Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Социально-коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа

Понятие «компетентность» в науке и практике описывается по-разному, в зависимости от множества различных тенденций и взглядов. В психологических исследованиях содержание конструкта рассматривается как приложение к развитию теоретических моделей высококвалифицированной организации труда или общего организационного поведения в сложных ситуациях[34].

В педагогике понятие «компетентность» используется в смысле определенного теоретического базиса при структурировании классификаций квалификации и их компонентов, что является центральной, но еще недостаточно разработанной темой. В практике управления персоналом понятие приобретает так называемый "инфляционный" характер в контексте ориентированных на будущее, инновационных концепций развития персонала. Оно в качестве стратегического фактора должно гарантировать стабильное развитие и процветание предприятия[47].

По мнению Ю. Н. Емельянова, «компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей статуса успешно функционировать в обществе [2, с. 36]". По мнению Е. И. Огарева, «компетентность - категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и усовершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей [3, с. 10]".

Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека. Отсутствие единого подхода приводит к неоднозначному толкованию и создает трудности в классификации.

Специалистами Центра профессионального образования и подготовки к трудовой деятельности Университета штата Огайо компетентность понимается как конкретные, хорошо диагностируемые знания, умения, навыки (ЗУНы), необходимые для эффективной деятельности в выбранной области [3]. Данное определение несколько сужает понятие, так как учитывает только область ЗУНов и не рассматривает способности человека, его личностные и социальные характеристики, позволяющие судить об уровне мобильности.

Американский исследователь Р. Мейерс под компетентностью подразумевает не только соответствие определенным деятельностным критериям, но и демонстрацию выполнения поведенческих задач на производстве [4, с. 15]. Таким образом, в данную дефиницию включается деятельностный компонент, что расширяет границы ее применения.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И. Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой – либо области [7].

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное успешное участие в деятельности[10].

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности"[17].

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность педагога представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.

Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, С.Ш. Чернова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой «под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция – единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции.

В своих исследованиях И.Л. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», – пишет И.Я. Зимняя. – «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты». Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность[27].

При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активности действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.

Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за И.Я. Зимней, рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность – интегральное качество личности – это успешно реализованная в деятельности компетенция.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности[38]:
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:
1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.
3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивной творческой деятельности [50].

Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия – социальная компетентность и коммуникативная компетентность.

Сначала рассмотрим социальную компетентность.

К пониманию социальной компетентности отечественные ученые подходят по-разному. Одни авторы, определяя социальную компетентность, отдают предпочтение социальным знаниям, другие - освоению умений и выработке различных поведенческих сценариев, третьи считают важным дополнить необходимые знания и умения вполне определенными психологическими качествами и способностями. Ряд авторов в содержании социальной компетентности на передний план выдвигают определенные свойства личности.

Итак, часть авторов, определяя социальную компетентность, отдают предпочтение социальным знаниям, умениям и навыкам. Так, Д. А. Почебут понимает социальную компетентность как способность к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков для успешного создания системы формальных и неформальных социальных связей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию в системе социальных взаимоотношений [12].

Подобной точки зрения придерживается Г. Э. Белицкая, по мнению которой, понятие "социальная компетентность" концептуализирует высший уровень социальной активности личности - освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. п. [1].

В своих трудах В. Н. Куницина определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств, действуя по принципу здесь, сейчас и наилучшим образом. Социальная компетентность трактуется ею как оперативное понятие, которое имеет временные, исторические рамки [14].

Согласно Г. И. Сивковой, социальная компетентность - это наличие уверенного поведения, которое реализуется различными автоматизированными навыками, позволяющими человеку гибко менять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации. Еще более определенно эта мысль выражена В. Г. Ромеком, который включает в состав социальной компетентности возможности гибко менять стратегию поведения человека с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекстов его деятельности [16].

Е. М. Ефимова социальную компетентность считает неотъемлемой составляющей, основой процесса социализации личности и понимает ее как социальную активность, готовность к изменениям, к самоопределению, а также как совокупность личностных качеств человека, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющейся социокультурной среде [2].

По мнению В. В. Цветкова, социальная компетенция - это вполне определенное качество личности, которое нужно рассматривать с позиции теории социальных ролей: социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально значимых проектах.

Ряд авторов в содержании социальной компетентности на передний план выдвигают определенные свойства личности. Например, А. В. Спирин понимает социальную компетентность как сложную динамическую интегральную систему личностных качеств, обеспечивающих способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

О. П. Кракаускене трактует понятие социальной компетентности как владение такими компетенциями, которые обеспечивают готовность к социальному взаимодействию в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности и осуществления сложных видов действий в социуме при разрешении проблем на основе осознания ценности и смысла социокультурной деятельности и способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с социальными партнерами и нести ответственность за результаты совместно принимаемых решений [17].

