Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социокультурной нормы




Выше уже отмечалось, что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы. Выполнение разных регулятивов, оче­видно, порождает разные формы пове­дения. Во всякой культуре одни поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, характерными для большинства, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, авторого — отклоняющимся, или девиантным.

Регулятивы нормативного поведения называются социокультурными (а также культурными или соци­альными) нормами.

В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма» 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо (например, «войти в норму» -- значит прийти в порядок обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»).

Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Стоит, однако, заметить, что узаконенность и признанность норм в культуре не опирается непременно на какие-то «официальные» указания, распоряжения или инструкции. Они узаконены и признаны, прежде всего, в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписаными». Но, разумеется, вполне возможно сделать эти нормы «писанными». Нередко их фиксируют документально и утверждают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы конституции, кодексы законов, указы и постановления президента правительственных органов — являются официальным выражением культурных норм, которыми регулируются гражданские, имущественные и др. общественные отношения. Правда, юридические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами. К тому же эти формулы не исчерпывают и не могут исчерпать все разнообразие действующих в обществе культурных норм.

Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого.

Вот, например, вы берете в столовой поднос, ложку, вилку и замечаете, что они чуть-чуть липкие: недостаточно чисто вымыты. Это не значит, что их вообще не мыли. Нет, предложить посетителям совсем немытую посуду — значит очевидным образом отступить от норм гигиены, соблюдения которых те вправе потребовать. Это чревато жалобами, скандалами, штрафами и пр. Но чтобы довести посуду до идеальной чистоты, надо потратить больше времени, труда, моющих средств. Работники столовой вымыли посуду, но — с наименьшими затратами: ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы избежать неприятностей. Таким образом, они — скорее всего, даже не задумываясь над этим, — оценили ваши санитарно-гигиенические требования и довели чистоту до нормы, требуемой вами. И не больше, и ни меньше! Эта норма и есть норма культуры. Оценка ее дается работниками столовой достаточно точно: иначе они либо будут делать «лишнее», чего посетители, как правило, и не требуют, либо же им придется столкнуться с жалобами и скандалами.

Теперь представим себе, что вы выразили недовольство качеством мытья посуды. Конечно, вы можете потребовать, чтобы вам дали более чистую, И если вы проявите незаурядную настойчивость, то, весьма возможно, добьетесь этого. Однако вряд ли после вашего демарша качество мытья существенно изменится. Скорее всего, все останется по-старому. Более того, вы почти наверняка обнаружите, что ваши справедливые претензии вызывают косые взгляды не только у работников столовой, но и у посетителей. Не удивляйтесь — они думают почти одинаково: «Ишь, какой чи­стюля выискался! Только работать меша­ет! Больше всех ему надо... » В одиночку культурные нормы не изменишь. Другое дело, если бы не только вы, но и многие другие стали решительно требовать боль­шей чистоты. Но это означало бы, что ра­бота столовой не соответствует сложившим­ся культурным нормам, и тут под угрозой неприятностей (вплоть до полной потери клиентов) пришлось бы предпринять необ­ходимые меры.

Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные пред­ставления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный кон­троль над поведением людей, стимули­руя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы социального контроля — общественное мнение (неформальный, неофициаль­ный контроль) и административное уп­равление (формальный, официальный контроль).

В общественном мнении основны­ми средствами контролирующего воз­действия являются процедуры убеж­дения, морально-психологического воз­награждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хо­роший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (недоволь­ный взгляд, критика, брань, угрозы, бойкот).

Административная система, опи­раясь, в конечном счете, на закон и властные структуры государства, пред­полагает использование материальных и «силовых» средств воздействия: при­нуждение с помощью насилия, возна­граждение в виде премии, повышения жалования, должностного продвиже­ния, наказание в форме штрафа, пони­жения в чине, увольнения, лишения свободы и даже жизни.

Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений является не­пременным условием существования культуры.

Общество заинтересовано в этом по­тому, что соблюдение социокультур­ных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как от­ступления от норм чреваты непредс­казуемыми последствиями. Опасаясь девиантного поведения, люди вынуж­дены с подозрением относиться друг к другу.

Когда вам предлагают сесть на стул, то вы можете спокойно усесться потому, что уверены в безопасности этого действия. Такая уверенность — следствие убеждения, что человек, предложивший вам сесть, соблюдает нормы культуры и не подставил вам стул со сломанной ножкой или иголкой в сиденье. Если такого убеждения у вас нет, то приходится принимать меры предосторожности. Обычно от того, что кто-то нарушает нормы, страдают больше всего не сами нарушители, а другие люди, не повинные в девиациях.

