Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип целостности в иссл-ях шк.К.Левина.




Теория нем пс-га К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точн наук – физики, мат-ки. Заинтересовавшись в ун-те пс-ей, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксп-та, сделав ее объективной и экспер-ной. Сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-пс-и. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу пс-кого, так и с попытками в кач-ве объективной основы экспер пс-и выбрать физич науку. Однако в отлич от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека.

Свою теорию лти Левин разрабатывал в русле гештальт-пс-и, дав ей название "теория психол поля". Лть живет и развив-ся в психол поле окр ее предметов, кажд из кот имеет опред заряд (валентность). Для кажд чка эта валентность имеет свой знак, хотя сущют такие предметы, кот для всех имеют одинаково притягат или отталк силу. Воздействуя на чка, предметы вызывают в нем потр-ти, кот Левин рассм-л как своего рода энергетич заряды, вызывающие напряжение чка. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потр-тей – биол и соц (квазипотр-ти). Потр-ти в стр-ре лти не изолированы, они нах-ся в связи др с др, в опред иерархии. При этом те квазипотр-ти, кот связаны м\у собой, м. обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряж систем. Возм-ть коммуникации, с его т. зр., ценна тем, что делает пов-е чка более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать разл барьеры и находить удовл выход из сложных ситуаций. Т.о., чк не привязан к опред дей-ю или способу реш-я ситуации, но м. менять их, разряжая возникшее у него напряж-е. Это расширяет его адаптационные возможности. Особ-ти когнит процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) тоже связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Иссл-я Левина док-ли, что не только сущ-щая в дан момент сит-я, но и ее предвосхищение, предметы, сущ-ие только в сознании чка, м. определять его дть. Наличие таких идеальн мотивов пов-я дает возм-ть чку преодолеть непоср влияние поля, окр предметов, встать над полем. Такое пов-е он называл волевым, в отличие от полевого, кот возникает под влиянием непоср сиюминутного окружения. Т.о., Левин приходит к важному для него понятию времен перспективы, кот определяет пов-е ч-ка в жизн простр-ве и яв-ся основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление времен перспективы дает возм-ть преодолеть давление окр поля, что особ важно в тех случаях, когда чк находится в сит-и выбора.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах орг-ма, к представлению о системе "оргм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамич целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивац напряжение м. б. создано как самим индивидом, так и др людьми. Тем самым за мотивацией признавался собственно психол статус. Она не сводилась более к биол потр-тям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Т.о., К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.
29. Разработка теории бессознательного в классическом психоанализе З. Фрейда.

Начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больным комплексы, которые будучи вытесненными из сознания вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоц сферы и пр). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальными.

Является основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к сл: источником активности ч-ка явл-ся инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа кот-х, по мнению Фрейда неизвестна и непознаваема. В основе этого учения лежит биологическое начало в ч-ке.

Важным аспектом его теоретического мышления явл-ся предположение, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чув-во или действие имеют свою причину; он ищет и описывает скрытые связи, к-рые соединяют одно сознательное событие с др. Если мысль или чувство кажутся несвязанными с предшествующими мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном. Если эти бессознательные связи обнаруживаются, кажущаяся бессвязность этим разрушается.

Большая часть сознания бессознательна; здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты.

 

Бессознательное нужно понимать в динамическом смысле «…такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они м\бы стать сознательными», «…состояния, в к-ром они находились до осознания – вытеснение». «Бессознательное» применяется только к вытесненному динамическому бессознательному, в то время как латентное бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется предсознательным.

«Вытесненное сливается с оно и есть только часть его». Оно (Ид) содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции – кроме всего прочего, сл-но, те инстинкты, к-рые возникаю в соматической организации, и к-рые в Ид находят первое психическое выражение. Это первоначальная, основная, наиб центральная стр-ра личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго.

Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособленно от Я, первоначально пребывающего в предсознании. «Я старается содействовать влияниям внешнего мира на Оно. Стремится заменить пр-п удовольствия, к-рый безраздельно властвует в Оно, п-пом реальности. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворяет то, что м наз-ть разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти. Большое функциональное значения Я заключается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению – оно превращает волю Оно в действие, как будто это было его собственной волей»

Оно

Развивается из Ид по мере того как р-к нач-т осознавать свою личность. Из Эго развивается Суперэго, к-рое служит цензорам Дсти и мыслей Эго. Это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, к-рые создают запрещения в личности.

Ч-к рождается с опред-м кол-вом сексуальной энергии(либидо), к-рая затем проходит в своем развитии ч\з неск-ко психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Но в процессе этого развития возможны разного рода фиксации. Т о стр-ра личности кажд индивидуума хар-ся в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, к-рой он достиг или на к-рой произошла фиксация. Главным фактором, определяющим развитие ч-ка явл-ся сексуальные инстинкты. Все инстинкты рождаются в Ид. Фрейд дал описание двух основных влечений: влечение к жизни и влечение к смерти. Все инстинкты стремытся к своему проявлению посредством Я, но здесь включаются защитные механизмы Эго, помогающие выявить наприемлеме инстинктивные импульсы и способствовать их удовлетворению надлежащим образом в подходящее время(вытеснение, проекция, замещение, рационализация и искажение раельности).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...