Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пещерные города Крыма




В средневековой Таврике, на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные города». Возникнув в раннем средневековье, эти города вызывают большой научный интерес. Подавляющее их большинство сосредоточено в юго-западном районе Внутренней, или Второй, гряды Крымских гор, отделяющей горную часть полуострова от предгорья и степи. Эта гряда имеет пологие северо-западные склоны, спадающие в продольную долину, а на юго-восток она обращена отвесными скальными обрывами.
Известия о некоторых «пещерных городах» появились в источниках более тысячелетия тому назад.
Сохранились их описания, составленные как известными учеными, так и всевозможными путешественниками, любителями древностей. Термин «пещерные города» появляется в XIX веке, но уже в это время он был поставлен научными исследователями под сомнение. Изучение этих городов показало, что пещеры были лишь вспомогательными постройками, служившими в основном для хозяйственных и оборонительных целей. Были среди них и церкви.
О времени и обстоятельствах происхождения «пещерных городов» существует целый ряд гипотез и точек зрения. Среди них выделяются две основные.
Одни исследователи видят в этих памятниках результат активной внешней политики Византийской империи, которая стремилась укрепить границы своей территории крепостями и укрепленными линиями. Такого рода мероприятия Византия действительно осуществляла в целом ряде подвластных территорий. Сторонники этого взгляда ссылаются на данные литературных и эпиграфических (надписи на камнях) источников, а также на облик материальной культуры раннесредневекового Херсонеса, являвшегося форпостом византийского влияния в Крыму. Его защита была организована путем создания в горном юго-западном Крыму линии укреплений в виде «пещерных городов». Время этого строительства определяется концом V или первой половины VI в.
К сожалению, сторонникам этого взгляда приходится использовать для доказательства лишь немногочисленные дошедшие до нас отрывки из произведений византийских авторов. При дворе императора Юстиниана I (527 — 665 гг.) историком и военным деятелем Прокопием Кесарийским был написан трактат «О постройках». Говоря о мероприятиях, осуществленных в Крыму, Прокопий сообщает о существовании там некой страны Дори, населенной готами, земледельцами, бывшими военными союзниками Византии. Для их защиты от нападений врагов император повелел построить «длинные стены».
К сожалению, по тексту отрывка невозможно точно установить район, в котором была расположена страна Дори. По этому вопросу уже длительное время идет полемика. Исследователи, связывающие «пещерные города» с деятельностью византийцев, видят ее в юго-западной части Крымских гор на пространстве между Внешней и Главной грядами. Действительно, если смотреть на карту, то в какой-то степени они напоминают цепь укреплений, закрывавших горные проходы. Но эта гипотеза имеет целый ряд уязвимых мест. Не все «пещерные города» являлись крепостями. Настоящими крепостями со значительными гарнизонами, способными защищать горные долины, оказались лишь Мангуп, Эски-Кермен и Чуфут-Кале. Остальные или вообще не имели укреплений, или же по своим размерам могли быть лишь убежищами и замками, дававшими укрытие обитателям округи.
Исследователи, выдвигающие другую точку зрения, утверждают, что «пещерные города» — это города, села, замки и монастыри, возникшие в результате развития феодальных отношений в среде горнокрымского населения. Процесс этот происходил в течение столетий и завершился к X—XII в. На протяжении почти полутысячелетия формировались центры ремесла и торговли, резиденции феодальной администрации, монашеские обители, поселения мирных земледельцев. Часть исследователей размещает страну Дори на Южном берегу Крыма от Судака до Фороса. Еще в 30-е годы XIX в. академик Кеппен видел на перевалах Главной гряды развалины сооружений, которые он отождествлял с «длинными стенами» византийцев. Эту же точку зрения в своих статьях отстаивают О. И. Домбровский, Э. И. Соломоник и ряд других исследователей.

 

 

14.Крымский улус Золотой Орды
Крымский улус — улус Золотой Орды, существовавший в первой половине XIII—XV веках на территории полуостроваКрым. Татары заняли степной Крым в 1239 году, одновременно с походами Батыя на южно-русские земли, и подчинили себе остатки живших там половцев.
Татары делились на племена, колена и роды. Во главе племён стояли 6 старших феодальных семейств — «беи, беки» (Ширины, Барыны, Аргыны, Яшловы, Мансуры и Саджеуты), владевшие каждый огромными участками земли и составлявшие старшее звено феодальной лестницы. Их вассалами были главы колен и главы отдельных родов.
Эксплуатируемое феодалами рядовое татарское население пришло в Крым в чисто кочевом скотоводческом строе. Сеяли только небольшое количество ячменя для корма лошадей, необходимых татарам для походов за пленниками.
В первое время Крым составлял особый улус Золотой Орды; впервые он временно отделился от неё при хане Ногае. Вновь присоединённый к Золотой Орде после гибели Ногая (около 1290 года), Крым в XIV веке обычно управлялся ханскими наместниками, должность которых стала постепенно приобретать наследственный характер; столицей был г. Солхат (нынешний Старый Крым).
Окончательное отпадение Крыма от Золотой Орды произошло в XV веке.

