Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия аппликацией в детском саду 3 глава




В таблицу следует помещать разновидности растений, ко­торые произрастают в природных условиях той или иной мест­ности (в лесах, полях, оврагах, на лугах, по берегам водоемов, культивируются в парках, садах, помещении). Их доступность для наблюдений в течение почти круглого года обеспечивает непрерывность впечатлений, позволяет постоянно обновлять и усложнять содержание детской изобразительной деятельно­сти, закреплять приемы создания оригинальных аппликаций.

Рис. 3. Формы листовых пластин и приемы вырезания листьев

Каждый воспитатель, беря за основу принципы отбора и группировки растений, может составить подобные таблицы. Для этого он должен изучать природу своего края, система­тизировать разновидности растений, с которыми дети могут познакомиться на прогулках, экскурсиях, в помещении дет­ского сада.

При отборе цветочных форм необходимо хорошо знать спе­цифику строения и очертаний растения, чтобы наиболее пра­вильно и. ярко передавать в аппликациях внешние особенности тех или иных объектов в несколько стилизованном виде. По­этому из разнообразия видов надо вычленять такие растения, элементы которых имеют ясные, четкие контуры и симмет­ричное строение.

Разновидности форм и строения цветков в примерных таб­лицах объединены в шесть групп. Последовательность распо­ложения растений в каждой группе зависит от времени их цветения, формы цветка, а количество лепестков в цветке оп­ределяется нарастанием сложности приемов складывания и вырезания (от однократного сгибания пополам — для выреза­ния фигур с зеркальной симметрией до многократного сгиба­ния заготовки — для передачи четырех-, восьми-, трех-, ше­сти- и пятилепестковых форм).

Следовательно, порядок расположения цветков зависит не от увеличения количества лепестков, а от постепенного ус­ложнения приемов сгибания бумаги для вырезания симмет­ричных фигур. Включение в каждую группу нескольких раз­новидностей растений позволяет выделить основные свойства формы, строения частей и использовать при их изображении усвоенные приемы складывания и вырезания, варьируя каж­дый раз окраску бумаги, ее размеры, очертание лепестков.

В первую группу включают растения с цветками, которые в разрезе образуют чашеобразную форму с одной осью симметрии. В «Приложении» представлены наименования та­ких растений, наблюдение за которыми начинают с февраля в комнатных условиях, а затем постепенно проводят ознаком­ление детей с аналогичными цветками в естественных усло­виях их обитания.

Рано зацветают крокусы, тюльпаны, ландыши, а затем гиа­цинты, ирисы. Все лето цветет вьюнок, а к концу лета — лилия. Некоторые из растений имеют сросшиеся лепестки (ландыш, колокольчик, вьюнок), а другие состоят из отдельных ле­пестков и внешне образуют форму чаши, бокала или воронки (тюльпан, ирис, лилия, амариллис).

Цветки с одной осью симметрии имеют различные очерта­ния, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего особенности формы. Например, у колокольчика или лан­дыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составле-

 

 

ны из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и распо­ложение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка.

Для вырезания цветков из бумаги можно применить опи­санный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний конту­ра, окраски и величины бумажной заготовки позволяет полу­чить различные изображения колокольчиков, ландышей, ири­сов, лилий, глоксиний и др. В зависимости от особенностей кон­кретного цветка берется соответствующая заготовка бумаги. Так, тюльпаны, колокольчики, сон-трава, ландыш имеют почти одинаковые по форме цветки — в виде перевернутого колокола с острыми лепестками. Поэтому их вырезают из квадратной за­готовки после сгибания ее пополам. Держа левой рукой за сгиб, правой отрезают половину контура цветка. Он получается за­кругленным снизу и заостренным сверху, с цельным лепестком в середине и по противоположной стороне. Различие цветков передают путем изменения окраски и размера бумаги.

На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркаль­ной симметрией. Здесь выделены три группы форм, объеди­ненных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямо­угольник) и приемами складывания (в одном случае приме­няется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали). Использование этих приемов дает возможность отразить ок­руглость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямо­угольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием по­могает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками.

Красота аппликации достигается и правильным подбором цветной бумаги для фона, а также элементов цветков, листьев, стебельков. Это показано на примере ириса, который четко выделяется на темной основе (рис. 5).

Наличие цветной бумаги, ее тоновые различия дают воз­можность детям передавать в аппликациях образы таких рас­пространенных в природе растений, как тюльпаны, колоколь­чики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при вы­полнении аппликаций детям необходимо представлять воз­можность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, вы­разительность силуэтов.

