Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по формированию социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа




Согласно логике нашего исследования мы переходим к следующему этапу – формирующему эксперименту. Формирующий этап экспериментального исследования проводился на базе СПО «Голышмановский агропедколледж». В данном эксперименте участвовала экспериментальная группа студентов в количестве 20 человек.

Основной целью формирующего этапа экспериментального исследования было определение эффективности предлагаемых педагогических условий и этапов формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. В процессе работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Помочь студенту осознать необходимость формирования социально – коммуникативной компетентности. Включить студентов в учебно – познавательную, творческую деятельность, направленную на формирование социально – коммуникативную компетентность;

2. Обеспечить системно – усложняющий характер учебно – познавательной деятельности студентов с учетом предшествующего и настоящего субъектного опыта, сконцентрированного на формировании социально – коммуникативной компетентности;

3. Обучить студентов умению применять полученные знания на других дисциплинах, планировать и проектировать свою деятельность, осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности позволяющие направить учебно – воспитательный процесс на формирование социально – коммуникативной компетентности.

Решение данных задач позволит студентам продвигаться к высокому уровню социально – коммуникативной компетентности и будет способствовать внутреннему изменению сущностных сил и потенциалов личности, направленному на сознательное, качественное изменение и управление своим развитием.

Достижение цели экспериментальной работы предопределило разработку и реализацию педагогических условий и этапов формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа. Нами были выделены следующие педагогические условия формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педколледжа:

· Обогащение содержания профессиональной подготовки знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства учебной и внеучебной деятельности;

· Включение студентов в социальное проектирование;

· Актуализация возможностей образовательной среды педколледжа за счет развития студенческого самоуправления.

В результате анализа результатов констатирующего этапа исследовательской работы нами были выявлены трудности негативно влияющие на организацию самостоятельной деятельности студентов: неуверенность в своих силах, узкий кругозор, нежелание и неумение осуществлять информационный поиск, недостаточная мотивация, побуждающая студентов к саморазвитию, слабое развитие рефлексии, низкий уровень активности, внутренняя несвобода, нерешительность, нежелание узнать и оценить себя. Именно на решение данных проблем направленно наше экспериментальное исследование.

Современные требования к организации и управлению образовательным процессом свидетельствуют о необходимости таких методов и приемов обучения, которые обеспечат немалый успех работы преподавателя со студентами. Главная цель любого преподавателя сделать обучение эффективным, а для этого обучающиеся должны быть максимально активными. Существующая практика преподавания, когда большую часть времени студенты проводят в аудиториях, слушая лекции, постепенно себя изживает во всем мире, поэтому целесообразно использовать при организации самостоятельной работы активные методы обучения.

В условиях личностно – ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студента. Он помогает выйти на конечный результат. Активное вовлечение студентов в педагогический процесс дает возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Таким образом, после определения сущности, содержания, структуры и педагогических условий мы выделили три этапа организации формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа:

1. Подготовительный (определение целей, представление об образе педагогического мира в социальном контексте);

2. Теоретико – практический (знания и опыт участия в социальных проектах, самоуправлении);

3. Обобщающий (проявляются и анализируются социальные качества студентов).

В ходе опытно – экспериментальной работы мы придерживались этих этапов формирования социально – коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа.

Современный специалист должен быть готов к проектированию и анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать устойчивым стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастающие темпы технологического развития общества требуют от современного специалиста кроме компетентности в своей области знаний, еще и творческого подхода к решаемым задачам, восприятию новых идей и методов, активного участия в инновационных процессах, готовности к постановке и решению педагогических задач.

Первый этап был подготовительный. На данном этапе происходит развитие представления студентов об образе педагогического мира в социальном контексте, насыщение учебных дисциплин социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях. Успешность данного этапа определяется особенностями образовательных технологий, наиболее эффективными являются диалоговые технологии.

Диалог как форму учебного взаимодействия учителя и учащихся блестяще использовали в своих философских школах Сократ, Платон, Аристотель. Эта эвристическая форма царила в истории античной культуры как высший педагогический образец, ее восприняли первые средневековые университеты в Европе, где в обучении широко использовались диспуты. К концу 20-го века культура постиндустриального общества нуждалась в обучении, которое приводило бы учащихся к пониманию жизни и ее ценностных смыслов. Диалог стал той формой обучения, которая оказалась способной вместить новые взаимоотношения учителя и учащихся в процессе учебной деятельности:

· Диалог – это прежде всего общение учителя с учащимися на уровне субъектов, это «встреча двух субъектов», как утверждал М.М.Бахтин. Он писал: «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается в процессе их диалогического общения».

