Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этимология топонима «Крым» (В.Д.Смирнов, Ф.А.Хартахай, А.Я.Гаркави)

Тавры - так называли древние греки аборигенов полуострова, населявших его вI тысячелетии до н. э. Имя народа послужило основой для старого названия Крыма - Таврика, Таврида. Это самое древнее название Крыма, оно просуществовало около двадцати веков, вплоть до XV века.По одной из версий, Тавр происходит от древнегреческого слова «тавр» - бык. Позже, появилась легенда о греческом боге Дионисе, который, при помощи быков, вспахал крымскую землю, и именно благодаря этим быкам тавры получили своё имя. Существует также мнение, что греки называли Таврикой местность где присутствовали горы. В Малой Азии, например, есть горная система Тавр.Более любопытной представляется версия о том, что название полуострова происходит от слова «тафрос», что означает ров. Таким образом, Таврика - земля за рвом, тавры - те, кто живет за рвом. Недаром древние историки зачастую объединяли всех жителей (тавров, скифов, сарматов и др.) одним именем - «тавры», «тавроскифы».В русских источниках, начиная с XVIII века, полуостров именовался Тавридой, отсюда и официальное название, просуществовавшее до 1918 года - Таврическая губерния, в которую, помимо полуострова, входила часть южной Украины.Аналогичная ситуация с происхождением названия Крым. Возможно, он произошел от монгольского «хэрэм» - стена, вал, а возможно, от тюркского «кырым», что означает все тот же ров. Видимо, потому, что был окружен оборонительным валом и рвом. Затем древнее имя крымского города перешло на всю подконтрольную территорию. Со временем топоним укоротился, и его стал именоваться просто Кырым, а позднее - Крым..Необходимо добавить, что в разные эпохи в исторических документах и на географических картах фигурировали и такие названия полуострова (точнее, областей, в которые он входил), как Киммерия, Скифия, Сарматия, Хазария, Татария. Понятно, что эти названия связаны с народами, в разное время проживавшими на полуострове. Но это всё в прошлом, а сейчас наш полуостров именуется Крымским, а проживаем мы вРеспублике Крым, которая является частью Российской Федерации. Этот её статус утвержден в 2014 году.

 

2.СЛЕДЫ ПРЕБЫВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА В КРЫМУ300–100 тыс. лет назад (ранний палеолит)
В Крыму обнаружены орудия первобытного человека этого периода
. Они пользовались ручным рубилом миндалевидной формы и огнем как могучим орудием в борьбе против диких зверей. Стоянки первобытных людей этого периода немногочисленны. 100–40 тыс. лет назад (средний палеолит)
Стоянки первобытных людей в пещерах Волчий Грот, Киик-Коба, Староселье и др.
В это время первобытный человек приобрел образ неандертальца. В суровых условиях ледникового периода первобытный человек был вынужден совершенствовать охотничье хозяйство и охотиться на крупных животных. Появились новые орудия труда: остроконечники, скребла. Человек изобретает способы добывания огня, пользуется для жилья естественными гротами и пещерами. Появляются зачатки родового строя. 40–10 тысяч лет назад (поздний палеолит)
Стоянки людей этого периода в Крыму: Сюрень 1, Качинский навес, Аджи-Коба и др.
Первобытный человек приобрел современный облик. Появились новые способы коллективной охоты на диких животных. Совершенствуется техника выделки каменных орудий. Появляются изделия из рога и кости, новые орудия: наконечники копий, кинжалы, гарпуны. Начинает свою историю первобытное искусство. Устанавливается родовой строй – матриархат. 8–5 тысяч лет до н.э. (мезолит)
Стоянки людей этого времени в Крыму – Замиль-Коба 1, Мурзак-Коба и др.
Время изобретения лука и стрел. Появление новых видов диких животных. Развивается микролитическая техника. Появляются топор, тесла, первые домашние животные. Возникают зачатки земледелия и скотоводства. 5–3 тысячи лет до н.э. (неолит)
Поселения людей этого времени – Таш-Аир 1, Замиль-Коба II, Кая-Арасы и др.
Происходит развитие и совершенствование технических приемов выделки каменных орудий – пиления, сверления и полирования. Совершенствуется изготовление колющих и рубящих орудий. Появляются керамическое производство, ткачество. Развиваются скотоводство и земледелие. Нач. III тыс. – первая пол. II тыс. до н.э.(энеолит)
Стоянки людей этого периода – Кеми-Оба, курганы в районе Красноперекопска и др.
Люди в Крыму начали использовать медь для производства орудий труда, но преобладающую роль продолжали играть каменные орудия. Появились ковка, а затем и литье металла. Новые орудия труда были существенно производительнее прежних. Сделан значительный шаг в развитии земледелия. II–нач. I тыс. до н.э. (бронзовый век)Стоянки людей этого века в районе Белогорска, Красноперекопска и в др. местахБыла изготовлена бронза – сплав меди и олова. Бронзовые орудия были острее и тверже медных. Их возникновение ускорило процесс общественного разделения труда. Скотоводы отделились от земледельцев и охотников. Спрос на бронзу стимулировал развитие обмена и связей с другими регионами. На смену матриархату пришел патриархат. Зарождаются племенные союзы кочевников-скотоводов.