 

Рис. 4. Приемы вырезания цветков в форме чаши, бокала

 

 

Рис. 5. Аппликация из бумаги. Ирис

Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, сим­метрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

В зависимости от количества этих лепестков цветы пример­но объединены в разные группы, основанные на склады­вании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвер­тую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу со­ставляют пятилепестковые цветки.

Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в ко­торую хорошо вписываются формы с равномерно распреде­ленными от середины к краям частями.

Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата по­полам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков вни­мание ребят фиксируется на признаках общности по количе­ству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина -— с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3).

Следовательно, варьирование окраски, строения и величины лепестков помогает детям передать в аппликации многообразие растений с четырьмя лепестками. Дополнение этих фигур эле­ментами серединок, тычинок, листьев, комбинирование разных растений на различном по окраске фоне способствует созданию красочных композиций, повышает художественный уровень их исполнения.

Цветки со множеством лепестков, симметрично располо­женных относительно серединки, условно передаются в ап­пликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризан­темы, маргаритки, ноготки, космея и др.). Они характеризу­ются разнообразием окраски цветков, правильным чередова­нием лепестков по окружности, что четко акцентирует центр фигур и их симметричность. В основе их вырезания из бумаги лежит прием деления квадрата на 16 равных частей от центра. Это получается путем еще однократного сгибания заготовки, используемой для вырезания четырехлепестников. Здесь про­является следующая закономерность симметрии: в процессе изображения форм с центрально-лучевой симметрией путем

 

Рис. 6. Приемы вырезания четырех- и восьмилепестковых цветков

 

 

складывания квадрата каждое новое сгибание заготовки по­полам вдвое увеличивает количество плоскостей симметрии. Так, при однократном сгибании вырезанная фигура имеет одну плоскость (тюльпан); при двухкратном — две; трехкрат­ном — четыре и т. д.

Варианты строения лепестков, особенности вырезания вось-милелестников путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6.

Для умножения лепестков надо применять такой прием: после вырезания двух одинаковых форм с восемью лепестками их наклеивают друг на друга так, чтобы лепестки верхнего цветка находились в просветах нижних лепестков. Наклеива­ние серединки завершает черты сходства аппликации с ори­гиналом. В зависимости от окраски цветков подбирают цвет бумаги для фигур и основы, на которую их наклеивают. На­пример, белые ромашки, хризантемы или астры красиво смот­рятся на контрастном фоне: черном, темно-синем, фиолетовом. Ноготки, гелениум или золотарник, в расцветке которых пре­обладают желто-оранжевые тона, хорошо выделяются на ко­ричневой или зеленой бумаге. В каждом из приведенных при­меров фон аппликации усиливает цветовую гамму и создает разнообразное ее звучание. Это содействует развитию у детей художественного вкуса.

Цветки с тремя лепестками для аппликации вырезают из квадратной бумаги путем ее деления на шесть равных частей (по 60°). Процесс складывания заготовки заключается в сле­дующем: сначала квадрат сгибают пополам, а потом от центра сгиба правую сторону прикладывают к левой так, чтобы по­лучилось равенство обеих частей. Затем, как и в предыдущих случаях, отступя от середины сложенной заготовки, вырезают половину лепестка. После разворота наклеивают трехлепестко-вую форму, отображающую строение цветков (частуха, водо-крас, традесканция).

Приемы вырезания этих цветков и других форм с тремя лепестками представлены на рис. 7 {верхняя часть). Склады­вание квадрата на шесть частей используется также при изо­бражении в аппликации тройчатых листьев земляники, кис­лицы, печеночницы, ветреницы, клевера, купальницы.

Еще однократное деление заготовки бумаги, предназначен­ной для вырезания трехлучевых фигур, дает возможность вдвое увеличить количество лепестков, т. е. передать в ап­пликациях строение и форму шестилепестников. Новое деление на двенадцать частей (по 30°) применяется при вырезании цветков нарцисса, сциллы, кливии, гусиного лука и т. д. Цве­тение многих из них начинается с марта в комнатных усло­виях, продолжается до осени и заканчивается в декабре. Это помогает организовать наблюдение за растениями в течение длительного времени: периодически их рассматривать, срав­нивать одни формы с другими, выделять признаки общности

 

Рис. 7. Приемы вырезания трех- и шестилепестковых цветков

и различия. Такие наблюдения важны для передачи в ап­пликациях разнообразных форм одинаковыми приемами об­работки и вырезания из бумаги. На рис. 7 (нижняя часть) наглядно показаны пути варьирования приема сгибания квад­рата и изображения разновидностей цветков с шестью ле­пестками.

Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на две­надцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок. После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопо­ставление цвета основы и вырезок помогает передать ажур­ность снежинок, выделить равномерное чередование повторя­ющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8.

В процессе вырезания снежинок внимание детей направ­ляется на самостоятельные поиски различных композиций по­строения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы.

Цветы с пятью лепестками привлекают внимание детей яркой окраской, компактной звездчатой формой, различно очерченными лепестками. В аппликации такие особенности легко передаются с помощью складывания квадрата на десять частей. Для этого его сначала складывают пополам, затем от середины фигуры ее правую сторону прикладывают к левой так, чтобы правая часть получилась вдвое шире левой. Ши­рокую половину складывают еще раз пополам, а левую отги­бают назад. При этом все сгибы должны совпадать друг с другом, а угол наклона заготовки должен быть равным 36°. На рис. 9 показана последовательность сгибания квадрата и варианты вырезания цветков с округлыми, заостренными и выемчатыми лепестками. При необходимости передачи осо­бенностей какого-то цветка выбирается соответствующий цвет бумаги и одна из разновидностей форм лепестков. Так, для изображения флокса подходит вариант фигуры на рис. 9, 3. В этом случае перед детьми ставится цель: вырезать несколько одинаковых форм, чтобы потом получить аппликацию в виде соцветия «корзиночки» белого, лилового, сиреневого и любого другого цвета (на выбор). От цвета фигур зависит выбор ок­раски фона; это помогает создать красочную композицию цвет­ка в сочетании со стеблем, листьями, серединками.

Таким образом, в зависимости от формы, количества и кон­фигурации лепестков цветка воспитатель использует разные приемы и последовательность складывания заготовки бумаги на части. Это позволяет передавать в аппликации как общие, так и отличительные особенности конкретных растительных форм. Данные особенности познаются в процессе обследования, детального рассматривания и сравнения элементов. Особое вни­мание при этом следует уделять' восприятию симметричности

 

 

Рис. 8. Варианты снежинок

Рис. 9. Приемы вырезания пятилепестковых цветков

расположения частей цветка, листьев, их округлости, заост­ренности, зубчатости или выемчатости формы, плавности пе­рехода одной части в другую. Отмечается красота, разнооб­разие окраски и величины при сопоставлении фигур друг с другом и с остальными элементами в предметных, тематиче­ских и декоративных композициях.

Овладение приемами сгибания заготовки для вырезания симметричных форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою ра­боту, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме, величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из особенностей растений.

Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании аппликаций, отражающих мир насекомых (ба­бочки, стрекозы), образы сказочных персонажей, героев муль­типликационных фильмов. Многие из них имеют симметрич­ное строение, и поэтому при вырезании из заготовки бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали.

При отборе фигур для аппликации воспитатель должен учитывать особенности их конфигурации и постепенно услож­нять задания для детей. Так, в соответствии с программными требованиями в старшей группе детского сада обучение при-

 

емам симметричного вырезания по сгибу осуществляется сна­чала на простом материале. Дети учатся вырезать вазы, елоч­ки, простые по форме листья, цветы. Затем в задание вклю­чается изображение бабочек, Петрушки, Винни-Пуха, Снегу­рочки (рис. 10). Перед детьми ставится задача: передать стро­ение, порядок и форму основных частей, сделать дополнитель­ные наклейки (глаза, уши, детали одежды, декоративные эле­менты).

Просто и ярко получаются в аппликациях образы литера­турных героев и персонажей из мультфильмов. На рис. 11 даны две аппликации, изображающие Винни-Пуха и Чебу­рашку. Их надо вырезать из прямоугольной заготовки соот­ветствующей окраски. Первоначально заготовка делится по­полам по вертикали. Например, Винни-Пух изготавливается из коричневой бумаги 12x9 см. После ее складывания вырезают половину фигуры от сгиба, а после разворота силуэта из свет­ло-коричневой бумаги вырезают парные части: раковины ушей, лапы, глаза, а также живот, нос. Таким же образом выполняют фигуру Чебурашки. У него следует выделить такие характерные признаки, как большие уши, крупная голова и сравнительно маленькое туловище. Более светлым тоном ак­центируют расположение и форму основных частей.

Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвле­чение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных эле­ментов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации ска­зочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Пре­красной.

В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или платья — рис. 12,3). Отдельно • надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги (рис. 12, 4). По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только де­тали одежды, головной убор, обувь передают черты сказоч­ности, с которыми дети знакомятся при рассматривании ил­люстраций к сказкам.

Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить

 

Рис. 10. Приемы вырезания бабочек

 

 


 

Рис. 11. Приемы вырезания симметричных фигур: Винни-Пух и Чебурашке

 

 

Рис. 12. Приемы изображения фигуры человека

 

 

Рис. 13. Варианты оформления фигур девочек и мальчиков

 

 

Рис. 14. Аппликации с изображением сказочных персонажей: Мурзилка, Незнайка, Красная Шапочка, Мальвина

 

 

двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль по­полам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей (рис. 12, 1, 2). Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке (рис. 13). Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вы­резают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бу­магу складывают цветной стороной внутрь.

На рис. 14 показаны варианты аппликаций, выполненных из отдельных частей и отражающих образы любимых до­школьниками сказочных персонажей: Мурзилки, Незнайки, Красной Шапочки, Мальвины. В процессе выполнения подоб­ных аппликаций можно внести в образы некоторые изменения, упростить их, сварьировать цвет одежды, украшения, прическу и т. д. Такой подход к выполнению заданий способствует художественно-творческому развитию дошкольников.

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержа­ния, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, до­школьники должны научиться трансформировать их, прида­вать им разные позы, а значит, более гибко, творчески и с-" пользовать знакомые приемы изображения.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (ры­бы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изо-

 

бражениё из бумаги или других материалов производится бес­прерывным слитным движением ножниц по мысленно созда­ваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки перво­бытных людей так напоминают тени — силуэты.

Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в твор­честве многих известных художников, таких, как Ф. П. Тол­стой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Ку­стодиев, Е. С. Кругликова и др.'.

Большой интерес представляют силуэты для теневого те­атра, созданные художниками и педагогами Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимовым. Эти силуэты они показывали детям в школах, детских садах, на вечерах, в первом москов­ском детском театре (1919 г.). Художники понимали и отме­чали, что «разговор с детьми при помощи силуэта — предмет­ный, решительный и короткий, как лозунг». Некоторая ус­ловность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ре­бенком как реальность. «Именно потому, что силуэт — обоб­щение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено...»2 Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаро-вой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщатель­ного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их ча­стей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варь­ируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, от­бирать для наклеивания наиболее удачные вырезки3.

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность ше­стилетним детям отображать в аппликации разнообразное со­держание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, на­правляет развитие комбинаторных способностей. Условия того

1 См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта.— Л.: Художник РСФСР,
1970.

2 Симонови ч-Е ф и м о в а Н. Я. Записки петрушечника.— М.: Ис­
кусство, 1980.—С. 226.

3 См.: Гусарова И. Л. Аппликация в детском саду.—М.: Просве­
щение, 1968.

 

или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в ди­намическое, установить взаимосвязь между образами и пред­метами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию следует целена­правленно и последовательно сообщать детям знания об изо­бражаемых предметах и явлениях, формировать культуру зри­тельного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обес­печивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чув­ства и ручная умелость, что помогает достичь точности, вы­разительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, на­правленной на обследование предмета, выделение и запоми­нание его характерных особенностей, установление взаимо­связи частей по форме, величине, пространственному распо­ложению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого дви­жения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более слож­ным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очер­таний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и руч- 1 ки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотноше­ние частей по форме, величине, сочетать при вырезании пря­молинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силу­эты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или ап-

 

 

Рис. 15. Приемы вырезания посуды

пликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по ап­пликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на дру­гом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели, Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и тради­ционные, формы изделий с яркими орнаментами.

На рис. 16 представлены образцы украинской народной керамики (кувшин, тыква, куманец, баклага). В верхней части показаны мотивы росписи в виде отдельных цветочных деко­ративных форм и варианты узорных композиций, располо­женных на силуэтах изделий. В одних случаях узор строится по типу декоративной ветки (рис. 16, 7, 10), в остальных обрамляет тулово поясом (рис. 16, 8) или вьется в виде венка по окружности куманца (рис. 16, 9).

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асим­метричной формы важно научить ребенка определенной по­следовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зри­тельные опоры для более правильной передачи силуэта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...