Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марта Крэмптон




Рис. 3

Этот путь может быть пройдет как в ходе одноразового приема, так и в ходе ряда сеансов. Встречаясь с клиентом, мы выясняем прежде всего, как он сознает переживаемую им проблему, о какого рода проблеме идет речь (3. 1). Вовлекая его в работу с субличностями, мы постепенно углубляемся в осознание проблемы и соприкасаемся с подсознательным материалом (3. 2) – подавленным гневом, влечением, неприемлемыми мыслями или чувствами и т. д. Привнеся их в поле сознания, мы идем дальше и привносим сюда те высшие – не люблю я слова " высшие", – те глубинные надличные качества, которые за ними скрываются (3. 3). И, наконец, последний и особо важный этап работы состоит в " заземлении" полученного опыта (3. 4): после того, как клиент осознал оба ранее не сознаваемых измерения своего существа, мы переходим к поиску путей выражения этого нового уровня само-сознавания клиента в его повседневной жизни. Мы пытаемся увидеть, какой теперь будет эта жизнь, смоделировать ее. И в конце приема или ряда приемов клиент может уйти с чувством, что отныне он даже посуду может мыть с новым уровнем сознания. Но чтобы быть в состоянии помочь моему клиенту закрепиться на новом уровне сознавания, я во время работы с ним сама должна находиться на этом уровне.

Кэрол — Существует еще один класс психотерапевтических ситуаций. Некоторые люди по тем или иным причинам непроизвольно попадают на уровень сверхсознания (3. 3) и приходят к нам совершенно сбитые с толку. Дело в том, что сверхсознание – это уровень высоких энергий, сталкиваясь с которыми неподготовленный человек либо безусловно отождествляется с ними и тем самым деперсонализируется, теряет себя, либо в ужасе пытается спастись бегством от этой могущественной части своего существа. Если мы взглянем на диаграмму (рис. 3), нам станет ясно, что задача тут сводится к " заземлению", интеграции надличного опыта данного лица в его повседневную жизнь.

Иногда причиной такого спонтанного выхода на уровень сверхсознания может служить какое-то резкое жизненное потрясение или опыт предсмертных переживаний. Как известно, во время клинической смерти многие люди покидают тело и испытывают другие необычные переживания; возвращаясь к жизни, они нередко утрачивают смысложизненные ориентиры, так как видят жизнь уже совсем не такой, как прежде. Совсем недавно, например, у меня был случай с пожилой женщиной, которая во время клинической смерти покинула тело и испытала удивительное переживание жизни как света. Когда она вернулась в тело и обнаружила, что находится в реанимационном отделении, то впала в глубокую депрессию: она не хотела жить в теле – она хотела жить в свете. Поэтому моя задача состояла в том, чтобы помочь ей привнести свет, с которым она соприкоснулась, в ее повседневную жизнь. Таким образом, мы можем подниматься лишь до тех высот, которые можем заземлить, интегрировать с нашим повседневным уровнем бытия.

Галя — Можно ли рассматривать галлюцинации как соприкосновение со сверхсознанием?

Клер — Да, можно. В свое время у нас в стране было выдвинуто предположение, что многие из тех, кого диагностировали как шизофреников, в действительности соприкоснулись в себе с какими-то испугавшими их необычными способностями, с которыми они не смогли совладать. И то, что не удалось обычным врачам, удалось некоторым представителям преобразовательного направления психотерапии. Эти психотерапевты помогли пациентам заземлить их опыт, перевести его в формы, приемлемые для интеграции и выражения на уровне повседневного сознания; и оказалось, что никакие они не шизофреники, хотя симптомы практически ничем не отличались от шизофрении. Причина расстройства состояла в том, что сознание человека неожиданно расширялось до такой степени, что он терял себя в нем, думал, что сошел с ума, пугался и вверял свою судьбу в руки врачей-психиатров, отказываясь от контроля над ситуацией. Мы помогаем людям осознать, что такого рода расширенные переживания – это вполне нормальное явление. В Соединенных Штатах очень популярны различные опросы, охватывающие многие тысячи людей. Так вот, более половины опрошенных сообщили, что испытывали те или иные переживания надличной природы, о которых боялись говорить окружающим, полагая, что те сочтут их ненормальными.