 

 

15.Образование венецианских и генуэзских поселений в Крыму.
Во второй половине XIII в. на южном побережье Крыма греков сменили итальянские торговые республики - Генуя и Венеция. Крестовые походы открыли им доступ на рынки Востока. Уже в XIII в. генуэзцы и венецианцы получили разрешение от византийских императоров посещать Константинополь и торговать на Черном море. В 1204 г. Константинополь был завоеван крестоносцами, и на месте Византийской империи была создана Латинская империя.
Византийская империя была восстановлена лишь в 1261 г. при содействии Генуе. Новая Византийская империя предоставила генуэзцам и византийцам право свободного плавания в Черном море. В 70-х годах XIII в. генуэзцы купили у золотоордынских ханов разрешение устроить торговую факторию на месте древнегреческого города Феодосии, которая была названа Кафой.
Одновременно венецианцы устроились в греческом городе Сугдеи (Судак). Между Генуей и Венецией началась ожесточенная борьба за черноморские колонии, из которой победителем вышел Генуя. Она завладела греческими городами Крымского побережья, в том числе Херсонесом, Сугдея, Чембало (Балаклава), Боспором (Керчь). У Тани (Азов) имели свои кварталы и генуэзцы, и венецианцы.
На Черноморском побережье Кавказа Генуе принадлежали Анапа, Сухуми и другие города. В Украине итальянцы владели Мон-Кастро (Аккерман). Через свои колонии Генуя вывозила в большом количестве зерна, рабов, которых снабжали татарские феодалы, продукты животноводства (кожи), соль, с Кавказа - мед, воск, строительный лес, из Азовского моря - сушеную рыбу и икру. Взамен ввозились ткани, пряности, бакалея. Памятниками существования генуэзских колоний в Крыму и посегодни остаются руины стен и башен в Феодосии и других пунктах Крыма и расположена на неприступной скале мощная Судаке-ка крепость.
Золотоордынские ханы продолжали считаться верховными правителями всей территории Крыма, брали с генуэзских городов дань И подвергали их жестокому разорению в случае неповиновения. Татарское население, которое проживало на территории, подвластной генуэзцам, было подчинено татарскому хану. Но во внутренних делах генуэзские колонии были абсолютно самостоятельны и зависели только от Генуи, откуда к ним присылались консулы. Порядок внутри колоний определялся уставами, которые производились в Генуе. Отношения итальянцев с татарами регулировались договорами с крымскими наместниками. Генуэзские колонии в Причерноморье до-достигли значительного расцвета в XIV в. благодаря монопольному их господству на местных рынках. Но это богатство сосредоточивалось в руках небольшой группы купцов и ростовщиков, которые жестоко эксплуатировали бедное население, как генуэзские, так и туземные. В Кафе ожесточенная борьба между «большими людьми» («popolo grasso») и «людьми малыми» («popolo minuto») не раз переходила в открытые восстания.
В 1454 г. повстанцы выдвинули лозунг: «Да здравствует народ! Смерть знатным! " Сословная борьба осложнялась антагонизмом между кучкой генуэзских «граждан» и подвластным им бесправным туземного населения - греками, армянами, татарами

 

 


16.Социальные отношения в Кафе, Солдайе, Чембало. Дело братьев Гуаско. Развитие торговли в Кафе.

Государственный строй Каффы и господствующие в ней социальные отношения были чрезвычайно своеобразны, чему в значительной степени способствовало переплетение нескольких сосуществовавших укладов. Тщательно поддерживаемая на протяжении многих веков изолированность страны привела в конце концов к тому, что здесь сохранились многие пережитки далекого прошлого. Царь являлся верховным собственником всей земли, имущества и всех своих подданных, и поэтому мы можем говорить, что Каффа представляла собой восточную деспотию. Подобные права царя характерны именно для ряда стран древнего Востока, в первую очередь Египта и государств древнего Судана - Напаты и Мероэ. Однако власть Царя ограничивалась советом семи микиречо, состоявшим из старейшин, представителей семи наиболее влиятельных племен. Они образовывали верховный совет, без которого царь не имел права принимать ни одного важного решения. Более того, микиречо контролировали царя, следя за тем, чтобы он соблюдал все нормы обычного права и предписанные ему религиозные обязанности и ограничения. Ведь царь являлся не только верховным жрецом, но и сам считался живым богом. Поэтому со строгим выполнением им соответствующих обрядов связывались представления о благополучии и безопасности страны. Из сыновей умершего правителя микиречо выбирали ему преемника. Таким образом, в организации государства значительной степени сказывались пережитки родового строя. Народ в Каффе, объединенный в родовые и сельские общины, никакого участия в управлении страной не принимал. У него было лишь одно право - подчиняться. Старейшины общины собирались только для решения местных дел, например распределения податей. Широко было распространено рабовладение, особенно среди знати. Однако и рядовые каффичо имели по два-три раба. По мнению Ф. Бибера, до половины всего населения Каффы составляли рабы, которые наряду со свободными земледельцами были основными производителями. Рабы и их дети считались членами семьи, жили на земле хозяина и могли даже вести собственное хозяйство с его разрешения. Это типичные формы примитивного, патриархального рабства, характерные для большинства древневосточных рабовладельческих деспотий. Нет никакого сомнения в том, что более основательное изучение отношений, бытовавших в Каффе, поможет лучше понять многое из того, что до сих пор остается для нас неясным в социально-экономических отношениях древнего Египта, Напаты или Мероэ. Братья Гуаско, пожалуй, самые известные личности во всей многовековой истории Сугдеи благодаря делу братьев, которое сохранилось в архивах банка св. Георгия в Генуе. Наверное, нет ни одной книги, посвященной Судаку, в которой братья не были хотя бы упомянуты. В книге С. Секиринского “Очерки истории Сурожа” (1955 г.) опубликованы все 22 документа дела. В двух исторических романах, посвященных средневековому Судаку: А. Крупнякова “У моря Русского” и В. Владимирова “Последний консул”, братья входят в число главных действующих лиц. Конечно, мы тоже не можем обойти их молчанием, тем более, что отважились посетить их некогда грозное жилище. Генуэзскую крепость, известную сегодня как башня Чобан-Куле.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...