· В диалоге на первый план выступает не информационная цель, не объясняющая(дидактическая), и даже не преобразующая (воспитательная), а стремление к взаимопониманию. Учитель как бы «настраивается» на актуальное состояние учащихся, принимая их такими какие они есть. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс назвал это состояние «конгруэнтностью» позиций учителя и учеников и считал, что без этого проявления истинного гуманизма диалог в обучении невозможен.

· Диалог дает возможность использовать в учебных ситуациях на только «знания-информацию», но и «знания-проблемы», «знания-смыслы». В ситуации диалога происходит продуктивный мыслительный акт: ученик получает от учителя вопрос, пытается на него ответить и сам задает вопрос.

· Вопрос учителя, как правило, уже предполагает известный ему ответ. Вопрос ученика – это импульс его мысли, рожденный в диалоге: он не знает на него ответа и хочет узнать, понять, открыть новый смысл. Наш выдающийся психолог Л.С.Выготский в книге «Мышление и речь» подробно исследует феномен «внутренней речи» ребенка и приходит к выводу, что эта форма детского размышления по природе своей – спор, дискуссия, диалог ребенка с самим собой. Именно во внуренней речи, как диалоге, считает Л.С. Выготский, воспринятые от взрослых слова, усвоенные в обучении понятия, приобретают свое, особое личностное начало, перерабатываются в собственные мысли ребенка.

· Решающий персонаж учебного диалога – ученик. Задача учителя не только помочь ему сформулировать вопрос, но и осознать свою позицию в диалоге, свое отношение к изучаемым проблемам, т.е. помочь в развитии рефлексии ученика.

· Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащихся, в значительной степени зависит от того, как, в какой форме осуществляется в нем такие значимые личностные процессы как коммуникация, взаимопонимание, рефлексия.

Рефлексия есть «педагогическая универсалия» инновационного обучения, предопределяющего культурологическую интеграцию двух технологических систем: «обучение знаниям» и «обучение мышлению».

Таким образом, на первом этапе формирования СКК очень важно развитие рефлексии, эмпатии, осуществляемое через диалоговое обучение. Происходит планирование курсов по выбору, способствующих формированию СКК. Примерами таких курсов могут быть: «Психолого-педагогические основы социализации личности мужчины и женщины (юноши и девушки)», «Социализация личности юношей и девушек: гендерные аспекты воспитания», «Формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности», «Педагогика толерантности», «Воспитание экологической культуры личности в контексте её духовно-нравственного развития».

Внеучебная деятельность организовывалась с учетом годового плана воспитательной работы, были запланированы и реализованы следующие мероприятия: дискуссионный клуб «Жизнь», дискуссия на тему: «Возможна ли дружба в современном мире».

Студенческий дискуссионный клуб «Жизнь».

Цель клуба:

· коллективное обсуждение проблем (этических, познавательных, социальных, психологических);

· формирование ценностей, установок;

· выработка умений слышать и слушать, понимать других, адекватно оценивать собственные возможности;

· расширять кругозор;

· учиться взаимодействовать в группе, участвовать в принятии групповых решений;

· способствовать развитию личности каждого участника групповой дискуссии.

Технология дебатов относится к активной форме обучения и представляет собой культурный спор, при котором происходит обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме.

Формат дебатов Карла Поппера разработан в Институте Открытого Общества в Нью Йорке в 1994 году. Правила этих дебатов сформулировал известный американский социолог Карл Поппер.

Если ты имеешь активную жизненную позицию, тебе интересно быть в курсе событий, у тебя есть своя точка зрения и ты можешь её отстоять, тебе нравится взаимодействовать с людьми, то наш клуб для тебя!

Ты можешь собрать свою команду из пяти человек, выбрать интересную, актуальную для тебя тему, ведь только в споре рождается истина.

Дискуссия на тему «Возможна ли дружба в современном мире?». Студенты второго курса сами выбрали тему для обсуждения, и поэтому во время разговора равнодушных не было. Важнейшие вопросы: возможна ли дружба в нашем современном мире, в котором господствует практицизм и каждый старается только для себя? можно ли вообще говорить об истинных, «настоящих» друзьях? возможна ли настоящая дружба между мужчинами, между женщинами, а также между мужчиной и женщиной? чья дружба крепче и совершеннее - мужская или женская? - всех заставили задуматься.