3.Киммерийцы. Проблема происхождения, территория, быт и культура.Для юга европейской части СССР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н. э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н. э.), в "Истории" Геродота (V в. до н. э.), у Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.) и других древних авторов. Из этих сообщений вытекает, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. Позже эти племена появляются в Малой Азии, а к VI в. до н. э. сходят с исторической арены.Как считает ряд исследователей, название "киммерийцы" - собирательное имя. Киммерийцев связывают со многими культурами эпохи бронзы и раннего железа - катакомбной и срубной на юге Украины, кобанской на Кавказе, кизилкобинской и таврской в Крыму, гальштатской в Придунавье и другими. Особое место в решении этого вопроса занимает Крым, в частности Керченский полуостров. Именно с ним связаны наиболее достоверные и наичаще встречаемые сведения о киммерийцах: "киммерийская область", "Киммерийский Боспор", "город Киммерик", "гора Киммерик" и т. д.Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т. д.Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел. В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н. э. не обнаружено. Видимо, это объясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена - тавры.

 

 

4.Тавры и Кеми-обинская культура: сходство и различияСогласно данным Геродота, тавры жили «разбоем и войной», принося в жертву богине Деве «потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Их умерщвляли дубиной, головы жертв прибивали к столбу, а туловище сбрасывали в море с утеса, где стояло святилище, или закапывали в землю. Головы же врагов, взятых в плен, на длинных шестах выставляли над домом в качестве стражей. Возможно, свое название тавры получили от Горного Крыма, который у греков именовался Таврикой по аналогии с обозначавшимися словом "тавр" горными хребтами Малой Азии и других областей (популярна также версия, что так называли себя сами обитатели гор. Для греков это слово было созвучно их слову "tauros" - "бык"). Название сохранялось до XIV в.Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н.э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил-кобинскую культуру: согласно Геродоту, тавры занимали «гористую страну» в полосе от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) полуострова. Памятники Горного Крыма, приписываемые таврам, включают поселения, святилища, могильники и случайные находки. Число выявленных поселений кизил-кобинской культуры, которые расположены, главным образом, полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя, давно превысило сотню. Это Балаклава, Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае), Холодная Балка (близ Симферополя), Симферопольское, Дружное I и Кизил-Коба (близ с. Перевальное), Нейзац и Тау-Кипчак (в Белогорском районе), Кошка (близ Симеиза) и пр. Места обитания встречаются обычно у рек, под открытым небом. Использовались также навесы и гроты (например, Таш-Аир I). Поселения невелики, без укреплений и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о сравнительно непродолжительном обитании.Жилища, как правило, однокамерные, имели площадь 20-50 кв. м. Они прямоугольной, реже овальной формы и делятся на два типа: углубленные в землю или наземные постройки столбовой конструкции с плетеными стенами, обмазанными глиной (Ашлама, Тау-Кипчак), и каменные дома, пристроенные к скалам (Кошка). Полы были глинобитными, и лишь в одном жилище (Тау-Кипчак) встречена вымостка из сланцевых плит. Возле жилищ находились хозяйственные постройки и зерновые ямы. По данным поселений Кизил-Коба и Дружное I, около 10% костей принадлежат диким животным, преимущественно благородному оленю, остальные — домашним, с преобладанием крупного рогатого скота.Инвентарь составлен каменными, костяными, глиняными и металлическими изделиями. Из кремня изготовлены скребки и вкладыши серпов с двусторонней плоской ретушью, из мягких шлифующихся пород — сверленые боевые топоры и дисковидные навершия палиц, из кости — проколки, иглы, псалий, втульчатые наконечники стрел ромбического и квадратного сечения, из глины — пряслица. Найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел скифских типов, в частности с шипом у втулки.Керамика, лепная и часто лощеная, представлена корчагами, горшками, кувшинообразными сосудами без ручек, мисками и кубками. Небольшие столовые сосуды обычно имеют круглое дно, а иногда (кубки) — вертикальные ручки. Орнамент — рельефный (валик под венчиком, шишечки на плечиках) или врезной геометрический, характерный для лощеной (столовой) посуды. На поселенческом материале выделяются два этапа кизил-кобинской культуры — ранний, IX-VIII вв. до н.э. (Уч-Баш), и поздний, VII-V вв. (Симферопольское). Для первого еще характерны керамика, имеющая соответствия в белозерских памятниках, и каменные изделия. Для второго этапа типична посуда с резным орнаментом, инкрустированным белой пастой; отмечены бронзовые скифские наконечники стрел и появление железа.Кизил-кобинцами начато широкое освоение глубоких пещер. Как святилища могут рассматриваться Ени-Сала II и пещера Малой академии наук. В первой из них, где оказалось множество костей скота, открыт череп горного козла, насаженный на сталагмит и датированный по керамике VII-VI вв. до н.