* Так, во многих вузах стали закрывать на ключ учебные аудитории, чтобы спасти находящееся в них оборудование от порчи и воровства. И из-за того, что среди студентов нашлось несколько вандалов и воров, все остальные вынуждены толпиться в перерыве перед дверьми, ожидая преподавателя с ключом.

Девиантное поведение, как правило, вносит в жизнь общества неудобства — даже тогда, когда оно направлено на замену устаревшим социокультурных норм новыми, более прогрессивными, как это бывает, например, в революциях. Смена норм чаще всего сопряжена с трудностями и беспорядками.

СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки общества» - обычаи, традиции, в оболочке которых одни и те же нормы могут сохраняться в неизменности веками.

В первобытные времена культурные нормы образуют системы правил, регламентирующих разделение труда в племени, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта, управления.

Так, у тасманийцев существовала настолько четкая система правил жизни, что она позволяла им обходиться без какой-либо племенной власти — без вождей, старейшин и жрецов. Эти правила определяли отношения внутри тасманийской семьи, насчитывавшей 30-50 членов, границы кормовой области — территории, по которой семья могла кочевать, условия взаимодействия семей в составе племени. По четким правилам организовывались коллективные облавы на кенгуру, в которых принимало участие до 300 человек. Для руководства ими каждый раз выделялся наиболее сильный и опытный охотник племени (после окончания облавы он вновь становился рядовым членом общины, не имеющим никаких привилегий). Охотой на тюленей и опоссума должны были заниматься женцины. На стариков возлагались обязанности по обучению и тренировке мальчиков. Почитание старших было общеобязательным требованием, нарушители которого карались всеобщим презрением. В правила жизни тасманийцев входило также устройство праздников с песнями, танцами и общей трапезой.

Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм — обряды, ритуалы, церемонии, которые предписывают стандартные образцы поведения в различных жизненных обстоятельствах. Нередко они отличались большой сложностью.

В южноамериканском племени баронга женщине, потерявшей мужа, надлежало вступить в новый брак с одним из его родственников. Но прежде она должна очиститься от скверны, ставшей ее уделом из-за смерти мужа. Для этого ей надо покинуть стойбище, тайно отдаться какому-то стороннему человеку, вырваться и сбежать от него, после чего она возвращается домой уже освобожденная от своего несчастья, И тогда через некоторое время тот род­ственник, который — опять же в соответ­ствии с правилами — наследует эту женщи­ну, приносит ей подарок, и она становится его женой. Но дети ее и от первого, и от вто­рого брака будут принадлежать не второму мужу, а сыну первого мужа, кроме родив­шихся в новом браке девочек. Во всех примитивных племенах большими ритуальными церемониями обставлялись похороны. Обряд похо­рон обычно требовал сбора всех сопле­менников умершего.

В африканских племенах покойный не мог быть погребен, прежде чем не при­дут все его сородичи, даже живущие очень далеко. Приходили все — непришедшие на­влекали на себя подозрение в колдовстве, вызвавшем смерть. Перед захоронением тела старейшины рода спрашивали: «Дол­жен ли наш умерший брат кому-нибудь кукурузу, земляной орех или еще что-то? Не должен ли ему кто-нибудь из вас? Пусть скажут сейчас и не лгут, чтобы можно бы честно рассчитаться со всеми долгами». Ус­траивавшаяся затем поминальная тризна как бы символизировала сплоченность рода против хаоса, который поглотил одного из его членов.

Наряду с требованиями, предписы­вающими что-то сделать, культурные нормы в архаических обществах выра­жаются также в разнообразных табу — запретах и ограничениях. Табу высту­пают как средства защиты от возмож­ного вреда, который может быть нане­сен племени и его отдельным членам. Под защитой многочисленных табу на­ходятся дети, старейшины, жрецы, вожди. Табу предотвращают наруше­ния обычаев, с которыми сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, приготовление и прием пищи, охота и другие трудовые занятия, религиозно-культовые церемонии. Они охраняют от неосторожного обращения огонь, жилище, орудия труда и другие объек­ты, имеющие существенное значение в обеспечении существования людей.