Мнения разделились, и ведущим дискуссии не всегда было просто контролировать ход обсуждения. В своем вступительном слове они объявили тему дискуссии, дали ей обоснование и сформулировали проблему и цель дискуссии, а также определили ключевые понятия и тот ряд вопросов, который был предложен темой. Самой большой отклик вызвал вопрос о природе дружбы и любви. Большинство утвердилось во мнении, что даже в нашем жестоком мире есть место настоящей дружбе, и нельзя говорить, что её нет или она как-то изменилась. Вот мнение: «Безусловно, дружба нужна, она нужна всем и всегда. Ведь дружба предполагает общение, доверие, понимание, взаимность и искренность, а кто сможет без этого прожить? Друг - враг, дружба - вражда, знакомый - товарищ - приятель - симпатия - любовь... В рассуждении о дружбе провести данные параллели просто необходимо, ведь без этого невозможно понять, что такое дружба, понять, кто рядом с тобой - близкий друг или приятель, а может скрывающийся за маской враг?.. Настоящие, искренние, близкие, вечные друзья - сейчас многие так любят бросаться такими словами, ничего в них не вкладывая. А как или чем проверяется дружба? Во-первых, расстоянием. Во-вторых, временем. Если не поддерживать общение, любая начинающаяся дружба может сойти на нет. В-третьих, говорят, что друг познается в беде. Я согласна с этим, но не полностью. Да, друг посочувствует, поможет в беде, ведь как иначе: он должен, он понимает, что нельзя отказать человеку, который тебе доверяет. Но я думаю, что настоящий друг не только поможет в несчастье, но и порадуется вместе с человеком. Ведь сочувствовать умеют все, это можно делать, абсолютно ничего в это не вкладывая. А вот порадоваться за человека может не каждый. О дружбе можно рассуждать вечно, как, например, о смерти и жизни, любви, времени... Скажу просто: дружба нужна!»

Сторонники противоположного мнения утверждали, что дружбы в ее лучшем понимании не существует, что очень недальновидно обманываться на этот счет и очень больно будет потом падать - проверено, к сожалению, на личном опыте. Дружба - понятие сугубо практичное: два человека общаются друг с другом, пока им это выгодно или интересно, дальше параллели расходятся, либо, что гораздо хуже, пересекаются. Дружба очень ранима.. и многие люди в ней разочаровываются, но это не значит, что ее вовсе не существует. Просто многие не могут или, скорей, не хотят принимать «правила ее игры».

Еще один вопрос, предложенный ведущими, вызвал жаркий спор: а каким отношениям можно присвоить статус дружбы? Например, бытует мнение, что женской дружбы как таковой никогда и не существовало, что между дамами возможны только легкомысленные и - в первую очередь - практичные отношения. А разговоры между «подругами» просто невозможно слушать.
«Статус дружбы можно присвоить только честным, искренним отношениям, когда в них есть взаимное желание добра друг другу и готовность бескорыстно помочь в любую минуту плюс - душевная близость естественно» (из выступлений).

Опросы мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет, которые провели в Великобритании, Италии, Японии, Гонконге, показали, что есть некоторые неписаные правила дружбы, одинаково признаваемые в разных странах. Этот неписаный «кодекс дружбы» включает в себя следующие 13 основных правил:


делиться новостями о своих успехах;
оказывать эмоциональную поддержку;
добровольно помогать в случае нужды;
стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
быть уверенным в друге и доверять ему;
защищать друга в его отсутствие;
возвращать долги и оказанные услуги;
быть терпимым к другим его друзьям;
не критиковать друга публично;
сохранять доверенные другом тайны;
не ревновать и не критиковать посторонние личные связи друга;
не быть назойливым, не поучать;
уважать внутренний мир и автономию друга.

К самым важным относят первых шесть правил.
В процессе обсуждения все сошлись во мнении, что найти себе друга непросто и что оформить дружбу - серьезное психологическое испытание. Прежде всего, слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад об этом писал Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике. То есть, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинстве случаев слово «дружба» имеет мало общего с привычными нам представлениями о настоящем друге. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас «безликой массы». Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Если к ним приходит успех, мы не радуемся за них, как за самих себя. Это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но можно ли называть дружбой такие отношения?

Существует и коллективная солидарность. В этом нет ничего личностного: человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами.

Еще один вид «не-дружбы» - функциональные отношения, то есть дружба между компаньонами. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
И, наконец, симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово «дружба» следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Так существует ли настоящая дружба в мире? «Конечно, нет!», - скажут одни. «Конечно, да», - скажут другие. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: «Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства».