э.; из фрагментов удалось склеить десятки глиняных сосудов; выявлены также предполагаемые деревянные идолы. В пещере МАН тоже найдена кизил-кобинская керамика. Имеется естественный «алтарь» высотой 4 м из каменных блоков, а над ним прочерчены крест и символ человеческого лица (в виде кольца диаметром 12 см с точками внутри); внизу - кости домашних животных. Ряд глубоких пещер (Кизил-Коба, Змеиная, Лисья) труднодоступны, темны, сыры и неудобны для заселения, но служили не для культовых целей (не обнаружено соответствующих сооружений и вещей), а убежищами от врагов или помещениями для скота.Погребальные памятники тавров распространены почти по всему Горному Крыму, но особенно хорошо известны на Южнобережье (Гаспра, Кошка) и в Байдарской долине (Скеля, Мал-Муз, Уркуста I и II, Черкес-Кермен). В предгорной части Крыма, восточнее Симферополя, раскапывались могильники Капак-Таш, Дружное I и II. Насчитываются десятки памятников, состоящих из каменных ящиков без выраженных насыпей. Особую группу составляют каменные ящики Керченского полуострова.Кизил-кобинские ящики, сложенные из каменных плит, в отличие от западнокавказских дольменов, впущены в могильную яму и лишены круглого отверстия. Перекрытия смещены или вообще разрушены. Ящики, как правило, составляют ряды различной ориентировки и вытянуты вдоль или поперек ряда. Они нередко имеют прямоугольные (часто квадратные) ограды из вкопанных камней. Покойников хоронили в скорченном положении на боку. В каждом из ящиков последовательно подвергались захоронению десятки умерших. Предполагая, что каждый ряд был усыпальницей одной общины, исследователи определяют ее как большесемейную. Инвентарь каменных ящиков в основном бронзовый и состоит из различных украшений (гривны, серьги, очковидные подвески, булавки, браслеты, спиральные пронизки, перстни, бусины, раковины каури), бытовых предметов (железные ножи, каменные оселки), вооружения (кинжалы с навершием брусковидной или антенной формы и почковидным перекрестием, наконечники стрел скифских типов), конского снаряжения (железные трехдырчатые псалии, двухсоставные удила, в том числе бронзовые со стремечковидными концами, различные кольца и бляшки). Керамика встречается редко.Широкое распространение в Горном Крыму памятников белозерской культуры и преемственная связь кизил-кобинской керамики с белозерской показывают, что кизил-кобинская культура создана потомками белозерского («позднесрубного») населения, которое в условиях перехода к кочевым формам быта нашло себе в Крыму экологическую нишу за пределами той зоны, где складывалась культура киммерийцев. При этом важен тот факт, что в Горном Крыму выявленных белозерских поселений намного больше, чем сабатиновских, тогда как за пределами полуострова наблюдается противоположная картина.Лишь второстепенным компонентом кизил-кобинской культуры мог быть кобанский (северокавказского происхождения), с которым можно связать появление в Крыму погребальных каменных ящиков. В таком случае тавры должны предположительно рассматриваться как ирано-язычный этнос, что как будто бы подтверждается исследованием собственных имей. Основными занятиями тех тавров, которые обитали в труднодоступных районах полуострова, в стороне от морского побережья, были земледелие и скотоводство, отмечено также ткачество. Лишь приморские тавры (а их поселения почти не сохранились в условиях курортного по6ережья) могли заниматься пиратством, да и то в сочетании с морским собирательством и рыболовством. Освоение Главной гряды и Южного берега таврами-кизилкобинцами, по-видимому, произошло в VI в до н.э. Проникли они, вероятно, также на Азовское побережье Керченского п-ва и в Северо-Западный Крым.Этнический состав крымского населения существенно изменился в V в. до н.э., когда был основан греками Херсонес Таврический и на полуостров проникло много скифов, появившихся здесь еще в VII в. По мнению некоторых авторов, прослеживается контакт тавров с греками, документируемый находкой кизил-кобинской керамики в слоях V-IV вв. до н.э. Херсонеса и Керкинитиды, в которых тавры составляли якобы определенную часть населения. В настоящее время этот тезис оспаривается: не доказано, что кизил-кобинский греческий материал составляют комплексы. Но кизил-кобинцы испытали сильное влияние скифов, заимствовав у них, в частности, лощеную керамику с резным орнаментом, затертым белой пастой. В I в. н.э. появились даже упоминаемые древними авторами тавроскифы (скифотавры). Все это, а также отсутствие в Предгорье, на границе тавров с крымской Скифией, кизил-кобинских укрепленных поселений говорит о дружественном характере отношений между двумя народами. В то же время тавры были достаточно сильны для того, чтобы отказаться от участия в Скифо-Персидской войне (514-513), связанной с походом царя Дария I (522-486) в Северное Причерноморье.После V в. до н.э. местная крымская культура теряет свою специфику вследствие ассимиляции тавров скифами и греками. Ее памятники эллинистического периода остаются неизученными. Тавроскифам приписывают крупнейшее культовое место античной эпохи в Крыму VII в. до н.э. - II в. н.э., расположенное близ перевала Гурзуфское Седло, на высоте 1434 м над уровнем моря. Расцвет святилища приходится на первую половину I в. н.э. Найдены тысячи ценных металлических предметов (монеты, статуэтки, украшения, оружие, посуда и пр.), фрагменты керамики, челюсти крупного рогатого скота. По-видимому, духам и божествам приносили жертвы в надежде, что из челюстей возродятся съеденные животные. Многие найденные предметы могли оказаться в руках местного населения после разгрома тавроскифами римских кораблей полководца Гая Юлия Аквилы (49 г. н.э.).