У первобытных народов существо­вали табу племенные, родовые, семей­ные, индивидуальные. Общеплеменное табу, к примеру, запрещало брак с чужаками. Это было важно для под­держания единства племени. Табу тре­бовало от мужчин, чтобы они не при­касались к женщинам в период менст­руации, а женщины в этот период не готовили пищу для мужа. Вождь аф­риканского племени был заключен в ог­раду из строгих табу, как в клетку. Он не должен был сам открывать дверь, ходить босым и касаться какой-либо частью тела земли, спотыкаться, бо­леть свыше четырех дней, входить в реку, вставать, когда кто-то около него сидел, и т. д. Если он преступал табу, с его ноги снимали сандалию и вынуж­дали его ступить босой ногой на зем­лю. После этого он считался низложен­ным. Особенно страшным считалось не­замеченное, скрытое, невольное или случайное нарушение табу. Это грози­ло нарушителю смертью. Проболевше­го более четырех дней вождя, если он не умирал сам, должна была отравить его сестра.

Современному человеку многие древние обычаи могут казаться стран­ными и бессмысленными. Бросается в глаза их как будто ничем не мотивиро­ванный, случайный характер.

В Уганде женщины почему-то не дол­жны были прикасаться к шкуре антилопы. В Замбии табу запрещало вносить в дерев­ню череп убитого в лесу муравьеда. В Мо­замбике и Танзании нельзя было на празд­нике разжигать огонь от «старого огня».

Но дело в том, что нам плохо изве­стны обстоятельства, которые приве­ли к появлению тех или иных обря­дов, ритуалов, табу. Надо иметь в виду, что культурные нормы древних людей были связаны с мифологичес­кими представлениями о мире. Фигу­рирующие в мифах божества, духи, священные тотемные животные, счи­тавшиеся предками родов, восприни­мались как важные действующие лица в жизни человеческого общества. Отношения с ними были для человека столь же реальны, как и отношения с окружающими людьми. По этому сложная и причудливая совокупность обычаев и традиций, в которыебыли окутаны культурные нормы в древних обществах, охватывала как взаимоотношения между людьми, так и взаимоотношения людей с потусто­ронними силами. Многие таинственные обряды и запреты имели магический характер и были связаны с привлечением или, наоборот, устранением воображаемых сил, рожденных фантазией древнего человека. Жертвоприношения богам, духам предков, священнным животным предназначались для того, чтобы умилостивить их. Зажигание нового огня от старого очага табуировалось потому, что «старый огонь» мог быть заражен недоброжелательными духами. Могилу надо было ограждать частоколом, чтобы помешать духу похороненной выйти из нее.

В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывается. Сохраненные издревле народные обычаи зачастую получают символический смысл, связанный с более зрелыми формами религии или с решением задач повседневной жизни.

Символический смысл имеют некоторые ритуалы свадеб­ной церемонии. На Руси, так же как и в некоторых других странах, древний обы­чай требовал, чтобы в первую ночь ново­брачная снимала у мужа сапоги. Этот обы­чай «изображал покорность, рабское отно­шение, даже унижение... Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во вре­мена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его разуть». На сле­дующий день молодая жена должна была предложить всем гостям, начиная со свек­ра и свекрови, помыть руки, и поливать им воду из ковша. «В этом простом обря­де таится тот смысл, где новобрачная вы­ражает готовность на покорность, услуги и смирение не только перед мужем, но и перед всеми его родственниками».

Однако главную роль в жизни об­щества играют не столько обряды и ри­туалы, имеющие символический смысл, сколько культурные нормы, прямо и не­посредственно регулирующие отноше­ния между людьми. Так, упомянутые выше свадебные обряды лишь симво­лически выражают реальные нормы патриархальных семейных отношений, прямо и непосредственно устанавлива­ющие полное подчинение жены мужу.

У русских крестьян общепринятой нормой была «помочь» — взаимопо­мощь, которую крестьянские семьи ока­зывали друг другу при уборке урожая и других делах, требовавших концентра­ции больших трудовых усилий на ко­роткое время. Эта норма была очевид­ным образом обусловлена климатичес­кими особенностями русской природы с ее долгой зимой и сжатыми сроками про­ведения сельскохозяйственных работ. «В русских деревнях и селах есть обы­чай осенние мужские и женские труды обрабатывать сообща или помочами, что имеет ту хорошую сторону, что дела идут успешнее, особенно в тех семействах, где малолюдно, или рабочих сильных и здо­ровых рук очень мало».Помимо жат­вы хлебов, совместно делались полотушки (очистка грядок от сорняков), потрепушка (трепание льна), капустница (рубка капусты). «Помочи» обычно оканчивались угощением. Сходный обы­чай был в Германии и Франции (при сборе и выжимании винограда).

Нормы такого рода имеют под со­бою ясное практическое основание, хотя оно нередко и облекаются в тра­диционные мифологические одежды. Эти нормы фиксируются как народны­ми обычаями и традициями, так и принципами морали, религиозными за­поведями, законодательством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...