Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список тем исследовательских работ




1. В западных странах развит такой механизм финансовой поддержки студентов, как образовательный кредит. В России попытки введения различных программ образовательного кредитования не увенчались успехом. С чем это может быть связано?

2. Каким образом существующие в различных странах системы отбора абитуриентов в вузы влияют на доступность высшего образования и почему?

3. Несмотря на то, что в последнее время появились поисковые системы бронирования авиабилетов и отелей, многие туристы по-прежнему пользуются услугами туристических агентств, часто переплачивая за предоставляемые услуги. Свидетельствует ли это об ограниченной рациональности туристов?

4. Как правило, если у работодателя есть выбор между равнозначными кандидатами, один из которых имеет диплом о высшем образовании, а другой его не имеет, с большей вероятностью, позицию предложат первому кандидату. Однако молодые специалисты зачастую могут иметь либо только диплом, либо только опыт работы. Что для работодателя важнее? Выполняет ли диплом о высшем образовании функцию сигнала на российском рынке труда?

5. Несмотря на то, что ФЗ четко прописывает процедуры проведения государственных закупок, уровень коррупции в российском госзаказе не снижается, поскольку стадии закупки до и после проведения торгов практически не урегулированы. Каким образом можно снизить коррупцию в госзакупках на этих стадиях?

6. ЦБ и Минфин готовят повышение планки страхования вкладов с 700 тыс. до 1 млн рублей. Всегда ли повышение "потолка" компенсации положительно сказывается на стабильности банковского сектора?

7. Чем можно объяснить выбор банка стратегии дополнительного кредитования неплатежеспособного клиента в течение длительного времени, вместо начала процедуры его банкротства (evergreening)?

8. В обществе достаточно распространено мнение, что институционально закрепленные регулярные выборы законодательной и исполнительной власти способствуют экономическому росту и развитию. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

9. В академической литературе в последние 10 лет получила распространение точка зрения, что колониальное прошлое стран оказало решающее влияние на их богатство сегодня. Каков, по-вашему, механизм влияния колониального прошлого на сегодняшнее состояние экономики страны?

10. Сегодня ученые наряду с привычными физическим и человеческим капиталом, выделяют такое понятие как социальный капитал. Роберт Патнэм относит к показателям социального капитала социальное доверие, нормы взаимодействия и социальные сети. Является ли наличие большого запаса социального капитала (используя определение Патнэма) необходимым и/или достаточным условием экономического развития страны?

11. Экономисты рассматривают человеческое поведение как результат материальных стимулов. Однако, в реальной жизни велика роль и нематериальных мотивов. Какую роль играют культурные нормы и неформальные институты в экономических решениях и экономическом поведении?

12. Сравнение путей экономического развития разных стран показывает, что существует очень сильная связь между прошлым и настоящим - страны, которые были богатыми (бедными) 50 или 100 лет назад с высокой вероятностью остаются такими же и сегодня. Одно из объяснений такой устойчивости - это исторические события, которые определили эволюцию национальных экономик. Каким образом история влияет на экономическое развитие, каков основной механизм этой взаимосвязи?

13. Почему в одних странах «списывание» в университетах очень распространено, а в других почти не встречается? Какими факторами можно объяснить распространенность списывания? Каким образом можно бороться со списыванием?

14. Существует мнение, что новостные агрегаторы и блоги нарушают авторское право, представляя выдержки из сообщений новостных агентств и ведущих газет. Так ли это? Каким образом деятельность агрегаторов и блогов отражается на прибыли новостных агентств и газет?

15. В экономической литературе часто считается, что устойчивая (в смысле отсутствия переворотов) демократия является предпосылкой экономического роста и развития. В то же время, некоторые недемократические страны (например, Сингапур) демонстрируют не меньший рост и развитие, чем многие демократические страны. Как вы считаете, необходим ли переход от "недемократии" к демократии для развития экономики страны?

16. "Вашингтонский консенсус" принятый в 1989 году Всемирным банком, МВФ, и другими международными организациями включал в себя описание институтов (например, института защиты прав собственности) и их форм, которые существовали на тот момент в развитых странах, и рекомендации относительно внедрения такого рода институтов в развивающихся странах. Как вы считаете, является ли такая политика реформ и внедрения институтов жизнеспособной?

17. Мы достаточно часто сталкиваемся со случаями недобросовестного поведения чиновников, что приводит к росту трансакционных издержек при получении государственных услуг. В последнее время в России предлагаются различные способы решения этой проблемы: от регламентации деятельности государственных служащих до передачи информации о случаях недобросовестного поведения чиновников до сведения высших должностных лиц. Какие меры могли бы привести к снижению трансакционных издержек населения при получении государственных услуг?

18. Во многих странах лотереи используются для распределения прав (вид на жительство, лицензия на охоту) и обязанностей (выбор присяжных, военный призыв). Почему данный механизм не используется для распределения материальных ресурсов?