И. А Зимняя представляет социальную компетентность как собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности; моральную и правовую зрелость личности; личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к самому себе как к личности, субъекту жизнедеятельности, отношения к обществу, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми, отношения к деятельности [5].

Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач[7].

Т. В. Смолеусова считает, что с понятием социальной компетентностью непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентации. По мнению этого автора, высокая социальная компетентность отражается в следующих характеристиках: в готовности участвовать в совместном принятии решений; способности брать ответственность на себя, способности самостоятельно принимать решения; регулировании конфликтов ненасильственным путем; участии в функционировании общественных институтов [18].

Можно заметить, что авторы, определяя социальную компетентность и выделяя в ее структуре знания, умения и способы деятельности, определенные психологические качества, способности и свойства личности, вычленяют в психологической структуре социальной компетенции наряду с деятельностно-поведенческой составляющей (умения и навыки поведения, деятельности и общения) компоненты когнитивно-интеллектуального (знать, понимать, представлять, анализировать, оценивать и т. п.) и мотивационно-аксиологического характера (направленность, ценности).

Итак, социальную компетентность человека можно определить как некоторое целостное социальное качество, позволяющее ему успешно выполнять различные социальные роли, взаимодействовать с другими людьми. Социальная компетентность личности формируется в процессе образования и подразумевает активную, деятельностную позицию человека.

В термине "коммуникативная компетентность" ключевым является понятие "коммуникация", под которым, как правило, подразумевается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым "атрибутом" жизни каждого человека. Качество коммуникации зависит от информированности личностей. Интерпретация информации в процессе общения становится основой новых знаний, мыслей, речевых задач, способствует установлению общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.

С точки зрения современной антропоцентрической лингводидактики, коммуникативная компетентность рассматривается как категория, отражающая нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладение механизмами построения и перефразирования высказывания, умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой ситуацией, включающей параметры адресата, места, времени и условий общения, способность осуществлять сознательный и автоматический перенос языковых средств из одного вида речевой деятельности в другой, из одной ситуации в другую. Главным при обучении языкам является развитие личности обучаемого[44].

Такой подход к понятию "коммуникативная компетентность" предполагает рассмотрение языка не абстрагированию от человека, а в качестве принадлежности человеческой личности. В связи с этим особое значение приобретает социокультурный аспект коммуникативной компетентности, который помогает адаптироваться личности обучаемого в социальной действительности посредством изучения языка. Формирование коммуникативной компетентности с этих позиций делает обучение открытым для различных целей с учетом потребности личности. Многие ученые (И. Л. Бим, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, В. В. Сафонова) считают, что коммуникативная компетентность включает в себя знание норм и правил коммуникации, наличие коммуникативных умений и профессионально важных качеств, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе[35].

Коммуникативная компетентность - это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г. К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [4], а также на понятие коммуникативной компетентности Ю. М. Емельянова, С. Л. Братченко и Н. Б. Буртовой, рассматривающих коммуникативную компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств субъекта взаимодействия [5].

Таким образом, коммуникативная компетентность может быть представлена теоретической, практической и личностной составляющими.

Под теоретической составляющей мы будем понимать наличие знаний в области межличностного взаимодействия, умение найти необходимую информацию, ее источник, убедительно аргументировать свою позицию, стилистически и грамматически правильно оформлять высказывания, излагать информацию ясно, логично, доступно и выразительно.

В практической составляющей мы будем выделять сочетание умения восприятия себя, партнера по общению и самого акта общения (умение понимать настроение собеседника, слушать партнера, использовать личный опыт в общении).

Под личностной составляющей коммуникативной компетентности мы будем понимать комплекс коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей - эмпатия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).

Коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач[7].

Коммуникативная компетентность в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных (Г. М. Андреева, Е. В. Андриенко и др.). При этом коммуникация обозначает все информационные обмены, интеракция - процессы взаимодействия, а перцепция - восприятие и понимание людьми друг друга в процессе деятельности и общения[18].

Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с учащимися, на наш взгляд, оправдано, т. к. благодаря этим компетентностям у студентов налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, учащийся находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.

Существуют различные подходы к определению социально – коммуникативной компетентности. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным частям: качеством, знаниям, умениям.

В их число входят:

- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность;

характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.

- знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;

- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.

Э.Ф.Зеер под социально - коммуникативной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности[31].

Под социально - коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально - коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Социально - коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия[19].

Социально - коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями играемых человеком социальных ролей.

Она предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.

Одной из задач социально коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций.

В самом широком смысле социально - коммуникативную компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.).

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь[19].

Структура социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа представляет собой систему ключевых (информационно-коммуникативная, операционно-коммуникативная, оценочно-коммуникативная), базовых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, этиче­ская), специальных (социально-личностная, адаптивная) и частно-профессиональных (поведенческая, конструктивная, организаторская) компетен­ций, в каждой из которых определены знания, деятельность, способности, а также профессионально значимых личностных качеств специалиста[27].