(Заходит разговор о музыке как средстве вхождения в измененные состояния сознания и о музыкотерапии вообще. )

Кэрол — Кстати, этот разговор навел меня на еще одну важную мысль. Мы говорим здесь о различных методиках, способных вызывать в человеке какую-то ответную реакцию. Но психосинтез – это не методика. Психосинтез – это ценностная ориентация, это определенная точка зрения на естественный ход вещей. А для самого психосинтетика психосинтез – это образ жизни.

Мы используем в психосинтезе множество методик, разработанных самыми различными школами психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы интуитивно почувствовать, что нужно данному клиенту, и выбрать из арсенала психотерапии ту методику, которая поможет ему соприкоснуться с самим собой, со своим " я". Для этого можно применять музыку или направляемое воображение, двигательные упражнения или гештальт-терапию, – что угодно. Для этой цели подходит все, что угодно. Таким образом, психосинтез не может быть сведен к какой-то конкретной методике. Я знаю людей, которые говорят: " О да, я применяю психосинтез – практикую со своими клиентами направляемое воображение". Но психосинтез – это не направляемое воображение. Я вижу, что вы понимаете это. И это важно.

Клер — А теперь мы приступим к заземлению опыта, полученного вами на этом семинаре. Мы хотели бы, чтобы вы в течение трех-пяти минут обдумали и записали ответ на следующий вопрос: что из того, чему вы научились на этом семинаре, оказалось для вас наиболее существенным, самым важным? (Выполняется задание)

Егор — Да что они так долго пишут, дайте я просто скажу!

Клер — Нет-нет, это не самоцель. Это необходимо для последующего упражнения. Но мне нравится ваш подход. (Пауза)

Итак в последний раз мы просим вас закрыть глаза... И сосредоточить внимание на ритме своего дыхания. (5) Просто сознавайте ритм своих вдохов и выдохов. (25) А теперь попробуйте растождествиться с тем, чему вы здесь научились, взглянуть на это со стороны. И выделите в нем какой-то один аспект, который представляется вам наиболее интересным. (20) И спросите себя, как вы привнесете в свою повседневную жизнь то, чему научились. Как вы примените это в своей повседневной жизни? (20)

А теперь, по возможности, визуализируйте себя, применяющим это. Визуализируйте обстановку, в которой вы это делаете. Где это происходит? Кто еще помимо вас задействован в ситуации? Какие тому сопутствуют обстоятельства? (20)

И размышляя над возможностью применения в своей повседневной жизни того главного, чему вы научились, подумайте о первом шаге на пути осуществления этой возможности. В чем будет состоять тот самый первый шаг, который вам нужно предпринять? (5) И как вы сделаете этот самый первый шаг? (5) С каким действием он будет связан? (15) Визуализируйте себя предпринимающими это действие. (20)

Попробуйте услыхать фразу, формулирующую ваше намерение применять в своей жизни то, чему вы научились. Фразу, которая, возможно, будет начинаться словами " я решил" или " я хочу". (25) И если вы чувствуете, что готовы сделать это, возвращайтесь сюда и медленно открывайте глаза. (10) И, как это уже у нас повелось, сделайте несколько заметок.

(Пауза)

А теперь мы проделаем так называемую " круговую работу". Пусть каждый из вас в двух словах скажет, что он решил или хотел бы сделать. Что из полученного вами на этом семинаре оказалось для вас, как вы чувствуете, наиболее существенным?

(В синхронном переводе, определившем характер ответов, последний абзац звучал так: " В чем вы усматриваете ценность семинара для себя лично? " )

· Возможно, это слишком сильно сказано, но для меня семинар был важен тем, что открыл мне новый уровень мышления и понимания психологии.