5.Скифы. Происхождение, территория, общественный строй иСкифы - один из древнейших народов Древнего мира. Они появились на территории Украины в первой половине VII в. до н. н.э., придя с востока, из степей между Каспием, Уралом и Кавказом. В конце VII в. до н. э скифы окончательно покорили местные племена, завершив политическое формирование Скифии.
О жизни скифов, их быт, обычаи, религию, общественный строй, внешний вид подробно рассказывает греческий историк и географ Геродот в своей работе «История». Его рассказы подтверждаются археологическими исследованиями скифских памятников. Ядро Скифии составляли племена царских скифов и скифов-кочевников, которые господствовали над всеми другими племенами. Вблизи древнегреческого города Ольвия жили каллипиды или еллиноскифы. Далее на север жили скифы-пахари, к востоку от них - скифы-земледельцы. Последние два народа, считают исследователи, не были этническими скифами, а принадлежали к праславянских, попавших под скифское влияние. Северо-причерноморская Скифия достигла своего расцвета в IV в. до н. н.э., во времена правления царя Атея, который вел частые войны за контроль над причерноморскими землями. Ударной силой скифского войска была конница. Воин-скиф был одет преимущественно в панцирь, имел боевой пояс и щит, а его голову защищал шлем. Арсенал скифского оружия состоял из небольшого сложного лука, копья, дротиков, топоров, кинжалов, коротких мечей.
Лесостепные племена скифов занимались пахотным земледелием, у них развивалось скотоводство, садоводство, различные промыслы и ремесла. О социальном расслоении скифского общества красноречиво свидетельствуют многочисленные захоронения скифских властителей в виде курганов, в которых найдены уникальные изделия из золота и серебра. Скифская религия была политеистической. Все боги изображались в виде человека. В изобразительном искусстве скифов преобладал звериный стиль (образы коня, оленя и др.).
Итак, в своем развитии скифское общество достигло стадии перехода от варварства к цивилизации. На рубеже IV-III вв. до н. э начался упадок этого могущественного государства и на большей ее территории появились новые кочевые племена.

