Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рос пс-я в постсоветский период




Появление своеобразных альтернативных течений.

Западные ученые стали приезжать сразу после открытия «железного занавеса». На них можно было посмотреть, побеседовать и поспорить с ними, можно было увидеть гуманистическую психологию не как букву и абстракцию, но как живую, воплощенную вещь. Они прорвали для многих ту завесу лжи и недоумения, которая образовалась за эти годы вокруг зап пс-и и, прежде всего, ее гуманистических аспектов. Кроме того, это дало мощный толчок к разв-ю в стране различ (не только в русле гуманистич пс-и) видов практич психол помощи. Вслед за Франклом и Роджерсом стали приезжать видные специалисты в области гештальт-терапии, семейного консультирования, поведенческой терапии и др. Начались прямые контакты.

В постперестроечные годы появилось достаточно много интересных и ярких работ отеч психологов разных поколений. За каждой из них можно обнаружить опору на те или иные представления, образы, модели человека.

мировоззренческие линии.

1. марксистская ориентация. Она перестала быть обя­зательной, насаждаемой, единственной, однако долгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, от которого невозможно отказаться в одночасье.

2. ориентация на совр зап концеп­ции, их ассимиляция и адаптация.

3. связано со становлением гуманитарного подхода, с переориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным.

4. нравстенно-ориентированная линия, связанная с соотнесением, сопряжением психологии и этики.

5. христиански ориентированное направление, поскольку христианские представления о человеке рассматриваются в нем как опорные, исходные для психоло работы.

Направления эти представлены на сегодня в отеч пс-и весьма неравномерно. Первое (марксистское), лишившись гос поддержки, идет явно на убыль. Второе (запад­ническое), напротив, испытывает несомненный подъем, буквально заполняя, затопляя психологическую печать, а — главное — умы и души нового поколения профессионалов. На фоне этой экспансии весьма скромными выглядят успехи и распространение трех последних подходов — гуманитарного, нравственно ориентированного и христианского. Принципы гуманитарной пс-и и христианской пс-и находятся лишь в стадии начального оформления. Что касается нравственной психологии, то сама возможность ее постулирования стала обсуждаться совсем недавно.
47. Вюрцбургская школа.

Вюрц.школа в псих.знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато эксперим.иссл-е мышления.Она была осн.нем.уч. Освальдом Кюльпе,уч-ком Вундта. Возглавив лабор.в Вюрцбурге он выступил против своего учителя.

К важным достиж.вюрц.школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психол.контуры. Прежде считалось, что законы мышл.- это зак.логики, выполняемые в индивид.сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоц.принцип явл.всеобщим, психол.сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет соб.св-ва и законом-ти,отлич.как от логических, так и от ассоциативных. Изменение инструкции интроспект.метода, кот.дается испыт.перед нач.экспер-та, привело к тому, что гл.вним-е в раб.Кюльпе было сконцентрировано уже не на рез-ах деят-ти (скорости ответа, его точности), а на ее процессе. Он фактически начал эксперим.изучать процесс мышления.

Вюрц.шк.вводила в психол.мышление новые переменные: установку (мотивац.переменную), возник.при принятии задачи; задачу (цель), от кот.исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умств., а не чувственные образы). Наиб.существенным моментом у вюрцбургцев явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию "сверху", отправляясь от высших форм интел.поведения. Но парал-но шел процесс внедрения этой категории "снизу", на ур. иссл-я элементар.приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для кот.детерминантой явл.проблема, а не сам раздражитель.Эта проблема возник.лишь при наличии у организма потребности (понятие об установке у вюрцбургцев). Нарцисс Ах реализовал в эксперименте предположение Кюльпе о том, что испытуемый "преднастроен" на выполнение задачи. Такую "преднастройку" он обозначил термином "детерминирующая тенденция", или "установка сознания". Последний термин звучал парадоксально, поскольку из опытов следовало, что эта тенденция (или установка) не осознается. Вскоре Ах внес в лексикон школы еще один термин - "сознанность", чтобы обозначить особое (несенсорное) содержание сознания. Главная работа Аха в вюрцбургский период "О волевой деятельности и мышлении". Карл Бюлер работал в Вюрцбурге. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными". Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга процесс мышления изучал Отто Зельц. Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о процессе решения идеей о возможности предвидеть его рез-т уже в начале мысл.д-ти.