· Узнала новое о себе и обрела метод получения этого нового в будущем. Собираюсь применять его и в работе с пациентами.

· Усматриваю для себя ценность семинара также в двух планах: самопознания и профессионального применения полученного знания.

· В какой-то степени задумался над собой и решил поинтересоваться литературой.

· В личном плане удалось кое-что узнать о себе, а также обогатить методический арсенал. Осознание культурных различий с американскими коллегами обогатило мое понимание психосинтеза.

· Самым ценным было общение с американскими коллегами, которые для меня как существа с другой планеты. Поражен свободой, спокойствием и легкостью в поведении и изложении материала. Общение с такими умными людьми побудило меня больше заниматься наукой. Ну, и конечно, знакомство с новым методом и самим собой.

· Новый профессиональный подход к пониманию собственного поведения и поведения моих клиентов.

· Ряд приемов понравился, но концептуальной целостности нет. Не вижу технологической цепочки. Осознал, конечно, что это полезно, но не вижу, чем это лучше того, что применяется у нас.

· Самым ценным было общение с американскими коллегами. Новые мысли, идеи – это прекрасно.

· Не могу пользоваться в своей работе чужими знаниями. Полученный опыт – залог того, что обретенные знания будут применены.

· Вы сказали, что психосинтез – это образ жизни, и я вижу, что это в самом деле так. Пример заражает. Я теперь даже сидеть стала так, как Клер. (Клер имеет обыкновение сидеть, поджав под себя одну ногу. ) Фрагментарность полученного знания дала импульс собрать всю возможную информацию о психосинтезе и поделиться ею с коллегами. Это – новый подход к проблемам, моим и моих клиентов. Возникло ощущение их разрешимости.

· Большое спасибо за то, что научили по-новому думать о себе и о человеке вообще как части целого.

· Осознал, что нужно быть крайне бережным к человеку. Испытал глубокую радость встречи с практикующими терапевтами, которые воссоединяют нас со вселенной. К сожалению, в нашей психологии верхняя часть психики обрублена.

· Обнаружил того, кто мешает мне больше всего – внутреннего критика. Спасибо также за работающие методики.

· Получила теоретическое обоснование собственных открытий, а также инструмент передачи этого знания.

· Получил больше, чем ожидал. Новые методики, высокопрофессиональная работа, новые подходы – да. Но что произвело наибольшее впечатление – это новое отношение к человеку, вера в его силы. И я попытаюсь осуществить это отношение в своей практике.

· Ощутил на себе воздействие психосинтеза как эффективной силы. Поразило то, что эффект возникает не отсрочено, а сразу. Осознал, что психосинтез – это не догматическая система, он подобен танцу.

· Ощутил запах прекрасного блюда, но не успел его распробовать.

· Вы подарили нам радость расширенного сознания, и мы понесем ее дальше.

· Наконец-то убедился в правильности интуитивно используемых методов.

· Осознал, что до сих пор работал с клиентами при помощи маленького и хорошо отточенного, но топора.

· Психотерапия, несущая добро. Спасибо. Я понесу ее своим студентам.

· Дома я всегда сижу так, как сидит Клер. И тем не менее, основным открытием для меня стало то, что у меня есть проблемы, и что с этими проблемами можно работать. Однако второе открытие меня несколько озадачило: я обнаружил, что психосинтез невозможно осваивать путем знакомства с литературой, чтения упражнений. У меня кончились кассеты, так что текст последнего упражнения пришлось записывать от руки, и я не смог погрузиться в то легкое трансовое состояние, достижение которого предшествует всем упражнениям такого рода. В результате у меня ничего не вышло, я не получил никаких спонтанных ответов, никаких образов. Возможна ли самостоятельная практика без помощи ведущего, который бы начитывал текст упражнения?

Кэрол — Это не проблема. Любое упражнение вы можете предварительно начитать на магнитофон.

Что ж, я счастлива, что мы, уезжая, не забираем с собой психосинтез.

Клер — Большое спасибо, что вы взяли нас с собой.

 

 

 

Марта Крэмптон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...