19. Начиная с 1998 года, рестораны Лос-Анджелеса обязаны вывешивать результаты последней проверки санитарной инспекции на входе в заведение. Исследования показывают, что данная мера позволила значительно сократить число отравлений и инфекционных желудочных заболеваний. Кроме того, сразу после введения данной нормы выручка ресторанов с высокими оценками значительно увеличилась. Однако рестораны большинства других городов США, в том числе Сан-Франциско, обязаны предоставлять результаты инспекции лишь по требованию потребителей. Как такое различие в правилах может влиять на поведение потребителей и выручку ресторана?

 

Планы семинарских и практических занятий

Семинар 1. Введение в институциональный анализ

План занятия:

Сообщения

v Общие ментальные модели и культура (Основные составляющие экономической культуры. Пирамида экономической культуры. Ценности, нормы и правила).

v Понятие института (Определения, которые были предложены представителями старой и современной институциональной школы. Обсуждение различных подходов к определению понятия института. Формальные и неформальные институты. Внешние и внутренние институты. Институциональная среда. Институциональная структура).

 

1. Теория игр как инструмент интеграции институтов в экономическую теорию. Модели институционального поведения: «Правила движения» «Дилемма заключенных» «Права собственности» «Конфликт полов». Доминирующая стратегия. Виды равновесий.

2. Формирование и функции правил. Генезис правил: эволюционное формирование и директивное введение «сверху». Институциональные соглашения.

3. Механизмы принуждения к соблюдению правил (санкции). Виды санкций (автоматические санкции, вина, стыд, информационные санкции, двусторонние санкции, многосторонние санкции).

4. Понятие института. Обсуждение различных подходов к определению понятия института. Формальные и неформальные институты. Взаимодействие формальных и неформальных институтов.

5. Институциональная структура общества. Институциональная среда. Роль институтов в функционировании экономической системы. Взаимодействие индивидов и институтов.

6. Модель человека в институциональной экономике. Концепция ограниченной рациональности. Оппортунистическое поведение.

Основные понятия: игровая модель взаимодействий, матрица выигрышей, доминирующая стратегия, ограниченная рациональность;оппортунизм;несовершенная информация;неоднородность товара;удовлетворенность против максимизации; эффект постановки проблемы; поиск внутренних обоснований для выбора; близорукость при принятии решений; неопределенность внешней среды; актор; социальная сеть.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «методом» теории? В чем преимущества и недостатки «рассказывания сказок» и формализованных моделей?

2. Почему институциональная теория «говорит» на языке теории игр, а не традиционного для неоклассики математического аппарата?

3. Какое понятие в игровой модели взаимодействий в упрощенной форме отображает: а) социальные роли индивидов, б) единичный акт взаимодействия, в) цель поведения индивидов, г) возможные последствия различных актов взаимодействия индивидов.

4. Придумайте координационную проблему с фокальной точкой. Какая из базовых моделей теории игр наилучшим образом иллюстрирует идею «фокальной точки»?

5. Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. Приведите примеры из вашего повседневного поведения потребителя.

6. Дайте определение «института», которое, на Ваш взгляд, более полно отражает его сущность.

7. Как, с помощью каких исследовательских процедур, можно выделить среди различных наблюдаемых регулярностей в поведении людей те, которые обусловлены существованием институтов?

8. Являются ли институты общественными благами? Если являются, в чем для них заключается общий эффект недопроизводства общественных благ?

9. Как формируется система неформальных институтов в обществе. Свяжите процесс формирования институтов с их устойчивостью.

10. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными правилами.

11. В чем отличие институтов от организаций? Проиллюстрируйте ваши рассуждения на конкретном примере.

Тесты:

1. Поведенческая модель, рассматриваемая в рамках НИЭТ, не предполагает: а) полную рациональность; b) ограниченность «правилами игры», установленными в обществе; c) неполноту информации; d) оппортунизм.

2. Неопределенность внешней среды приводит к: a) полной рациональности; b) совершенству информации; c) активизации деловой активности; d) росту трансакционных издержек.

3. НИЭТ изучает в определенной степени: a) производственные отношения; b) организационные технологии; c) Парето оптимальное распределение ресурсов; d) экономику в вакууме.

4. Выберите все верные утверждения: а) любой эгоист является индивидуалистом; b) любой индивидуалист является эгоистом; c) индивидуализм исключает проявления альтруизма; d) индивидуализм и эгоизм являются синонимами.

5. Для совершенно рационального экономического агента характерно: а) отсутствие издержек принятия решений; b) чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений; c) нейтральность к риску; d) выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом.

6. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует: а) следование принципу оптимизации; b) наличие трансакционных издержек; c) неоднородность производимого им товара; d) неполнота предпочтений.

7. Близорукость при принятии решений предполагает: а) отрицательное отношение к риску; b) эффект постановки проблемы; c) игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений; d) высокую роль фактора нетерпения при принятии решений.

8. Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди: а) демонстрируют различное отношение к риску; b) делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод или в терминах издержек; c) делают разный выбор при формулировке вопроса в устном или письменном виде; d) не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...