Погребальные сооружения скифов многообразны: на севере Скифии под курганами сооружались склепы из деревянных срубов или вертикально поставленных брёвен, на Днепре — захоронения типа катакомб.
Курганы знати здесь выделялись высотой насыпи (до 20 м; «царские» курганы Чертомлык и Солоха близ Никополя).
В Прикубанье под курганами сооружались помещения с рядами столбов, перекрытые бревенчатыми шатрами (курганы Келермесские, Костромской).
В районах расположения близ греческих городов строились каменные склепы, иногда с ложным сводом (курган Куль-Оба близ Керчи).
Среди художественных изделий, обнаруженных в курганах скифов, наибольшую ценность представляют предметы, декорированные в так называемом скифском «зверином стиле».
Наряду с фигурами животных (оленя, лося, пантеры, зайца, хищных и фантастических птиц) на них встречаются сцены борьбы зверей, а также сильно стилизованные изображения их отдельных частей (голов, глаз, клювов, лап и т. п.).
Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы чаще всего из золота, серебра, бронзы и железа, реже — из кости и дерева.
Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они играли роль амулетов. «Звериный стиль» скифов Северного Причерноморья сформировался, по-видимому, в северных районах Ирана, о чём говорит так называемый Саккызский клад (найден близ г. Секкеза, или Саккыза, в Иранском Курдистане, кон. VII в. до н. э.), а также наиболее древние богатые захоронения (Келермесские и др. курганы, VI в. до н. э.).
Найденные в них предметы сочетают месопотамские сюжеты с чисто скифскими мотивами (например, фигура оленя с поджатыми ногами и вытянутыми вдоль спины орнаментально трактованными рогами).

 

6.Позднескифское государство. Неаполь-Скифский

Неа́поль Ски́фский (греч. Neápolis — новый город) — древний город, одна из скифских царских крепостей в Крыму, столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.).

Большинство исследователей идентифицирует Неаполь Скифский с крупнейшим в Крыму скифским городищем (площадью 20 га), которое располагается на территории нынешнего Симферополя (на невысоком платообразном возвышении Петровские скалы, на территории уже не существующей деревеньки Керменчик).

Точное время основания города неизвестно. Наибольшего расцвета он достиг во II веке до н. э., а прекратил своё существование после нашествия готов (III век н. э.).

Скифы, вытесненные на Крымский полуостров сарматами, создали государство, основой которого стало земледелие и торговля зерном со Средиземноморьем. Скифы славились не только своими военными достижениями, а также шедеврами культуры, причудливо впитавшие в себя элементы античной эллинской культуры, непревзойденной законодательницы мод своего времени( известно, что только в мавзолее было обнаружено около 1300 золотых украшений довольно, технологически сложных в исполнении (гробница царя Скилура)).