В структуре социально – коммуникативной компетентности выделяют следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему педагогических способностей); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа.

Рассмотрим более подробно структурные компоненты социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа.

Мотивационно-ценностный компонент. У будущего педагога должна быть сформирована прежде всего положительная мотивация к педагогической профессии, которая является важной составляющей педагогической направленности. Педагогическая направленность, контексте господствующей в настоящий момент гуманистической парадигмы складывается из следующих параметров: положительное отношение к преподавательской профессии, интерес к работе; направленность на развитие личности студентов средствами своего предмета; желание постоянно совершенствоваться в преподавательской профессии.

Педагогическая направленность проявляется в центрированности на интересах студенчества, что очень важно для создания благоприятной атмосферы для максимального развития способностей, необходимых к дальнейшей профессиональной деятельности. Сформированная педагогическая направленность преподавателя, будучи фактором его нравственной и профессиональной зрелости, богатства и целостности внутреннего мира, может способствовать решению целей и задач, стоящих перед вузами на современном этапе их развития. Ценностное отношение к преподавательской деятельности проявляется через совокупность таких показателей, как понимание и оценка целей и задач преподавательской деятельности, осознание ценности профессионально-педагогических знаний, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом и др. [4].

Способности студента педагогического колледжа, обучающегося в СПО представлены системой собственно педагогических способностей и способностями, определяющими склонность к науке. Педагогические способности имеют следующую структуру: академические, дидактические, коммуникативные, организаторские, перцептивные, интеллектуальные, креативные, способность противостоять синдрому эмоционального выгорания.

Профессионально-важные качества (ПВК) будущего педагога, обучающегося в СПО. Компетентность преподавателя во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению со студентами, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Важными для преподавателя можно считать следующие личностные качества (социально-нравственные способности): спонтанную любознательность (главный стимул для усвоения необходимых ему специальных знаний и важный стимул для собственной исследовательской работы); нарастающий интерес к научным успехам в других областях исследования; научную выносливость; требовательность к себе; дисциплинированность, стремление к точности результатов; энтузиазм и прилежание в работе; критичность и самокритичность; умение ладить с людьми [2]. Преобладающими чертами СПО являются целеустремленность, настойчивость, терпеливость, толерантность, способность к фасилитации (повышению продуктивности и скорости деятельности под влиянием окружающих людей или представляемого образа другого человека), инициативность, творческий подход к решению каждой задачи воспитания, флексибельность (готовность к саморазвитию и самоизменению) и др.

Для систематизации профессионально-значимых качеств в модели мы ориентировались на классификацию А. В. Морозова, согласно которой все качества преподавателя можно разделить на четыре большие группы:

1) морально-этические - гуманность, интеллигентность, честность, порядочность, обязательность и др.;

2) коммуникативные - авторитетность, тактичность, толерантность и др.;

3) волевые - целенаправленность, упорство, выдержка;

4) организационно-административные -требовательность, склонность брать на себя ответственность и др. [3].

Когнитивный (знаниевый) компонент. Выделяют следующие группы профессиональных знаний, наиболее адекватно отражающих потребность формирования основ преподавательской культуры преподавателя, которые мы можем отнести и к преподавателю высшей школы: методологические (знания общих подходов, принципов, закономерностей развития, обучения и воспитания студенческой молодежи); психолого-педагогические (знания основ обучения и воспитания); специальные (знания преподаваемого предмета); методические (знания особенностей методики организации учебного процесса по преподаваемой дисциплине); знания в области информационных технологий и др.

Аффективный компонент затрагивает прежде всего эмоционально-волевую сферу личности. В этом компоненте мы выделяем, с одной стороны, положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, а с другой -способность к эмоционально-волевой регуляции поведения преподавателя.

Конативный компонент социально - коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа представлен системой профессиональных умений.

Среди профессиональных умений будущего педагога, обучающегося в СПО выделяют: проектировочные, конструктивные, информационные, организаторские, коммуникативные,, исследовательские, воспитательные.

Выделим более подробно содержание умений:

- устанавливать с обучаемыми социально-психологический коммуникативный контакт, обеспечивающий творческий характер процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого материала;

- нахождение наиболее сильных сторон личности студента и внушение ему уверенности в себе;

-умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе;

- формировать доверительные и доброжелательные взаимоотношения со студентами в межличностном общении;

- создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Рассмотренные выше компоненты социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе освоения педагогической деятельности проявляются в виде компетенций, т. е. способности реализовывать совокупность знаний, умений и навыков на практике.

Таким образом, в нашем исследовании мы считаем вслед за Е.А. Шумиловой, что социально-коммуникативная компетентность это способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия, межличностному общению, стремление к социальному взаимодействию. Структурными компонентами социально-коммуникативной компетентности являются: побудительно-мотивационный, операционально-действенный, рефлексивно-оценочный.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности формирования социально – коммуникативной компетентности будущих педагогов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...