Все это имело первостепенное значение для достижения исторической победы в Курском сражении.

 

* * *

 

Подведем кратко итоги сказанного.

В период подготовки и в ходе Курской битвы командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации развернули широкую по масштабам и правильную по содержанию партийно-политическую работу. Ее изучение позволяет сделать некоторые выводы.

1. Партийно-политическая работа в воинских частях и подразделениях не может вестись вообще, одинаково во всех родах войск. Учет особенностей каждого рода войск, особенностей его личного состава, боевой техники, характера боевых действий и т. п. обязателен для правильной организации политического и воинского воспитания людей. Иначе эта работа будет вестись на холостом ходу и не даст должного эффекта.

2. В партийно-политической работе в частях ВВС особый упор следует делать на эскадрилью, эту наиболее маневренную и гибкую тактическую единицу авиации. При этом работа должна проводиться не вообще, а с каждым экипажем, с каждым воином-авиатором.

3. Опыт воздушных боев свидетельствует об исключительной важности согласованных действий и взаимной поддержки боевой пары истребителей — ведущего и ведомого. Обеспечить эту согласованность и постоянную поддержку в бою — одна из первостепенных задач политико-воспитательной работы в частях истребительной авиации.

4. Партийно-политическая работа только тогда полностью достигает своей цели, когда она охватывает все категории военнослужащих. В частях ВВС ведущей фигурой является летчик. Но нельзя забывать также техников, механиков, оружейников, мотористов — людей, которые решают подготовку материальной части самолетов к бою. Нельзя забывать бойцов аэродромного обслуживания. Постоянное личное общение командиров и начальников с подчиненными — главный метод партийно-политической работы. [74]

5. Не только в наземных войсках, но и в частях ВВС огромное значение имеет непрерывность партийно-политической работы. Она достигается прежде всего правильным планированием, умелой расстановкой партийно-комсомольских сил, созданием и сохранением полнокровных партийных и комсомольских организаций, своевременной заменой партийных и комсомольских работников, выбывших из строя.

6. Партийно-политическая работа в войсках может быть действенной лишь тогда, когда она теснейшим образом связана с задачами, решаемыми частями, с пропагандой героизма и мужества, боевого опыта, с воспитанием у воинов патриотизма, организованности, высокой дисциплинированности и бдительности.

Опыт Великой Отечественной войны показал огромное значение партийно-политической работы в войсках. Наибольшую боеспособность проявляли те части и соединения, в которых хорошо и целеустремленно была поставлена партийно-политическая работа, где командиры, политработники, партийные и комсомольские организации неустанно воспитывали личный состав в духе беззаветной преданности Родине, сознательного выполнения каждым воином своего долга перед народом, высокой боевой активности, бесстрашия и мужества в бою.

Командиры, политработники, партийные и комсомольские организации в мирных условиях добьются еще больших успехов, если будут строить партийно-политическую работу в неразрывной связи с задачами боевой и политической подготовки, вести ее непрерывно, постоянно помня, что главное в ней — это конкретный человек, а постоянное общение командиров и начальников с подчиненными есть важнейший залог ее успеха и действенности. [75]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...