Гуманистич пс-я.

В конце 50х в Зап пс-и наряду с пс-зом и бих-змом появляется новое напр-е. В отличие от т. Вундта, Фрейда и Уотсона, кот декларировали свою независ-ть от фил-и, гуман пс-я с самого начала была тесно связана с экзистенц фил-ей (с работами Ясперса и Хайдеггера), хотя никогда не яв-сь его психол дубликатом.

Благодаря экзистенц фил-и, пс-ги впервые по-новому обратились к пробл чка. Суть экзист позиции: существование предшествует сущности, т.е. в чке нет предзаданных сущностей, он сам творит себя самого. Жизнь рассм-ся ка своеобр личностный тест, кот кажд чк выполняет собств выборами и собств усилиями.

Опираясь на экзистенц фил-ю, гум пс-я:

- критикует бих-зм, кот интересует только то, как чк дей-ет, но не интересует, как он любит, мыслит, ощущает

- критикует фрейдизм за отрицание значимой роли сознания в жизни чка и за то, что чк для психоаналитика – только клиент, объект, а не лть сама по себе.

Гум пс-я в отличие от этих двух напр-й стремится понять то, что делает чка чком: отношение, мечты, мотивацию, эмоции, притязания. Отвечая на соц запрос, гум пс-я обращается к 5 осн чертам массового сознания амер об-ва и формулирует их как:

- проблема одиночества,

- проблема идентичности

- проблема авторитета

- проблема смысла

- кризис ценностей.

Программные положения гум пс-и: Бьюдженталь:

- чк как целостное сущ-во больше суммы его составляющих, чка надо изучать целостно

- бытие чка раскрывается в контексте его отн-й, понимать чка надо через взаимоотн-я его с др людьми

- Чк осознает себя, главным объектом изучения д.б. сознание, самосознание, самопонимание.

- чк имеет выбор, его надо рассм-ть как активного творца своей судьбы

- чк интенциален, ориентирован на будущее, осознает, понимает цель, ценности и смысл своего бытия.

Осн целью гум пс-и яв-ся изучение знаков пов-я и динамики эмоций здорового чка, достижение кот предполагает многообразие задач (их решение). 4 главных:

1. Сосредоточение на лти и личном опыте как первичн феноменах, присущих чку. Теор изложение и внеш пов-е яв-ся вторичн по отн-ю к собств опыту

2. Важнейш яв-ся такие чел кач-ва, как выбор, творчество, оценка и самоактуализация

3. Предпочтение отдается таким хар-кам, как полнота и целостность в изуч-и чка. Отрицается возм-ть получение объективн рез-тов при исслед-и отд хар-к их процессов.

4. Признание чел достоинства как самост ценности и установки на разв-е потенц возм-тей кажд чка.

Иссл-лей интересовал процесс открытия кажд чком своего бытия в сопоставлении с др людьми в разл соц условиях

Для более глубок понимания гум пс-и – нек высказ идеи:

- Бюлер - осн предмет гум пс-и – изуч-е чел жизни как одного целого. Использовала понятие «САМ» - понятие принадлежности, самости. Это понятие – осн система, интегрирующая базовые тенденции в разв-и чка

- Олпорт – теория функциональн автономии. Поведение, усвоенное, чтобы служить какому-либо назначению, становится в дальнейш целью и действует в кач-ве мотива. Важна единичность индивидов. Он сторонник идеографич метода, т.е изучения отд случаев в отлич от тех методов, кот рассм-ют статистич закон-ти. По Олпорту, осн проблема изучения в гум пс-и – проблема самости, Эго, как центрального компонента лти.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...