Город, по мнению ученных исследователей, основанный в III веке до н.э., в течение шести веков являлся столицей позднескифского государства. Удобное и стратегически выгодное расположение города — рядом с торговым путем, который к тому же соединял степь с южным берегом, город быстро рос и богател. Столицу города защищали мощные стены с башнями, так как скифы постоянно вели войны с греческим населением полуострова, а также отражали набеги кочевых племен.
Во время продолжительных войн с Херсонесом столица Скифии не один раз подвергалась нападению врага, известно, что город был разграблен и сожжен войсками полководца Диофанта. Но скифы вновь восстановили Неаполь, укрепив его еще более мощными стенами. Наибольшего расцвета город достиг во II в. до н.э. В 275 году новой эры город разрушили готы, но жизнь в нем продолжалась. Предполагают, что окончательно Неаполь Скифский разорили гунны в IV в.

Остатки городища, располагавшиеся на территории заброшенной деревни Керменчик, подверглись значительному разорению в первые десятилетия существования Симферополя — его жители «добывали» камень для строительства домов из древних сооружений Неаполя. Судя по сохранившимся гравюрам, в то время на территории городища ещё сохранялось немало больших капитальных сооружений.

Неаполь Скифский был открыт миру после такого стечения обстоятельств: в 1827 г. — известному ценителю древностей А.И. Крым-Гирей встретилась груженная камнем повозка, спускавшаяся от урочища Керменчик, где брали камень для строительных нужд. Его внимание привлекли две плиты: на одной было высечено изображение всадника, на другой — надпись на древнегреческом языке. Он направил ценные находки в Одесский музей древностей. О находке стало известно ученым. После проведения на месте карьера раскопок, ими был обнаружен обломок мраморного барельефа с изображением старика и юноши, найдены греческие и римские монеты. В одной из надписей упоминался скифский царь Скилур, живший более 2-х тысяч лет назад. Имя это уже было известно из описаний древнегреческого географа и историка Страбона и по монетам города Ольвии. Сравнив изображения на монетах и барельефе, ученые убедились, что на плите изображен царь Скилур. Так было сделано сенсационное открытие столицы позднескифского государства — Неаполя Скифского, или Неаполиса.

Место для города было выбрано весьма удачно: территория представляет треугольник, обращенный к северу, с северо-востока естественная защита — круто обрывающиеся Петровские скалы (сейчас здесь тренируются начинающие и профессиональные скалолазы, также для них имеются размеченные трассы), на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.

В результате исследований, особенно интенсивных в 1945-1946 гг., были открыты оборонительные сооружения: две башни, одна из которых служила и мавзолеем, мощная южная городская оборонительная стена тощиной 8,5 метров, центральные ворота, жилые дома и общественные здания, хозяйственные постройки. На некрополе исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения. Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом — скифа-лучника, танцующие фигуры и др. В мавзолее скифского царя Скилура было найдено множество золотых предметов. Из посуды на территории найдены кувшины с цилиндрическим высоким горлом.
Особый интерес представляет скифский мавзолей, богатство захоронений которого напоминало гробницы великих курганов. Известный антрополог М.М.Герасимов восстановил по черепу облик покойного. Так была обнаружена гробница самого царя Скилура. Мавзолей — единственный памятник такого рода в скифских поселениях. Его местонахождение лишний раз подтверждает значение Неаполя как экономического и культурного центра позднескифского государства, столицы Малой Скифии. Плиты с рельефами, образцы штукатурки с росписью, украшения, бусы и предметы быта, найденные на Неаполе, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Добраться до Неаполь Скифского можно на маршрутках №4 и №101, курсирующих от ж/д и автовокзала. Неаполь Скифский находится на юге пригорода Симферополя, наул. Неапольская.

 

 

7.Греческие города-государства в Крыму
Пантикалей ханкай
(греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня — Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба — сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати — скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению — скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. — и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284—305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии — акрополь — размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

 

8.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса.
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος—δ-^ιος, βουλά,—βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили , тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2, 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I2, 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз'е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии — Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники — надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса — присяга, относящаяся к концу IV — началу III в. до н. э. (IPE I2, 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши — эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

9.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Образование и развитиегосударства.
Боспорское царство возникло в 483 г. до н. н.э., когда архонт Пантикапей провозгласил себя царем и узурпировал власть в городе, а также в прилегающих тер<





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.