«Так что же мы понимаем под словом "дружба"? - спрашивали ведущие. Мы все, казалось бы, всё знаем о дружбе. Так жива ли дружба в современном мире? Дружба продолжает оставаться основным элементом нашей жизни. Основные характеристики дружбы тоже не изменились.
«От друга я жду, что его представление обо мне совпадает с моим собственным или не сильно от него отличается. Если он оценивает меня положительно, он не должен преувеличивать мои достоинства. Если его мнение обо мне окажется слишком восторженным, я могу заподозрить его в лести. Если же оно сугубо отрицательно и сильно отличается от того, что я сам о себе думаю, он ко мне несправедлив, а это противоречило бы сущности дружбы» (из выступления).

«От друга я жду понимания. Все остальные могут меня не понимать. Но если меня не понял друг - это уже катастрофа. Любовь может быть возвышенной и убогой, героической и глупой, но она никогда не бывает справедливой. Царство справедливости не только любовь, а дружба» (из выступления).
Вот к каким выводам пришли все мы к финалу дискуссии: дружба запрограммирована на радость, потому что она основана на свободе. Дружба - это неожиданный дар. Дружба ранима, вот почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила ее игры. Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.

Второй этап - теоретико – практический - на этом этапе студенты включаются в процесс социального проектирования.

Одним из интенсивных ме­тодов включения юных российских граждан в общественную жизнь является, по мнению разработчиков из Министерства образования, социальное проектирование. Среди всевозможных организационных вопросов акции, что особенно важно (и собственно в организацион­ном, и в научном плане), определяются критерии оценки проектов и методика работы команд над социально значимыми проектами.

К критериям оценки проектов инициаторы относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных про­блем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов на эти критерии можно ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.

Почему уделяется серьезное внимание созданию и работе ко­манд? Объяснить просто: содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы, даже малые, обычно в одиночку не решаются - только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию. Методика работы команд, согласно этому документу, состоит из нескольких стадий:

Ø Подготовка к работе над проектом.

Ø Выбор проблемы.

Ø Сбор информации.

Ø Разработка собственного варианта решения проблемы.

Ø Реализация плана действий команд.

Ø Подготовка к защите проекта.

Ø Презентация проекта.

Ø Рефлексия (анализ).

 

IV Возможность самовыражения
III Практическая значимость
I Актуальность учебного материала
II Комфортность общения
Рефлексивная мишень

 

Подготовке к защите как стадия работы над проектом де­монстрирует существенное отличие учебного проекта от иных, став­ших привычными, форм обучения.

Подготовка к защите включает в себя работу всей команды:

Ø оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно пред­ставляющими суть проекта);

Ø подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от ко­манды могут принимать участие в изложении сути найденного реше­ния проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, ви­деофильмом и прочими техническими средствами);

Ø подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

Ø создание специальной папки документов (портфолио), в кото­рой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Портфолио студента – это форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения. Цели портфолио: показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его (её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал;

• привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике;

• сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики[39].

Портфолио могут лучше всего использоваться, чтобы оценить способность и готовность студента к профессиональной деятельности, т.е. оценить его компетентность. Документы (файлы) для включения в портфолио должны выбираться и студентами, и преподавателями в соответствии со взаимным соглашением.

Для включения студенческой рефлексии в технологию портфолио (что желательно), необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вы­звать интерес, пробудить творчество.

На подобных защитах ребята демонстрируют знание содержа­ния проблемы, умение компетентно представить вариант ее решения, аргументировано и четко отвечать на вопросы, отстаивая разрабо­танную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

До 90-х годов проектирование в образовании было немыслимо для широкой образовательной практики, оставаясь преимущественно научным методом. В настоящее время картина изменилась. Эмпирические иссле­дования практиков в ряде случаев значительно опережают теоретические.

Социальный проект: «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения». Цель проекта – подобрать и внедрить в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.

Программа имеет следующую логику построения:

- предлагается ведение воспитательной работы по двум блокам в каждой группе: 1 блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность, 2 блок – создание воспитательной среды, формирующей толерантную личность, и вооружения его способами толерантного взаимодействия.

Для реализации задач второго блока деятельность руководителя и коллектива организуется по следующим направлениям:

1) познание и принятие себя (толерантность к себе) как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье; формирование социальных компетенций;

2) познание и принятие культуры малой Родины, формирование толерантности к своему народу; формирование ценностно-смысловых компетенций;

3) Познание и принятие других людей, их культуры, взглядов, вероисповедания; формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.

Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно от направления к направлению. Жизненные компетентности постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.

Социальный проект: «Равные, но разные: взаимодействие в поликультурном городе». Основная цель данного этапа развития межэтнической толерантности среди молодежи, формирование их межэтнической компетентности.

Задачи:

1. Разработка и реализация программы подготовки добровольцев-волонтеров среди студентов специальности «педагогика».

2. Организация и проведение мероприятий добровольцами-волонтерами, способствующих формированию установок толерантного сознания у молодежи.

Основное содержание реализации социального проекта

1. Разработка и реализация программы подготовки добровольцев-волонтеров среди студентов специальности «педагогика».

В основе программы - формирование установок толерантного сознания среди студентов специальности «Социальная педагогика». В связи с этим необходима организация специальных занятий, которые призваны дать знания студентам основ толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, а также научить основным приемам работы при осуществлении межкультурных контактов. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия, конгруэнтность, толерантность.

Следует отметить, что построение обучения на опыте участия студентов – будущих социальных педагогов в работе общественных служб позволяет усилить такие важные стороны подготовки специалиста, как апробация опыта выполнения общественных обязанностей, связанного со становлением внутренней, нравственной позиции; актуализация переживаний причастности к социально значимым процессам и общественным явлениям, способствующим формированию социальной и альтруистической мотивации, гражданской позиции будущего специалиста; формирование коммуникативной составляющей профессиональной компетентности в ситуациях межличностного взаимодействия с различными слоями и группами населения.

Цель: развитие у студентов навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии в условиях активизации этнических стереотипов и предубеждений

Задачи:

- Осознание влияния этнических стереотипов и предубеждений на собственное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия.

- Развитие навыков рефлексии своего поведения в условиях групповой дискриминации.

- Осознание влияния активизации стереотипов и предубеждений на чувства и состояния «объектов стереотипизации».

- Выработка стратегий совладания с негативными этническими стереотипами и предубеждениями.

- Изменение установок и субъективных норм, усиление саморегуляции.

- Развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии.

- Моделирование позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Продолжительность программы подготовки - 30 часов. Специфика подготовки волонтеров предполагает удобное для посещения время занятий, достаточно гибкую по времени программу, и может занимать до 2-3 месяцев.

Структура программы

I блок «Я познаю себя»

Цель: развитие навыков рефлексии своего поведения; изменение установок и субъективных норм, усиление саморегуляции; развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии.

Формы работы:

1. Тренинг личностного роста (участники – студенты-добровольцы);

2. Тренинг общения (участники – студенты-добровольцы);

3. Студенты на обучающих семинарах и тренингах, проводимых психологами, получают первичную подготовку по различным вопросам профилактической работы. К этой деятельности необходимо привлечение специалистов общественных организаций, правозащитников, специалистов по связям с общественностью, специалистов по работе с молодежью, представителей СМИ и др. Основная цель занятий - подготовить волонтеров к самостоятельной работе в молодежной среде по следующим направлениям:

1. Распространение доступной информации о причинах, формах и последствиях проявления межэтнической некомпетентности, интолерантности.

2. Психологическая подготовка волонтеров к работе с молодежью.

3. Самосовершенствование участников волонтерских групп.

4. Обучение профессиональному взаимодействию с молодежью в вопросах межэтнического взаимодействия, основным принципам организации этой работы.

5. Привитие навыков преодоления трудных жизненных проблем.

II блок «Я в мире других »

Цель: развитие навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии.

Формы работы:

1. Лекции: «Полиэтническое общество: установки на толерантность и взаимодействие»; «Этническая компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального педагога». Круглый стол «Этническая картина мира: разнообразие или плавильный котел?».

2. Тренинг «Жить в мире» (участники – студенты-добровольцы специальности.

III блок «Свой мир Мы строим сами»

Цель: развитие навыков взаимодействия, организации совместной деятельности.

Методы и формы работы:

Проектная деятельность студентов специальности «Социальная педагогика» (разработка занятия, разработка сценария, подготовка и проведение этнокультурного праздника, организация социально значимого полиэтнически ориентированного мероприятия).

Критерии эффективности реализации программы подготовки волонтеров: популярность идеи и деятельности волонтерского движения в молодежной среде; рост числа добровольцев.

Предполагаемые результаты: привлечение к работе с добровольцами достаточного количества профессионалов (педагогов, психологов, представителей общественности); увеличение числа студентов – добровольцев, работающих по программе формирования этнической компетентности, установок толерантного сознания среди молодежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...